Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

12 - 2010

Мост в будущее. Autodesk Inventor — работа со сложными параметрическими конструкциями на примере модели детали пролетного строения

Алексей Никулин
Технический директор компании «АйДиТи»

Человечество давно научилось изобретать стандартные инструменты для решения стандартных задач: стандартный каменный топор для стандартной охоты, стандартная вилка для стандартного второго блюда, стандартный вентилятор от стандартной городской жары, стандартная машиностроительная САПР для выполнения стандартных задач проектирования в этой отрасли и т.д.

Но жизнь, к сожалению или к счастью, всё чаще ставит перед нами нестандартные задачи. И человек вынужден постоянно искать пути их решения, имея в руках лишь стандартные инструменты. Так, в свое время с помощью стандартных каменных орудий прямо в скальных массивах были созданы скульптуры, признанные мировыми шедеврами. Или, например, обыкновенная вилка в походных условиях может вполне успешно служить расческой, а стандартный вентилятор однажды летом может вдруг превратиться из обычного бытового прибора в предмет первой необходимости и одновременно роскоши.

Или взять, к примеру, силовую конструкцию детали пролетного строения от моста, имеющего определенный радиус изгиба дорожного полотна в горизонтальной плоскости. Казалось бы, уже не машиностроение, но еще не строительство. Как быть? Включаем голову, берем в руки стандартный инструмент, придумываем нестандартную процедуру его использования и получаем стандартно качественный результат! При этом попутно радуемся неожиданно открывшимся ранее неизвестным способностям привычного и любимого инструмента. Ибо, как любит говорить один мой хороший знакомый и глубоко уважаемый мною человек: «Если хочешь освоить какой­либо инструмент действительно очень глубоко, реши с его помощью задачу, для которой он не предназначен». И вот мне в очередной раз довелось убедиться в справедливости этой теории.

Однажды передо мной была поставлена задача — создать параметрическую трехмерную модель стандартной детали пролетного строения для моста с изменяемым радиусом поперечного изгиба полотна и увенчать проект комплектом конструкторской документации, оформленной по специфическому для меня как машиностроителя стандарту.

Суть задачи заключалась в том, чтобы, имея типовой проект такого изделия, значительно сократить время исполнения этого проекта под другой радиус изгиба. Обычно у заказчика на «пересоздание» проекта этой конструкции уходило несколько недель. Причем это было именно «пересоздание» конструкции заново, а не изменение уже имеющегося проекта. Использовать прежние наработки как шаблоны они пытались много раз, но в результате поняли, что быстрее рисовать с нуля, по накатанной процедуре.

Основная сфера деятельности компании «АйДиТи» — разработка и реализация проектов комплексной автоматизации проектно­конструкторской деятельности предприятий в различных областях: нефтегазовая сфера и объекты инфраструктуры, архитектура и строительство, промышленное производство и машиностроение, приборостроение и радиоэлектроника, электротехника и автоматика, анимация и графика.

Компания «АйДиТи» осуществляет поставки программных продуктов и решений для САПР и ГИС, а также поставки системного, офисного, антивирусного и иного прикладного ПО; оказывает услуги по консалтингу и внедрению, обучению и технической поддержке.

Центральный офис «АйДиТи» находится в Москве; региональные представительства — в Санкт­Петербурге, Екатеринбурге и Ростове­на­Дону; работают также представители в городах — Казани, Томске, Тюмени, Сургуте, Пятигорске.

Компания «АйДиТи» отмечена партнерскими статусами ведущих мировых производителей программного обеспечения: золотого партнера Autodesk, Microsoft, Corel, партнера IBM, Symantec, Adobe, ABBYY и многими другими.

Приступая к работе, я самонадеянно заявил, что Autodesk Inventor поможет сократить это время с двух недель заказчика до моих 15 минут. Давайте посмотрим, как это у меня получилось.

На иллюстрации (рис. 1) приведен весь комплект исходной документации, которую я получил. На самом деле, конечно же, чертежей в данном проекте куда больше, но мне был выдан только этот, и его оказалось вполне достаточно.

