Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

3 - 2007

Дом для Джека, или Как создается ИСОГД Тюменской области

Сергей Гудович

Информационная система обеспечения градостроительной деятельности становится все более привычным понятием. Появилась и удобочитаемая аббревиатура — ИСОГД, потеснившая термин «градостроительный кадастр». Впрочем, вещи это все-таки разные: ИСОГД — не только свод документированных сведений о градостроительной деятельности территорий, но и система, обеспечивающая планирование и анализ территориального развития.

А вот задачу создания и поддержания информационной системы новый Градостроительный кодекс перенес на органы местного самоуправления, к чему они сегодня не готовы. Причин множество: и экономия на штатах архитектурных отделов, и отсутствие специалистов информационного направления, и устаревшая либо отсутствующая картографическая основа ведения дежурного плана, и просто непонимание — зачем муниципальному образованию вообще нужна ИСОГД…

Но о каком развитии и каком планировании может идти речь без комплексного анализа состояния территории на базе собранных в информационную систему сведений?..

Итак, с 1 июля 2006 года, согласно Градостроительному кодексу (ст. 56, 57) и закону, который ввел его в действие, заботы об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности возложены на местное самоуправление. Этот процесс регламентируется вышедшим 9 июня 2006 года постановлением Правительства РФ № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности». В связи с изменениями в Градостроительном кодексе (ФЗ 232-фз от 08.12.06) «Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности».

В этих условиях основной задачей субъектов РФ становится максимальное содействие органам местного самоуправления в создании и развертывании служб, способных вести ИСОГД. В Тюменской области этой непростой проблемой с 2005 года занимается Главное управление строительства и, в частности, его структурное подразделение — Управление градостроительной политики. В соответствии с целевыми программами «Электронная Тюменская область» и «Основные направления градостроительной политики и жилищного строительства в Тюменской области» на конец 2006-го автоматизированные системы ИСОГД были развернуты в Тюмени, Ишиме, Тобольске, Ялуторовске, Заводоуковске и в Уватском районе.

Создание системы начиналось как пилотный проект в городе Ишиме, а реализации этого проекта предшествовал пятилетний этап, включавший анализ внедрения подобных решений и отработку модельных программных систем ведения градостроительного кадастра Ишима и Викуловского района.

Для автоматизированного ведения строящихся и существующих объектов недвижимости, формирования сводного отчета по заданному периоду и мониторинга объектов строительства предназначена автоматизированная база данных (АБД) «Реестр объектов градостроительной деятельности» (рис. 1). Эта программа, разработанная и внедренная в Ишиме с помощью наших специалистов, неоднократно демонстрировалась как пример передового опыта создания и ведения муниципальных градостроительных систем в Тюменской области.

Рис. 1

С администрацией Ишима в 2003 году было заключено соглашение о проведении совместных работ в этом направлении. На основе АБД создана и развернута система автоматизированной подготовки градостроительных паспортов по всем муниципальным образованиям на базе ГУП ТО «АГЦ».

Разработаны программные модели представления данных ТКС в разрезе территорий области, получившие название «ГРАДИС». Одной из целей этой работы была демонстрация основных возможностей применения методов территориального анализа и представления данных территориального планирования на базе слоев ТКС области (рис. 2).

Рис. 2

Понимая сложность формирования градостроительного банка данных региона, мы подробно ознакомились с историей создания и внедрения систем такого уровня в России. В 2005 году к участию в пилотном проекте был приглашен разработчик, имеющий опыт создания современных мощных картографических систем в области градостроительства. В том же году компания CSoft (www.csoft.ru) разработала проект информационной градостроительной системы, и на основе градостроительных данных, накопленных в Ишиме, была продемонстрирована действующая программная модель муниципального градостроительного кадастра.

Со второго полугодия 2006 года муниципальные образования приступили к работам по созданию базы данных об объектах капитального строительства. Поскольку отдельные попытки формирования информационных систем на территории Тюменской области уже предпринимались, а наиболее ценная в содержательном плане информация накапливалась в формате MapInfo, самым разумным оказалось действовать по принципу «Не навреди». Были разработаны правила и технические условия, позволившие с минимальными потерями, вызванными отсутствием системы справочников, регламентированного классификатора объектов и т.д., преобразовать накопленные данные в структуру данных внедряемой ИСОГД. Для этого специалисты отдела информационного обеспечения и градостроительного кадастра Управления градостроительной политики разработали структуру основных показателей объектов капитального строительства для формирования временных массивов данных с их последующим преобразованием, обеспечивающим доступ из специализированного программного обеспечения для ведения ИСОГД.

