Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

10 - 2009

БАЗИС-Салон: от виртуального интерьера к реальной выгоде

Александр Стариков

Чуть больше года прошло с момента предыдущей публикации, посвященной дизайну интерьера помещений с помощью подсистемы БАЗИС­Салон. За это время функциональность подсистемы расширилась, она стала более устойчивой к ошибкам, пользовательский интер­фейс ее усовершенствовался. Сравнитель­но большим тиражом изданы учебные пособия, в которых подробно описываются особенности и процедуры работы с данной подсистемой. Многие пользователи по достоинству оценили реальный эффект от применения БАЗИС­Салона, позволившего сделать работу персонала в мебельных салонах более комфортной, привлечь к себе внимание большего числа клиентов и получить от этого ощутимую выгоду. В данной статье подробно рассмотрены вопросы подготовки электронных прайс­листов, используемых при приеме заказов, а также дан краткий обзор возможностей формирования виртуального интерь­ера помещения с помощью подсистемы БАЗИС­Салон.

Функциональное назначение и состав подсистемы БАЗИС­Салон

В настоящее время многие отечественные предприятия, выпускающие корпусную мебель, полностью или частично перешли к позаказному производству, что обеспечивает им гарантированный сбыт продукции. При таком способе производства особое значение имеет задача организации работы в фирменных салонах мебели, которые выступают в качестве вит­рины возможностей предприятия (дизайнерских, конструкторских, технологических и др.), а также площадок для контактов с потенциальными потребителями мебельной продукции и заключения договоров на ее изготовление. Эффективное решение данной задачи требует оснащения мебельных салонов средствами автоматизации разработки виртуальных интерь­еров помещений и формирования разнообразной проектной документации, необходимой как для оформления договорных отношений с клиентами, так и для запуска заказов в производство.

БАЗИС­Салон — подсистема САПР БАЗИС, предназначенная для автоматизированного выполнения следующих основных функций:

  • подготовка электронных прайс­листов мебели и комплектующих изделий для использования в процессе приема заказов;
  • разработка виртуального интерьера помещения, учитывающего его архитектурно­строительные особенности и использующего сформированные ранее прайс­листы;
  • прием заказов на мебель для непосредственной продажи в салоне или для последующего изготовления на предприятии с подготовкой комплекта требуемых «клиентских» документов;
  • подготовка производственных заданий по каждому принятому заказу для последующей передачи их на предприятие;
  • ведение базы данных заказов, позволяющей формировать отчетную информацию, выполнять сравнительную оценку эффективности работы менеджеров салона за различные периоды времени, а также при необходимости восстанавливать утраченные по какой­либо причине документы.

БАЗИС­Салон — завершающее логическое звено в функциональной цепочке «проектирование — производство — реализация мебели», обеспечиваемой САПР БАЗИС. В его состав входят следующие модули:

  • Менеджер прайс­листов, автоматизирующий формирование электронных прайс­листов для использования их в процессе приема заказов при продаже мебели;
  • Менеджер заказов, автоматизирующий прием заказов, включая разработку виртуального помещения, расстановку в нем мебельных и комплектующих изделий, расчет стоимости заказа и подготовку комплекта документов, необходимых для оформления договорных отношений с клиентом и передачи на производство.

Следует отметить, что указанные модули реализованы в виде независимых по управлению, но информационно связанных программ. Это позволяет организовать работу по приему заказов и проектированию интерьеров помещений на различных рабочих местах менеджера салона. Подготовку электронных прайс­листов целесообразно выполнять в конструкторско­технологическом отделе предприятия, который осуществляет проектирование мебельных изделий. Для пользователей выгода от данного подхода к организации подсистемы БАЗИС­Салон очевидна.

Формирование электронных прайс­листов

Создание и редактирование электронных прайс­листов выполняется с помощью Менеджера прайс­листов. Вначале определяется структура прайс­листа, то есть формируются группы элементов, планируемых к включению в прайс­лист. Например, для прайс­листа изделий кухонной мебели можно определить следующие группы: напольные изделия, навесные изделия, длинномеры, аксессуары. Допускается дальнейшее разделение групп на подгруппы, например для напольных и навесных изделий мебели можно создать две подгруппы: прямые и угловые изделия. Подгруппы, в свою очередь, также могут быть разделены на подгруппы и т.д. Создание или удаление группы, а также редактирование ее наименования выполняется с помощью соответствующих команд, которые представлены кнопками пиктографического меню в окне Менеджера прайс­листов.