А теперь обращусь к читающим данную статью инженерам­машиностроителям. Ответьте честно, не заглядывая в продолжение статьи, можете ли вы с первого взгляда на этот чертеж представить изображенную на нем конструкцию? У меня на осознание изображенной на чертеже конструкции во всех подробностях ушло, стыдно признаться, почти два стандартных рабочих дня, состоящих из консультаций с коллегами и телефонных переговоров с заказчиком.

И только затем началась работа.

Рис. 1

Прежде всего нужно было выбрать способ построения модели. Сразу было решено, что финальная модель во что бы то ни стало должна отвечать следующим требованиям:

  • стандартная и легко повторяемая конструкция из множества деталей (большинство из которых зависит от радиуса изгиба пролета);
  • легкий, надежный и быстрый способ перестроения трехмерных моделей всех деталей и сборки под новый радиус;
  • возможность создания различных исполнений и комплектаций стандартной конструкции (кроме изменения радиуса);
  • автоматизация создания комплекта КД изделия с другим радиусом изгиба.

Вариантов Inventor предоставляет без малого миллион, осталось лишь выбрать самый удобный и функциональный.

Первым, конечно же, всплыл вариант использования адаптивности. Он предполагает, что сначала нужно создать основную деталь, потом все остальные детали «лепить» на нее, а затем подрезать и гнуть по месту установки. Способ хороший, но требует большой аккуратности при задании схемы ссылок, предъявляет определенные требования к построениям и т.д. Надежно, просто, но очень жестко: стоит в одном месте ошибиться, случайно «задеть» при редактировании ссылочную геометрию — и можно потерять бездну времени на исправление «подвисших» ссылок. По этой же причине при таком способе построения довольно сложно создавать различные исполнения изделия.

Второй возможный способ построения — работа на переменных. В этом случае перед началом построения необходимо разработать жесткую математическую модель каждой детали, вывести из нее общую (в нашем случае огромную) таблицу всех переменных проекта, разбить эту таблицу на уровни «видимости» переменных, привязать полученные «подтаблицы» к каждой детали и сборке... Более чем надежно, красиво, интеллектуально. Модель получится очень гибкой, что позволит легко формировать различные исполнения изделия. Но такой способ построения обычно требует очень много времени на обдумывание и реализацию параметрической модели изделия.

В итоге был выбран способ, совместивший в себе быстродействие и простоту первого с надежностью и красотой решения второго. Основную «скелетную» схему изделия было решено собирать на геометрии. Причем, чтобы обезопасить себя от обычной невнимательности, основной скелет я собрал не на трехмерных моделях, а на эскизах (рис. 2), а все остальные построения уже привязывал к ним, активно используя механизм производных деталей. Оставшуюся параметрику изделия и прочие табличные данные я полностью унес в Excel­таблицы. Excel в моем проекте управляет всеми численными параметрами модели (размерами, радиусом изгиба конструкции, материалами и др.) и выводом на чертеж табличных данных. Таблиц получилось порядочное количество. Кроме таблиц параметров деталей, в проекте есть таблицы параметрических рядов, материалов, параметров самой конструкции и т.п.

Рис. 2

Рис. 2

Дальше началась самая интересная работа. Сначала внутри «скелета» по выбранным профилям создавались детали. Причем процесс создания типовой детали в большинстве случаев сводился к нескольким щелчкам мыши: создать производную деталь, подключить к детали нужную таблицу параметров, выдавить выбранный унаследованный из «скелета» профиль на выбранную из таблицы величину, сохранить деталь. Обычно это занимало меньше минуты.

Затем из полученных деталей формировались сборки. Благодаря тому что подавляющее большинство деталей было получено по заранее созданному «скелету», мне даже практически не пришлось пользоваться сборочными зависимостями — все детали моделировались в совпадающих системах координат, и после вставки необходимо было лишь совместить их.

