Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

11 - 2008

Ваши инновации достойны материализации

«САПР и графика»: Как возникла идея подобного конкурса?

Дан Медовников: В СССР престиж ученого был очень высоким, а условия для развития науки — благоприятными. Поэтому когда после распада Союза наука отошла на второй план, а приоритетными областями стали маркетинг, финансы и юриспруденция, мы подумали, что из этой ситуации надо как-то выбираться. Никакой государственной поддержки у нас не было, экономическая теория инноваций в России только начинала пробивать себе дорогу. Идея была проста: СССР оставил нам в наследство множество научных наработок, большую интеллектуальную базу. Кто-то вывозил эти наработки на Запад. В России же они оказались никому не нужны. Более того, некоторые ученые, бизнес которых в 90-е годы оказался успешным, пытались как-то использовать этот интеллектуальный багаж, но оказалось, что перевести открытия в конкретный успешный продукт очень сложно. Этим занимались тогда и наши нынешние олигархи, но когда у них ничего не получилось, они взялись за более понятные коммерческие проекты. Именно поэтому мы решили, что надо занять эту нишу. В журнале «Эксперт» тогда сформулировали нашу миссию как возрождение потенциала России. Мы были уверены, что волна антисциентизма рано или поздно спадет, и этот потенциал окажется востребован. Наша идея заключалась в том, чтобы сконцентрировать часть этого потенциала на одной площадке. Для этого мы решили объявить конкурс по всей России, чтобы люди присылали все проекты, которые они считают инновационными, а наши эксперты будут отбирать наиболее интересные из них, чтобы раскручивать их в дальнейшем. Важно было показать государству, обществу, зарубежным партнерам, что у нас есть инновационные проекты, есть высококлассные специалисты, которых можно вывести на уровень серьезного бизнеса. Также нам хотелось продвигать инновационную идею, поскольку мы считаем, что у российской экономики нет другого пути, кроме инновационного.

С.Г.: Удается ли сегодня с помощью конкурса воплощать инновационные идеи в жизнь?

Д.М.: Ответ на этот вопрос неоднозначен, потому что массового внедрения инновационных идей на российский рынок пока не произошло. Тем не менее год от года на конкурсе увеличивалось число номинаций, и не только по отраслевым направлениям, но и по стадиям жизненного цикла инновационного проекта — от начальной идеи до экспансии. Мы прекрасно понимали, что большинство проектов в России находится на начальных стадиях — они не перешли даже в фазу раннего роста. Но определенные истории успеха у нас есть, и начиная где-то с четвертого конкурса мы ввели специальную номинацию «история успеха» — в ней награждаются те инновационные проекты, которые удалось превратить в успешный бизнес. И у нас есть примеры, когда компании начинали с весьма скромных оборотов, а сейчас достигли уровня 10-20 млн долл. в год, работая как на внутренний, так и на внешний рынок.

С.Г.: Кто является участниками конкурса?

Д.М.: Наших участников можно разбить на следующие категории:

  • одиночки-изобретатели, с которыми очень сложно работать, поскольку они фанаты одной идеи, но из их порой сумасшедших замыслов можно извлечь и крупицы золота;
  • постсоветские исследовательские структуры, бывшие отделы НИОКР и лаборатории, которые имеют собственные проекты;
  • коммерческие структуры, возникшие на базе советских НИИ. В России подобных организаций довольно много;
  • инновационные подразделения средних и крупных предприятий, имеющих собственные конструкторские бюро и собственное промышленное производство.

С.Г.: Какие номинации существуют на конкурсе?

Д.М.: Наши номинации отражают основные жизненные циклы инновационного проекта, находящегося на разных стадиях готовности к реализации.

Это «Проекты Белой книги», «Перспективные проекты», «Инновационные проекты» и «История успеха». Существует также и разбивка по отраслям — биотехнологии, ИТ, реальный сектор, нанотехнологии, энергетика.

С.Г.: В качестве генерального партнера конкурса выступали такие крупные компании, как Shell, АФК «Система». В этом году им стала компания Autodesk, специализирующаяся на САПР и технологиях визуализации. Что могут извлечь стороны из такого сотрудничества?

Д.М.: Autodesk наметил для себя верную нишу, выбрав наш конкурс как интересную площадку, где появляются перспективные идеи, где сконцентрированы люди, заинтересованные в использовании продуктов Autodesk. Участники конкурса предлагают передовые идеи, которые Autodesk поможет воплотить в жизнь на более высоком уровне, начиная со стадии проектирования. Системы Autodesk помогают также улучшить дизайн конечного изделия, что необходимо для вывода продукта на рынок. Как говорил отец советского ракетостроения Сергей Павлович Королев, «хорошо летать может только красивый самолет». К счастью, можно отметить положительную тенденцию — представленные в рамках конкурсной презентации проекты стали более совершенными, улучшился дизайн установок…

С.Г.: Насколько актуальна тема промышленного дизайна для конкурса инноваций?

