Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

1 - 2002

Можно ли сделать внедрение ГИС-технологий успешным?

Владимир Демочко

Как добиться успеха во внедрении ГИС-технологий

Что такое консалтинг и зачем он нужен

Садясь писать эту статью, я испытывал определенные сомнения в том, а будет ли интересна читателям эта тема. Эти сомнения основывались на следующих фактах.

Во-первых, ГИС-технологии в нашей стране применяются уже около полувека и прошли в своем развитии все этапы, свойственные любой информационной технологии, — от глобального к персональному.

Во-вторых, существует множество созданных и функционирующих ГИС-проектов.

В-третьих, продолжают создаваться новые ГИС-проекты.

Значит, ГИСы нужны. Остается выяснить, какую пользу они приносят и какой результат дает их применение.

За ответом на эти вопросы я обратился к публикациям в прессе, к материалам конференций и семинаров, а также выслушал мнения специалистов, имеющих многолетний опыт создания и эксплуатации ГИС. Проанализировав собранную таким образом информацию, я пришел к следующим выводам:

Њ В основном в печати и в материалах конференций и семинаров описывается инструментарий для создания ГИС и связанная с ним методология: описание функций программного обеспечения, характеристик специализированной техники и преимущества их перед конкурирующими продуктами.

  1. В материалах конференций и семинаров, посвященных опыту создания ГИС, а также в выступлениях и обсуждениях специалистов, как правило, поднимаются проблемы, связанные с созданием электронной карты и привязанных к ней данных:
    1. проблема «разношерстности» имеющихся и предполагающих использование данных;
    2. проблемы законодательно-правовой базы (в частности, проблема доступа к данным, связанных с государственной тайной и безопасностью страны);
    3. проблема организации совместной работы поставщиков и потребителей данных;
    4. проблема «недофинансирования» проектов.
  2. В остальных материалах и публикациях основной темой является обрисовка перспектив использования создаваемых ГИС (это преимущественно высказывания типа «Ах, как все будет хорошо, если нам дадут достаточно денег и времени»).

К сожалению, нигде — ни в материалах конференций, ни в прессе — я не встретил даже упоминания о конкретных результатах эксплуатации созданной ГИС, которые можно было бы представить в цифровом виде. Ничего не говорится и о заработанных или сэкономленных с помощью ГИС деньгах.

Поэтому хочется задать вопрос непосредственно читателям журнала «САПР и графика»: есть ли в России эффективно работающие ГИС?

И если такая система существует, то приведите ее в пример и дайте ответы на другие вопросы: сколько вложено финансовых средств в создание данной ГИС, сколько средств уже заработано или сэкономлено в результате эксплуатации данной ГИС и сколько средств запланировано вложить в ее развитие?

К сожалению, типичный ответ, который я получал на любой из этих вопросов, был таков: «Нет данных». Отсюда следует вывод, что при создании ГИС-проектов почти никогда не ставится задача эффективного использования создаваемой системы (исключением являются только силовые структуры и МЧС — в силу специфики решаемых ими задач).

И тем не менее ГИС-технологии продолжают и внедрять, и применять… И почти все аргументы в пользу ГИС будут справедливы — это и создание электронной картографической информации, и создание объединенных баз данных, отображаемых на электронных картах, и т.д. Дело в том, что все классические работы по ГИС-технологиям (и даже негативный опыт) убеждают: использование ГИС-технологий обеспечивает не только значительное снижение затрат на сбор данных, но и сокращение сроков принятия решений и повышения качества анализа данных. Более того, создание ГИС как одного из компонентов управляющей системы предприятия позволяет оперативно и на основе целостного анализа данных принимать верные управленческие и инвестиционные решения.

Для предприятий, деятельность которых связана с большим риском аварий, внедрение ГИС-технологий позволит организовать и провести виртуальное ситуационное моделирование в случаях природотехногенных и природообусловленных мероприятий. Кроме того, ГИС дает возможность повысить качество управленческих решений на начальном уровне за счет формирования наборов сценариев изменения и развития ситуаций.