Поэтапный характер процесса обусловлен разным уровнем подготовки персонала территориальных органов архитектуры и различиями в их технической и технологической обеспеченности. Не все муниципальные районы справились с задачей сразу — одной из проблем оказалось отсутствие топографической основы для ведения дежурного плана. На 2007 год запланированы создание и обновление топографической основы всех центров муниципальных районов, а также разработка схем их территориального планирования (рис. 3).

Рис. 3

Таким образом, к концу года мы планируем сформировать основы градостроительного банка данных Тюменской области, что позволит:

  • скоординированно обновлять дежурные карты и планы;
  • согласовывать схемы территориального планирования;
  • контролировать выполнение градостроительных регламентов и схем территориального планирования;
  • принимать обоснованные решения по размещению объектов капитального строительства местного, регионального и федерального значения;
  • вести мониторинг использования территорий.

Что касается нормативного обеспечения, то сейчас на уровне российского правительства предпринимаются попытки представить роль ИСОГД в российской инфраструктуре пространственных данных — с учетом смежных кадастров и федеральных ведомственных систем (без данных земельного кадастра, адресного реестра и сведений БТИ информационная система не может считаться полной). А ведь сведения ИСОГД являются формирующим звеном кадастра недвижимости. Что мы ожидаем от правительства в этом году? Прежде всего восстановления роли субъекта Российской Федерации в системе формирования ИСОГД, а также определения единой структуры адресного реестра в РФ с однозначным определением его формирования в структуре ИСОГД. Необходимо также определить межведомственные стандарты совместимости информационных систем и межведомственные классификаторы.

Итак, для правильного функционирования информационной системы требуется актуальная топооснова, которую нужно получать с необходимыми обновлениями от соответствующих служб, на которой находятся земельные участки, которые находятся в ведении Роснедвижимости, на которых стоят строения, информация о которых находится в органах Ростехинвентаризации, к которым подходят инженерные коммуникации, которые… Не правда ли, это сильно напоминает детский стишок, где все сводится к «дому, который построил Джек»?

Только вот из каких кирпичей строить дом Джеку? Другими словами, какие технологии следует использовать для создания ИСОГД? Десятилетний опыт создания кадастров в России определил ряд главных технологических ориентиров. Это масштабируемость (принципиальный состав решения не должен меняться при лавинообразном росте числа пользователей), открытость (возможность использования накопленной информации в форматах распространенных программных средств), надежность (разработка производится на основе постоянно совершенствуемого базового программного обеспечения от всемирно известных компаний) и расширяемость (возможность написания собственных приложений на распространенных языках программирования).

По результатам проведенных в 2005 и 2006 годах конкурсов право разработки систем ИСОГД Тюменской области предоставлено компании CSoft. В эти же годы шло активное пилотное внедрение ИСОГД в Ишиме. При непосредственном участии специалистов комитета по архитектуре и градостроительству и активной поддержке администрации города был отработан основной функционал ИСОГД на базе данных градостроительного кадастра города Ишима, конвертированных в систему ведения ИСОГД — UrbaniCS.

Пользовательское программное обеспечение было установлено на 12 стационарных рабочих местах, а также на двух переносных компьютерах, с использованием репликаций с сервера — это обеспечило мобильное использование системы на выездных совещаниях.

Задачи и функции:

  • элементы документооборота с отслеживанием письма-заявки;
  • многопользовательская работа в режиме реального времени с разграничением полномочий;
  • мониторинг и паспортизация объектов;
  • ведение реестров: адресного, объектов капитального строительства и градостроительных документов;
  • ведение единой картографической основы, включающей адресный и дежурный план, схемы территориального планирования, планировки, зонирования, регламентов, тематические карты, предназначенные для многопользовательского доступа;
  • подготовка справочной, статистической, аналитической информации;
  • ведение широкого спектра отраслевых (ведомственных) справочников;
  • подготовка и печать градостроительных документов.

На 2007 год запланирована установка типового программного обеспечения ИСОГД, предложенного компанией CSoft, в остальных 20 муниципальных районах Тюменской области.

Финансирование организации и ведения ИСОГД на территории муниципальных образований заложено в бюджете Тюменской области на текущий год в виде субвенций, передаваемых муниципальным образованиям. Для сельских муниципальных образований эта сумма составляет 438 тыс. руб., для городских округов — 1440 тыс. руб.

Начиная со II квартала этого года муниципальные ИСОГД начнут оснащаться программно-аппаратными комплексами и каналами связи с областным центром в счет финансирования мероприятий областной целевой программы «Электронная Тюменская область». Таким образом будет создаваться технологическая база единой системы ИСОГД в масштабе всей области. Накопление сведений информационной системы ведется с опорой на автоматизированную систему учета документов, что позволяет отследить судьбу каждого документа в увязке с ограничениями, обусловленными осуществлением градостроительной деятельности на территории города. Многопользовательский доступ к базе данных и применяемая система справочников позволили увеличить темпы внесения информации и снизили вероятность ошибки оператора при вводе данных с рабочих мест. Простота пользования программным продуктом сводит к минимуму время обучения операторов и внешних пользователей.

