Опыт внедрения и использования системы БАЗИС на мебельном предприятии VITALY
Объективными особенностями современного мебельного рынка являются повышенные требования клиентов к дизайну и качеству изделий. Предприятия должны строить свою работу таким образом, чтобы иметь возможность наглядно продемонстрировать потенциальному клиенту преимущества своих технологий и дизайнерских решений, предложить варианты расстановки мебели в его помещении, а после выбора — качественно и в максимально короткие сроки изготовить изделия. В противном случае клиент просто уйдет к другому производителю: конкуренция на мебельном рынке — одна из самых жестких в стране.
Организовать работу таким образом можно только при условии широкого и эффективного использования специализированных автоматизированных систем. На мебельном предприятии VITALY это поняли давно, поэтому задача комплексной автоматизации изначально была поставлена в ряд самых приоритетных.
«Автоматизация на нашем предприятии началась буквально с момента его основания, — рассказывает генеральный директор VITALY Вячеслав Дамирович Карамышев. — Вопросы унификации, учета, эффективного обмена информацией, выпуска конструкторской и технологической документации, экономической целесообразности, безопасности и т.д. являются фундаментальными для любого производственного предприятия. С появлением специализированных мебельных САПР стало очевидно, что именно они могут стать инструментом как ускорения технических и организационных процессов, так и построения новых полезных взаимосвязей между подразделениями и этапами проектирования и производства изделий. На мой взгляд, суть автоматизации связана с жизненной необходимостью быть более быстрым и точным, а именно — принимать эффективные решения и без промедления реализовывать их с минимальными операционными рисками».
Однако на практике всё оказывается на так просто: одно дело понять необходимость автоматизации и совсем другое — реализовать проект. Проектирование мебельных изделий представляет собой четко определенную последовательность действий, обусловленных технологией изготовления. Внедрение автоматизированных методов на отдельных этапах не способно принести скольконибудь значимых результатов. В мебельном деле особенно четко подтверждается один из основных постулатов автоматизации: реальный эффект может дать только комплексный подход. Кроме того, использование универсальных систем малоэффективно в силу особенностей изделий корпусной мебели, которые требуют глубокой дизайнерской проработки и выполнения специфических конструкторскотехнологических работ. Это означает, что для достижения максимального эффекта от автоматизации требуются системы, в полной мере учитывающие все особенности мебельного производства.
По мнению Вячеслава Дамировича Карамышева, задачу автоматизации целесообразно разделить на две части:
- средства автоматизированного проектирования и формирования технологической документации;
- маршрутноисполнительная документация и программное обеспечение для оборудования с ЧПУ.
«Эти две задачи, — отмечает он, — можно сопоставить с нервной системой человека: если первая — это мозг, принимающий решения и отдающий команды, то вторая отвечает за приведение всего механизма предприятия в движение с четко определенной целью».
Вячеслав Дамирович Карамышев, генеральный директор компании VITALY
Как правило, первый практический вопрос автоматизации на любом предприятии — это выбор системы. На VITALY он даже не обсуждался: альтернативы системе БАЗИС не было. Комплексный подход, широкие функциональные возможности, тщательный учет особенностей конструирования и технологической подготовки производства мебельных изделий, интеграция практически со всем спектром современного станочного оборудования, встроенный модуль экономических расчетов — всё это неоднократно проверено многими сотнями пользователей.
Когда принципиальные решения были приняты, начался собственно процесс автоматизации, который затронул все подразделения предприятия. Следует отдавать себе отчет в том, что автоматизация — это именно процесс, причем весьма длительный, который обязательно должен пройти через определенные этапы. Каждый из них должен быть досконально проработан, поскольку в этом деле не может быть мелочей.
Специалисты VITALY выделили пять этапов, дав каждому из них свои названия:
- Средства — оценка технической оснащенности и принятие плана модернизации компьютерного и технологического оборудования. Для оптимизации финансовых затрат этот план должен быть поэтапным и отражать последовательность автоматизации подразделений предприятия. На VITALY эта цепочка выглядит следующим образом: конструирование — технология — производство — реализация — управление.
- Осознание — выяснение того, что является конечной целью предпринимаемых усилий и какие конкретные задачи предстоит решить в процессе движения к цели. В результате реализации этапа был сформирован проект внедрения САПР — руководство для всех участников. В качестве основных целей были выбраны следующие: сокращение сроков проектирования и изготовления изделий; повышение качества изделий и документации; снижение материальных затрат; повышение мотивации специалистов; быстрая окупаемость вложений. Выстроить всю логическую цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей проектных и управленческих действий крайне важно на начальных этапах создания плана автоматизации. Для этого необходимо четко представлять себе структуру производства, знать перспективы его развития и суметь внушить новые идеи коллективу.