Другими словами, классически правильно созданная и эксплуатируемая система организации и управления геопространственными данными (информацией, которая идентифицирует географическое местоположение и свойства естественных или искусственно созданных объектов, а также их границ на земле) жизненно необходима всем, кто собирает, анализирует и использует эти данные.

Как добиться успеха во внедрении ГИС-технологий

Не секрет, что внедрение ГИС-технологий связано с долговременным отвлечением значительных финансовых, материальных и других ресурсов, а экономическая и функциональная отдача от этого наступает очень нескоро. Поэтому принятию инвестиционных решений по внедрению ГИС-технологий (как того и требуют нынешние экономические отношения) предшествует глубокий комплексный анализ — консалтинг, который предоставляет руководству предприятия полную картину необходимых затрат на приобретение и внедрение ГИС-технологий, а также перспективу экономического и технологического эффекта от внедрения этих технологий.

В начало В начало

Что такое консалтинг и зачем он нужен

В справочной литературе этот термин определяется так: «Консалтинг — вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента». Иначе говоря, консалтинг — это любая помощь, оказываемая внешними консультантами в решении той или иной проблемы. Главная цель консалтинга состоит в повышении эффективности деятельности компании в целом и в увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Проведение консалтинга — весьма дорогое удовольствие, и многие руководители предприятий сомневаются в целесообразности затрат.

Анализ успешных и неудачных проектов внедрения ГИС-технологий позволяет выделить три основные группы проблем, оптимальное решение которых приводит к реально работающей системе: готовность предприятия к внедрению ГИС-технологий; оптимальный выбор ГИС-технологии; квалификация консультантов, внедряющих систему. Первые две проблемы решаются консультантами, третья — самим клиентом. Поэтому на вопрос, когда стоит платить за консалтинг, можно ответить однозначно: только тогда, когда необходимо получить реально работающую систему.

Для анализа эффективности внедрения ГИС-технологий можно использовать рекомендации международной организации ЮНИДО, а также Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, разработанные в России. Консалтинговое обследование предприятия включает:

  1. Определение перспектив и направления развития ГИС.
  2. Определение масштаба и конечных целей проекта по внедрению ГИС-технологий в процесс работы предприятия.
  3. Планирование процесса внедрения ГИС-технологий.
  4. Определение структуры и кадровой политики ГИС-подразделения предприятия.
  5. Формулировка требований к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ГИС-технологий и оценка их воздействия на работу предприятия.
  6. Анализ внутренней политики предприятия и оценка влияния на нее внедрения ГИС-технологий и действующего законодательства.
  7. Определение ресурсов для осуществления проекта.

Результатом консалтингового обследования предприятия, как правило, становится документ под названием «Проект внедрения ГИС-технологий», где рассчитывается экономическая целесообразность внедрения ГИС-технологий в процесс работы предприятия и даются рекомендации по повышению эффективности процесса внедрения.

В настоящее время внедрение ГИС — это уже технология на сформировавшемся рынке ГИС, так как консалтинговые услуги появляются на рынке последними. И именно их появление может свидетельствовать о том, что рынок ГИС-технологий полностью сформировался. Чтобы возникло предложение консалтинговых услуг, на рынке должны сложиться определенные условия. Первое (и самое очевидное) — возникновение спроса. Как только появилось осознание того, что консалтинговая информация — это те же деньги (а может, и ресурс поважнее) и что обрабатывать информацию без соответствующих знаний невозможно или невыгодно, возникает и спрос на консалтинг. Второе — это зрелость самого рынка, поскольку для появления квалифицированных экспертов и консультантов в области построения сложных геоинформационных систем необходимы время и опыт.

Сегодня у нас есть и квалифицированные эксперты, и опыт создания экономически эффективных проектов. И самое главное — мы готовы вам помочь.

«САПР и графика» 1'2002

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557