В развитие ИСОГД предложены разработки для ГИС инженерных коммуникаций, которые основаны на тех же системно-технических решениях. Предварительно мы проанализировали опыт внедрения этих систем в Калининграде и Калининградской области, а также в Мытищинском районе Московской области.

Суть связи ГИС инженерных коммуникаций и ИС обеспечения градостроительной деятельности заключается в организации обмена информацией между эксплуатирующими организациями и органами архитектуры и градостроительства. В результате такого обмена, реализуемого по единой отработанной технологии и производимого на основе цифрового дежурного плана, стороны на взаимовыгодной основе получают оперативные данные по состоянию инженерных сетей и паспортизации объектов инженерного обеспечения. На данный момент пилотное внедрение таких комплексных решений проведено в городах Тюмени и Ишиме.

ГИС-решение CSoft, внедряемое в Тюменской области, — это программный комплекс UtilityGuide для управления инженерными коммуникациями города и предприятий, включающий самостоятельные программные приложения для сетей тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.

В области методического и правового обеспечения наших проектов ведутся переговоры со специалистами Института территориального планирования «ГРАД». По результатам этих переговоров мы надеемся получить модель системы правового регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений в муниципальных образованиях Тюменской области на основе ИСОГД.

Рис. 4

В компании «Совзонд» нами были заказаны космические снимки высокого разрешения, выполняемые спутником QuickBird и охватывающие территорию Тюмени (322 км 2 ). Такие материалы (рис. 4) необходимы для оперативного отслеживания изменений градостроительной деятельности и обновления топографических карт в целях планирования и мониторинга городской территории. Специалистами фирмы CSoft эти снимки были подключены в виде подложки к дежурному плану Тюмени. Применение ДДЗ в ИСОГД позволяет вести дежурные планы территорий в отсутствие векторных карт, осуществлять градостроительный мониторинг и планирование. Съемка периодичностью два раза в год (весной и осенью) обеспечит нас картографической базой градостроительных изменений на наиболее перспективных территориях и возможностью отслеживать (на базе архивных данных) изменения в городской застройке. Муниципальные органы, работая над планированием городской инфраструктуры, получат возможность выбрать наиболее экономичный и безопасный для окружающей среды способ использования природных ресурсов.

ИСОГД — это основа будущей муниципальной информационной системы, прежде всего — для муниципальных районов.

Внедрение ИС позволит:

  • создать эффективную систему учета объектов градостроительной деятельности, градостроительных изменений объектов недвижимости, усовершенствовать информационное обеспечение процессов выдачи разрешительной документации;
  • сократить время поиска и предварительной обработки информации об объектах градостроительной деятельности;
  • обеспечить оперативное предоставление общедоступной информации широкому кругу пользователей в соответствии с законодательством и регламентами;
  • повысить эффективность использования градостроительных информационных ресурсов;
  • устранить трудоемкий процесс составления отчетов;
  • обеспечить функции оперативного градостроительного мониторинга, осуществляемого на основе документов территориального планирования.

Этапы развертывания ИСОГД в Тюменской области:

  • 2005-2006:

- создание проекта информационной системы обеспечения градостроительной деятельности,

- оснащение субъектов ИСОГД базовым и прикладным ПО, обеспечивающим функционирование информационной системы (Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск, Уватский район),

- пилотное внедрение систем «Инженерные коммуникации» в Тюмени и Ишиме, организация взаимодействия с МИСОГД,

- обучение специалистов, ведущих ИСОГД, работе с программным обеспечением,

- формирование системы сбора градостроительных данных МИСОГД в градостроительный банк ТО;

  • 2007-2008:

- комплексное оснащение органов архитектуры и градостроительства муниципальных образований оборудованием с установленным базовым и прикладным ПО, обеспечивающим ведение ИСОГД,

- внедрение программного модуля «Адресный реестр» на территориях муниципальных образований юга Тюменской области,

- внедрение систем «Инженерные коммуникации» на территориях муниципальных образований юга Тюменской области,

- внедрение сервисных (отчетных, аналитических) модулей муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности на территориях муниципальных образований юга Тюменской области,

- внедрение систем обмена информацией с другими ИС,

- обучение специалистов, ведущих ИСОГД, работе с программным обеспечением;

  • 2009-2010:

- внедрение программных модулей систем открытого доступа к общедоступной градостроительной информации для обеспечения оперативного предоставления такой информации широкому кругу пользователей в соответствии с законодательством и регламентами.

Сергей Гудович

Начальник отдела информационного обеспечения и градостроительного кадастра управления градостроительной политики Главного управления строительства Тюменской области.

САПР и графика 3`2007

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584