Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО НТЦ «АПМ»

ИНН 5018019971 ОГРН 1035003357366

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

12 - 2009

Использование программного комплекса APM WinMachine в учебном процессе

Оксана Батенькина, Сергей Шамец

Развитие и повышение эффективности промышленного производства напрямую связано с внедрени ем новых информационных технологий, которое сдерживается прежде всего нехваткой квалифицированных кадров. Поэтому одним из основных требований, предъявляемых к молодым специалистам на производственных предприятиях, в конструкторских и технологических бюро, является наличие знаний, умений и практических навыков применения компьютерных технологий в инженерной деятельности.

Использование в учебном процессе системы автоматизированного проектирования и анализа APM WinMachine позволяет приобрести навыки проведения проектировочных и поверочных инженерных расчетов, анализа состояния и работоспособности изделий, основанных на представлении и учете физических свойств и характеристик материалов, механических и иных физических воздействий на технический объект, физических факторов окружающей среды и т.д.

Подготовка будущих инженеров с применением данного программного комплекса на протяжении последнего десятилетия активно и довольно успешно ведется многими вузами страны, в число которых входит и Омский государственный технический университет (ОмГТУ).

Оценить качественный уровень использования APM WinMachine в учебных учреждениях позволяют конкурсы студенческих работ, олимпиады и другие аналогичные мероприятия.

ОмГТУ является единственным образовательным учреждением, которое ежегодно проводит Всероссийскую студенческую олимпиаду «Инженерный анализ» с использованием CAE­системы APM WinMachine при спонсорской поддержке ООО «Научно­технический центр «Автоматизированное проектирование машин» (г.Королев). Олимпиада уже стала своеобразным брендом, и интерес к ней повышается с каждым годом.

Постоянными участниками олимпиады на протяжении многих лет являются команды Орловского, Омского, Магнитогорского технических университетов, Мичуринского, Омского, Башкирского аграрных университетов и Челябинской агроинженерной академии, Уральского горного университета, Сибирского (г.Новосибирск), Омского университетов путей сообщения, Сыктывкарского лесного института и др.

Каждый год команды соревнуются в двух традиционных номинациях:

  • «Решение расчетно­проектировочных задач» (личный зачет);
  • «Проектирование конструкций» (командный зачет).

По мнению авторов, проведение соревнований с командным зачетом, в которых принимает участие вся команда, является важным фактором, так как позволяет оценить прежде всего умение участников работать в коллективе и с учетом ограниченного времени, предоставленного для решения поставленной задачи.

Олимпиадные задания отличаются повышенной сложностью и представляют собой реальные производственные конструкции, требующие для решения фундаментальных знаний и практических навыков (рис. 1­3). При этом охватывается практически весь круг задач, выполняемых инженером в процессе проектирования изделия. Для решения олимпиадного задания участникам необходимо показать знания по таким дисциплинам, как детали машин, сопротивление материалов, инженерная графика, теория механизмов и машин и др.

Рис. 1. Расчетная модель тарелки локатора —
работа победителей, 2007 г.

Рис. 1. Расчетная модель тарелки локатора — работа победителей, 2007 г.

Рис. 2. Расчетная модель детского аттракциона «Колесо обозрения» — работа победителей, 2008 г.

Рис. 2. Расчетная модель детского аттракциона «Колесо обозрения» — работа победителей, 2008 г.

Рис. 2. Расчетная модель детского аттракциона «Колесо обозрения» — работа победителей, 2008 г.

Использование различных модулей программного комплекса APM WinMachine позволяет достаточно легко и просто решать широкий спектр инженерных задач (в данном случае проектирования и анализа различных конструкций) за счет современных и эффективных алгоритмов расчета, реализованных в системе.

Каждый год члены жюри отмечают также оригинальность работ, представленных участниками олимпиады, в которых они грамотно сочетают теоретические знания и практические навыки работы с программным комплексом APM WinMachine.

Рис. 3. Расчетная модель линии электропередач —
работа победителей, 2009 г.

Рис. 3. Расчетная модель линии электропередач — работа победителей, 2009 г.

Развитию интереса к использованию данного программного продукта в учебном процессе также способствует компания НТЦ «АПМ», которая на протяжении всех лет проведения олимпиады является неизменным спонсором и предоставляет рабочие версии программного комплекса APM WinMachine и его модулей (как локальные, так и сетевые версии) в качестве призов для победителей олимпиады (рис. 4­5).

Рис. 4. Победитель олимпиады «Инженерный анализ-2009» 
в личном зачете Александр Соклаков (Орловский государственный 
технический университет)

Рис. 4. Победитель олимпиады «Инженерный анализ-2009» в личном зачете Александр Соклаков (Орловский государственный технический университет)

Рис. 5. Победитель олимпиады «Инженерный анализ-2009»  в командном зачете — команда Уральского государственного горного университета

Рис. 5. Победитель олимпиады «Инженерный анализ-2009» в командном зачете — команда Уральского государственного горного университета

Безусловно, все эти меры способствуют повышению творческой активности участников, а также интереса у студентов к избранной профессии.

Традиционно в период проведения олимпиады состоялся ежегодный научно­методический семинар по обмену опытом преподавания технических дисциплин с использованием информационных технологий (рис. 6).

Рис. 6. Участники научно-методического семинара по обмену опытом преподавания технических дисциплин с использованием информационных технологий

Рис. 6. Участники научно-методического семинара по обмену опытом преподавания технических дисциплин с использованием информационных технологий

Преподаватели омских образовательных учреждений и руководители команд — участников олимпиад, в том числе из вузов Казахстана и Украины, обсудили вопросы научно­методического обеспечения учебного процесса, организации обучения студентов с использованием различных программных продуктов, дистанционных образовательных технологий и ряд других.

Живой интерес вызвал опыт использования системы APM WinMachine в подготовке курсовых и дипломных проектов в Челябинской государственной агроинженерной академии (рис. 7).

Рис. 7. Выступление руководителя команды Челябинской государственной агроинженерной академии В.И. Шатрукова

Рис. 7. Выступление руководителя команды Челябинской государственной агроинженерной академии В.И. Шатрукова

Своим опытом внедрения и применения программ инженерного анализа, в частности APM WinMachine, при преподавании специальных дисциплин поделилась кандидат технических наук, доцент кафедры горных машин и комплексов Уральского государственного горного университета Н.В. Савинова.

Преподаватели Сибирского государственного университета путей сообщения В.А. Глотов и В.Ю. Игнатюгин рассказали об использовании программного комплекса APM WinMachine и его модулей при изучении ряда технических курсов, таких как «Детали машин», «Строительная механика и металлоконструкции машин», «Строительные и дорожные машины», «Грузоподъемные машины». Были представлены примеры работ, выполненных студентами в рамках образовательной программы с использованием данного комплекса инженерного анализа.

Несомненно, что такой обмен передовым опытом использования современных информационных технологий в образовательном процессе технических специальностей позволяет обеспечить подготовку будущих инженеров путем качественного изменения содержания и способов подачи учебного материала, применить уже опробованные в других вузах или усовершенствовать методики преподавания, что повлияет на формирование и развитие профессиональной компетенции студентов.

Для ознакомления с опытом методической работы, накопленным в различных вузах, принято решение опубликовать материалы выступлений участников семинара в специальной рубрике одного из ближайших выпусков научно­технического журнала «Омский научный вестник».

Проведение очередной студенческой олимпиады и научно­методического семинара запланировано на последнюю неделю октября 2010 года на базе Омского государственного технического университета.

САПР и графика 12`2009

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557