Д.М.: В России, к сожалению, упустили проблему дизайна, и долгое время нам приходилось копировать Запад. Сейчас у нас достаточно развит дизайн визуальной среды, но в основном он ограничен лишь верхушкой нашего общества, которая может себе это позволить. С промышленным дизайном дела обстоят еще хуже, и это при том, что промышленный дизайн является необходимой ступенью воплощения инновационных идей в жизнь. Существует тесная связь между инновационной идеей и новаторским подходом к дизайну, а у нас определенные проблемы как с кадрами для промдизайна, так и с менталитетом самих инноваторов, не все из которых понимают, что для выгодной продажи идеи ее надо удачно преподнести. Ведь именно дизайн превращает идею в готовый продукт.

С.Г.: В каком качестве в вашем конкурсе участвуют студенты?

Д.М.: Что касается студентов технических вузов, то мы провели исследование «Молодые технократы России», показавшее очень интересные результаты. Оказывается, в нашей стране много молодых людей, окончивших технический вуз и работающих по специальности, несмотря на текущую конъюнктуру. Они любят свою работу, они патриоты своей страны, они развиты в культурном плане, а самое главное — они готовы принять на себя решение тех проблем, с которыми приходится сталкиваться. Главная трудность — им необходимо сочетать в себе качества исследователя и управленца, поскольку сейчас в России явный дефицит управленческих кадров в науке и возрастной промежуток от 35 до 50 лет практически не заполнен.

Однако в конкурсе принимали участие студенты экономических вузов, которым предлагалось выбрать самый интересный проект II тура и составить под него бизнес-план. Наши инноваторы в основном люди старшего поколения, и понять логику бизнеса им зачастую нелегко. Поэтому мы решили создать симбиоз молодых менеджеров и зрелых разработчиков. Студентов — участников таких конкурсов часто впоследствии забирают к себе на работу наши спонсоры. Но иногда подобные команды продолжают работу в качестве самостоятельной бизнес-единицы. Так, студенты Иркутского государственного университета, участвовавшие в нашем студенческом конкурсе, разработали бизнес-план для проекта «Создание центра диагностики по оценке и прогнозу технического состояния авиационных двигателей». Уже во время конкурса сами разработчики проекта (тоже из Иркутска) предложили студентам продолжить карьеру в их компании.

Дополнительная информация о Конкурсе русских инноваций — на www.inno.ru и в журнале «Эксперт». Там же вы можете найти все документы, регламентирующие проведение конкурса. После регистрации вы получаете доступ к анкетам конкурса. Анкету проекта нужно заполнить до 25 декабря и отправить в Оргкомитет. Ваши анкеты мы рассмотрим в первом туре конкурса. За любыми разъяснениями о порядке участия вы всегда можете обратиться в Оргкомитет конкурса, написав на адрес konkurs@expert.ru или позвонив по телефону (495) 234-0492. Желаем удачи!

С.Г.: Какие перспективы у инновационных идей в России?

Д.М.: Инновационные процессы в России будут только расширяться, это сегодня понимают все. Сейчас необходимо сконцентрировать усилия наших инноваторов, направить их энергию в полезное русло. Проблема заключается в отсутствии организационной базы. В России до сих пор не прописана единая инновационная политика, не заданы ориентиры. Я надеюсь, что сегодняшний кризис подогреет потребность в инновациях, и необходимые процессы оформятся естественным образом. Финляндии, к примеру, на это потребовалось 20 лет. Поэтому перспективы есть, и неплохие.

С.Г.: Что дает участие в конкурсе?

Д.М.: Проекты, участвующие в Конкурсе русских инноваций, имеют возможность получить призы, предоставленные нашими партнерами. Но не это главное. Основная наша задача — привлечение интереса общественности, бизнеса и политики к существующим изобретениям, технологиям, проблемам их разработчиков. Конкурс задумывался как открытый проект, а это означает, что мы постараемся донести информацию о вашем проекте до максимально широкой аудитории. Благодаря этому шансы сделать проект известным и найти инвестора, потребителя, партнера по бизнесу резко возрастают. Статьи и новости о лучших проектах публикуются в журнале «Эксперт». В отличие от многих других проектов, участие в нашем конкурсе, мероприятиях и публикациях бесплатное.

С.Г.: Александр, что побудило Autodesk стать генеральным партнером Конкурса русских инноваций?

Александр Тасев: В первую очередь, понимание того, что будущее — за новыми технологиями. России нужен качественный скачок от сырьевой экономики к индустриальной. Сегодня особенно видна необходимость инвестировать в технологии, увеличивающие производительность, снижающие расходы и позволяющие создавать принципиально новые решения. Для этого требуются кадры и инструменты. Поддержка стратегии инновационного развития России является частью нашей стратегии развития. Мы считаем, что этот конкурс — прекрасный способ побудить российских инженеров идти дальше в своих разработках, возможность найти новые таланты, которыми Россия богата. Поэтому мы стараемся донести информацию о конкурсе до всех наших клиентов. Так, мы рассказывали о нем на наших региональных 3D Форумах, объединенных общей темой «Технологии для инноваций». Только в октябре 2008 года подобные форумы прошли в Екатеринбурге, Краснодаре и Новосибирске, собрав более 1600 специалистов. Степень заинтересованности среди слушателей была очень высокой.

Мы верим в потенциал России и уверены, что российские инженеры достойны самых лучших инструментов, которые помогут им раскрыть все свои таланты при создании инновационных проектов, подать их максимально эффективно и красиво.

САПР и графика 11`2008

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584