- Воля — консолидация коллектива и неотвратимость перехода на новые условия работы. Для этого необходима активная поддержка проекта автоматизации на всех уровнях: от владельцев бизнеса до руководителей подразделений и специалистов. К его обсуждению и реализации следует привлечь максимальное количество представителей управления и технических специалистов. Обязательно должна быть сформирована инициативная группа, обладающая достаточными полномочиями, чтобы взять на себя координирующую и управленческую функции.
- Методы достижения целей. В процессе реализации плана автоматизации возникает необходимость изучать огромное количество различных материалов, осваивать новые программы, методики проектирования и технологии изготовления, организовывать, испытывать, внедрять, принимать и отменять решения, проводить непрерывный анализ всех взаимосвязей. И всё это — не нарушая процесс производства! «Представьте себе, — образно рассуждает начальник производства Роман Валерьевич Кузин, — что перед вами стоит задача улучшить работу часового механизма, не останавливая его». В отличие от стратегических решений, принцип принятия решений технических характеризуется тем, что наибольший эффект достигается тогда, когда эти решения принимаются при участии всех задействованных в процессе специалистов, коллегиально и единогласно. Естественно, это возможно только при наличии в коллективе компетентных специалистов, в полной мере владеющих необходимыми знаниями и инструментарием САПР.
- «Умное» железо. Максимальную сложность в процессе автоматизации представляет интеграция САПР и производственных процессов. Основной упор должен быть сделан на применение современного высокоавтоматизированного оборудования и автоматическую передачу необходимой информации. Именно поэтому данный этап и получил такое название. Идея состоит в том, чтобы организовать такое взаимодействие, которое обеспечивает возможность быстро и безошибочно производить те или иные действия с деталями или изделиями в условиях неограниченной ассортиментной матрицы. «Мы смогли так организовать производство, — отмечает Роман Валерьевич Кузин, — что задачей рабочего является только правильное определение (идентификация посредством паспорта детали) операции и контроль качества исполнения».
Скрупулезная работа на начальном этапе дала свои плоды: внедрение САПР на VITALY проходило довольно гладко, хотя и не без проблем. Первая из них связана с необходимостью подготовки кадров. Далеко не все специалисты имели опыт работы в САПР. Параллельно с поиском и привлечением специалистов была разработана собственная образовательная составляющая, которая включала проведение занятий с группами специалистов либо индивидуальных занятий. Ключевую же роль в подготовке специалиста играет самообразование, по большей части за счет личного времени.
Роман Валерьевич Кузин, начальник производства компании VITALY
С серьезными проблемами пришлось столкнуться в процессе автоматизации производства. Причина заключается в различии систем управления станками. Интеграция САПР и производства требует, чтобы все системы воспринимали одни и те же команды одинаково, как это предусмотрено алгоритмом жизненного цикла изделия. Для решения этой задачи пришлось дополнительно привлекать специалистов, имеющих опыт работы с различными системами управления.
Как и любой процесс, вносящий значительные изменения в привычный уклад жизни, внедрение САПР сопровождалось определенными трудностями субъективного характера. Некоторые сотрудники оказывали сопротивление или выражали нежелание взаимодействовать по различным причинам: некомпетентность по ряду вопросов, входящих в круг их будущих обязанностей, нежелание чтолибо менять, личная неприязнь.
В процессе построения новой структуры взаимосвязей на всех уровнях, от проектирования до управления станками с ЧПУ, тесное взаимодействие неизбежно и необходимо. Не разрешив локальных проблем на уровне исполнителей, невозможно перейти к комплексным решениям. Только в постоянном общении и обмене опытом при решении множества задач автоматизации можно приобрести соратников. «Внедрение САПР — процесс консолидирующий и созидательный, — считает начальник технологического отдела Игорь Владимирович Полоз. — Тем не менее с некоторыми сотрудниками пришлось расстаться. Жесткие административные меры должны применяться к людям некомпетентным и конфликтным: такой человек способен пустить насмарку работу целого коллектива».