Следующим шагом в формировании прайс­листа является подготовка справочников, прежде всего справочника материалов, применяемых для изготовления изделий. Заполнение справочника материалов можно выполнить либо вручную, используя соответствующее диалоговое окно, либо автоматически, импортируя базу материалов из САПР БАЗИС. Последний способ является наиболее быстрым и эффективным. В случае его применения полностью сохраняется структура базы, при этом можно отказаться от импорта определенных групп и материалов, например крепежной фурнитуры, инструментов и т.п. Кроме того, имеется возможность одновременного импорта настроек текстур материалов.

Собственно формирование прайс­листа состоит в заполнении созданных ранее групп элементов моделями конкретных мебельных изделий, подготовленных с помощью модулей БАЗИС­Мебельщик или БАЗИС­Шкаф. Основная идея работы с электронными прайс­листами предполагает возможность назначения для отдельных элементов изделия различных вариантов исполнения из разных материалов. Для этого необходимо при создании моделей изделий предусмотреть формирование соответствующих сборок. Например, если предприятие имеет возможность изготавливать корпуса изделий из нескольких видов ДСтП, использовать различные фасады и ручки, во всех моделях изделий с помощью инструментов модуля БАЗИС­Мебельщик можно создать три сборки: корпус, фасад и ручки. Подготовленная таким образом модель изделия включается в прайс­лист с помощью команды, представленной кнопкой пиктографического меню.

Основной объем информации об изделии автоматически считывается из модели. В диалоговом окне Параметры изделия, отображаемом при выборе команды, вводится ряд дополнительных параметров, а также указывается механизм ценообразования. Здесь же представлены элементы изделия, которые могут быть изменены при приеме заказа. Для каждого из этих элементов можно указать список материалов для замены. Особо следует отметить, что варианты замены можно назначить на любые элементы изделия, вплоть до отдельных панелей.

Заключительной операцией формирования прайс­листа изделий является подготовка его для работы в модуле Менеджер заказов. Данная операция выполняется выбором пункта Формирование для салона в подменю команды Прайс­лист либо нажатием соответствующей кнопки на панели инструментов главного окна Менеджера прайс­листов.

Предварительная подготовка к приему заказов в салоне

Модуль Менеджер заказов — функциональное ядро подсистемы БАЗИС­Салон, поскольку именно он используется в мебельном салоне для приема заказов. Для работы с Менеджером заказов требуется создать соответствующую базу данных, куда вводится информация, характеризующая конкретный мебельный салон (название и адрес салона, его банковские реквизиты, ф.и.о. директора и главного бухгалтера и т.п.).

Затем к базе заказов необходимо подключить один или несколько прайс­листов, подготовленных с помощью Менеджера прайс­листов и содержащих информацию об изделиях мебели, реализуемых в данном салоне.

Следующим шагом является настройка справочников, выполняемая администратором с помощью соответствующих пунктов подменю команды Справочники. Вначале формируются и заполняются группы пользователей программы БАЗИС­Салон, для каждой из которых назначаются права доступа к базе данных салона. В рамках одной группы пользователи обладают одинаковыми возможностями доступа к защищенным параметрам базы данных.

Затем рекомендуется сформировать определенную структуру группировки заказов. При этом можно применять различные классификационные признаки (например, хронологическую последовательность приема заказов) и использовать произвольную глубину и ширину иерархической структуры, описывающей группы заказов.

Кроме того, модуль Менеджер заказов предоставляет возможности для настройки внешнего вида таблицы заказов, отображаемой в основном окне, и редактирования шаблонов выходных документов, сопровождающих заказ: договора, спецификации, товарного чека, товарной накладной, счета­фактуры, приходного ордера и др.

Прием заказов и создание виртуальных интерьеров

Автоматизированный дизайн интерьера помещения в подсистеме БАЗИС­Салон был подробно рассмотрен в предыдущей статье (Автоматизированный дизайн интерьеров помещений в САПР БАЗИС//САПР и графика. 2008. № 4. С. 117­120.). Поэтому далее сделан лишь краткий обзор основных операций по приему заказа и разработке виртуального интерьера.

Моделирование интерьера состоит из двух последовательно выполняемых этапов, позволяющих:

  • разработать модель помещения (виртуальное помещение), в котором предполагается выполнить расстановку мебели;
  • выполнить расстановку моделей мебельных изделий в созданном виртуальном помещении.
  • При этом возможны следующие варианты работы:
  • если принимается новый заказ, то есть для него отсутствует модель помещения, то вначале предлагается создать виртуальное помещение, после чего можно перейти в режим расстановки моделей изделий;
  • если модель помещения для заказа уже создана, то сразу осуществляется переход в режим расстановки моделей изделия, при этом в любой момент можно перейти в режим моделирования помещения.