Игорь Владимирович Полоз, начальник технологического отдела компании VITALY
После установки программного обеспечения пришлось решать ряд задач, связанных с его настройкой, администрированием, заполнением баз данных, разработкой стандартов предприятия по оформлению документации, налаживанию взаимосвязей для коллективной работы. Этот период опытной эксплуатации, очень важный с точки зрения реализации всего проекта автоматизации, на VITALY занял примерно дватри месяца и завершился успешно.
В настоящее время все подразделения предприятия в рамках САПР функционируют автономно и синхронно. После моделирования изделия формируется комплект исполнительной маршрутной документации и программы для оборудования с ЧПУ, которые являются источником информации автоматизированной производственной системы. Эта работа выполняется технологическим отделом в рамках ЕСТД.
Передача информации в производственные подразделения в настоящее время происходит комбинированным способом: на электронных и бумажных носителях. Однако по мере доработки аппаратного и программного обеспечения рабочих мест количество бумажной документации постоянно сокращается. Перспективная цель предприятия — вообще отказаться от бумажных носителей.
Программное обеспечение САПР на VITALY включает около 40 различных программ. Большинство из них играют вспомогательную роль и используются инженерами только в определенных случаях. Повседневно применяется около 12 программ. Основными из них являются модули системы БАЗИС. На VITALY используется полный комплект системы, в который входят модули универсального и параметрического проектирования БАЗИСМебельщик и БАЗИСШкаф, инженерноэкономический модуль БАЗИССмета, модуль формирования управляющих программ БАЗИСЧПУ, автоматизированная складская подсистема БАЗИССклад и модуль БАЗИССалон для расстановки мебели и автоматизации приема заказов.
Все перечисленные компоненты работают в тесном взаимодействии друг с другом и другими программами, образуя единое программноинформационное пространство предприятия.
В основу организации информационного обмена положен единый документ, названный паспортом детали. Он формируется на этапе проектирования в соответствии с разработанной на предприятии и утвержденной системой классификации и кодирования. Паспорт детали включает всю информацию, необходимую для изготовления детали, а также указатель взаимосвязи с маршрутным предписанием, которое определяет весь жизненный цикл детали, ее местоположение в конкретном изделии или группе изделий.
Дмитрий Александрович Рыжаков, инженер по подготовке данных для станков ЧПУ компании VITALY
Отдельно следует сказать о связи САПР и оборудования с ЧПУ. Это одна из наиболее интересных и трудоемких частей внедрения САПР. Ее реализация потребовала огромных усилий и оказалась весьма затратной в части как аппаратного, так и программного обеспечения. Подразделение механической обработки деталей, где сосредоточено всё оборудование с ЧПУ, сегодня является наиболее эффективным и производительным.
Это было бы невозможно без модуля БАЗИСЧПУ, который позволяет формировать данные об изделии для передачи на обрабатывающие фрезерноприсадочные центры и станки с ЧПУ. Существенное сокращение времени достигается за счет автоматического получения информации непосредственно из модели изделия. «Использование модуля БАЗИСЧПУ на мебельном предприятии является абсолютно необходимым, — заявляет инженер по подготовке данных для станков ЧПУ Дмитрий Александрович Рыжаков. — Без него резко падает эффективность применения оборудования. В БАЗИСЧПУ программно реализованы многие моменты, характерные для обработки мебельных деталей. Например, автоматическая группировка отверстий или автоматическое создание двух управляющих программ для лицевой и нелицевой сторон детали».
«В целом можно считать, что первый этап автоматизации на VITALY завершился успешно, и немалая заслуга в этом принадлежит САПР БАЗИС. Это отличный инструмент для создания автоматизированного мебельного производства. Больше всего привлекает широкий спектр задач, который можно решать с его помощью, — считает Вячеслав Дамирович Карамышев. — Однако это именно первый этап, в наших планах — автоматизация всех сфер жизнедеятельности предприятия, включая АСУ. На очереди активное внедрение модуля БАЗИССалон и построение эффективной структуры обмена данными в рамках цикла “Салон — Производство”». «Внедрение САПР оправдывает себя в тех случаях, — добавляет Р.В. Кузин, — когда присутствие этого сложного механизма не ощущается, а работа приносит удовольствие, как на нашем предприятии».
Анализируя результаты внедрения САПР БАЗИС на мебельном предприятии VITALY, можно сделать однозначный вывод, что автоматизация является необходимым условием построения эффективно работающего предприятия в современных условиях. Однако для того, чтобы получить реальные конкурентные преимущества от САПР, требуется разумная организация, продуманный подход и грамотный выбор системы.