Построение виртуального помещения

Моделирование помещения различной формы выполняется на виде План, а для визуализации модели используются два трехмерных вида: Каркас и В текстурах. При моделировании помещения можно применять множество строительных элементов с заданием для них местоположения и размеров: дверей, окон, радиаторов отопления и др. В модели помещения можно устанавливать внутренние стены, колонны, для горизонтальных сечений которых можно задавать любую форму, проемы. Для редактирования контуров в модуле имеется встроенный компактный редактор с ортогональным набором команд. Колонны, в отличие от внутренних стен, могут располагаться в любом месте помещения. С их помощью моделируются выступы и ниши сложной формы. Для каждого элемента помещения можно указать цвет и текстуру, а также выполнить их настройку, задав ряд характеристик: прозрачность, зеркальность, резкость и яркость блика. Модели помещений могут сохраняться в файле на диске.

Расстановка моделей изделий и произвольных объектов

Модели изделий из прайс­листов и различные элементы интерьера устанавливаются в окне виртуального помещения путем перетаскивания их мышью. При расстановке моделей мебельных изделий можно использовать несколько режимов для просмотра интерьера (вид слева, спереди, сверху, справа, параллельная и перспективная проекции) и отображения моделей изделий (каркас, каркас с удалением невидимых линий, в текстурах, в текстурах с показом видимых ребер изделий). Во всех режимах просмотра интерь­ера допускается добавление и редактирование моделей изделий и объектов. Все операции выполняются с выделенными моделями, при этом для них допускается множественное выделение. Для более быстрого и удобного размещения моделей предусмотрены следующие режимы позиционирования: ставить на пол, вешать на стену, установить на поверхность, ставить вдоль стены, поставить к указанной стене. В качестве дополнительных элементов можно использовать изображения, хранящиеся в файлах формата 3D Studio Max.

Создание фотореалистичного изображения интерьера помещения

Для создания фотореалистичного изображения интерьера необходимо расставить источники света в виртуальном помещении, используя специальную команду для установки и настройки источников света. Для каждого источника света можно выбрать его тип (точечный или направленный) и задать ряд параметров: цвет и яркость источника, дальность действия, отбрасывание теней и их мягкость, позицию. После расстановки источников света фотореалистичное изображение получается с помощью команды Фотореализм.

Формирование эскиза интерьера и комплекта документов для заказа

Завершающим этапом при создании проекта интерьера является простановка на нем необходимых размеров и меток. Для простановки размеров используется специальная команда Размеры 3D­модели, которая обеспечивает создание любых цепочек размеров, например вдоль указанной стены или по двум указанным точкам.

Завершение моделирования интерьера автоматически приводит к формированию заказа, файла проекта, а также нескольких дополнительных файлов, необходимых для формирования выходных документов по заказу. При формировании изображений на видах все размеры проставляются автоматически. Также автоматически могут формироваться чертежи столешниц и карнизов с указанием схем запилов.

Передача заказов в производство

После оформления заказа для него или для группы указанных заказов можно сформировать файл производственного задания, использовав команду Отправить в производство. Автоматически сформированные файлы заданий записываются на диск и передаются на предприятие для последующего планирования заказов к запуску в производство.

Заключение

Подсистема БАЗИС­Салон — самая молодая структурная и функциональная составляющая САПР БАЗИС, интенсивно развиваемая в течение последних трех лет. Сфера ее применения не до конца формализована, поскольку включает разнообразный по составу и требованиям круг потенциальных потребителей мебельной продукции. Несмотря на это, специалистами ООО «Базис­Центр» (г.Коломна) были определены и успешно реализованы основные функции подсистемы, позволившие автоматизировать проектные процедуры и операции в мебельных салонах. Опыт использования подсистемы БАЗИС­Салон на многих мебельных предприятиях свидетельствует о том, что вовлечение заказчика в процесс виртуального моделирования интерьера его помещения позволяет получать ощутимые выгоды. 


Александр Стариков

Александр Стариков

Канд. техн. наук, доцент кафедры вычислительной техники, Воронежская государственная лесотехническая академия.

В начало В начало

САПР и графика 10`2009

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557