А вот в некоторых случаях пришлось, наоборот, немного повоевать с Inventor. Как любой машиностроитель, он привык мыслить с математической точностью. И формулировки вроде «зазора размером примерно от двух миллиметров до восьми с половиной килограммов» между двумя в разные стороны криволинейными поверхностями оказались для него не вполне понятными. Но несколько несложных «обманных» построений — и мы снова с ним на одной волне. К счастью, сборочным зависимостям Inventor всё равно, с чем работать — с элементами твердого тела или, например, с эскизной геометрией (рис. 3).

Самое интересное было наблюдать, как эта еще только наполовину собранная монстроподобная конструкция уже начинала шевелиться и «махать крылышками». Конечно же, я не удержался и уже на этом этапе «поиграл» со значением основного радиуса конструкции. Наверное, я никогда не избавлюсь от ощущения, что работа в Inventor и в конструкторе Lego чем­то похожи! Завораживает и подстегивает как можно быстрее получить конечный результат, чтобы наиграться вдоволь.

Рис. 3

Рис. 3

Как видите, в конструкции много однотипных деталей, различающихся лишь набором параметров. Тут как нельзя кстати пришелся механизм создания параметрических рядов в Inventor. Создание десятка однотипных деталей с его помощью сводилось к следующему алгоритму: нарисовали одну деталь, составили табличку параметров исполнений — и получили сразу десяток новых деталей (рис. 4), тем самым сэкономив себе время на обеденный перерыв.

Однако главные бои разразились в среде создания чертежей. «Неподготовленный» Inventor отлично владеет понятием ЕСКД и даже знаком с понятием СПДС. Но вот понятия «чего­то среднего между ними» он на тот момент не знал. Пришлось учить. К счастью, настраивается в программе практически каждая закорючка (рис. 5). А то, что не настраивается, легко создается в библиотеке чертежных ресурсов раз и навсегда.

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Autodesk, Inc. — мировой лидер в области решений для 3D­дизайна, проектирования и создания виртуальной реальности. Все компании из списка Fortune 100 используют инструменты Autodesk для проектирования, моделирования и визуализации своих идей с целью экономии времени и денег, улучшения качества продукции и скорейшего внедрения инноваций.

Начиная с выпуска AutoCAD в 1982 году компания разработала широчайший спектр инновационных программ, позволяющих инженерам, архитекторам и конструкторам испытывать свои идеи еще до их реализации.

И вот они, три дня работы, вот она, готовая красавица­модель (рис. 6). Когда я показал ее заказчику, выяснилось, что она получилась несколько более подробной, чем ему нужно. Но что­то нас удержало от удаления из модели всех этих «необязательных» подробностей. Возможно, на заказчика повлиял мой рассказ об автоматическом вычислении масс­инерционных характеристик модели, центров тяжести и т.п. А когда я проговорился, что при этом учитывается даже материал нанесенных на модель сварных швов и разделка кромок, вопрос был снят окончательно.

Рис. 6

Рис. 6

Затем были чертежи — красивые, подробные, полностью ассоциативные, с «живыми» спецификациями материалов, оформленные по установленному заказчиком специфическому стандарту (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7

А вот теперь — внимание! Показательный момент. Как я уже говорил, раньше перестроение конструкции под новый радиус отнимало у заказчика несколько недель жизни. Посмотрим, сколько времени займет эта операция сейчас, на не самом быстром ноутбуке (Intel Centrino Mobile, RAM 3 Gb, Windows Vista 32 bit).

Возвращаемся в модель, изменяем радиус изгиба полотна, сохраняем таблицу, обновляем модель. Модель перестроилась менее чем за две минуты! А теперь снова возвращаемся в чертеж. Еще 15 секунд на перерисовку чертежа — и вуаля! Как и следовало ожидать, с чертежом у нас полный порядок. И со спецификациями тоже — они послушно отразили в себе все изменения модели, включая площади и массы деталей. На прошедшем в Москве в конце сентября Autodesk 3D Forum я демонстрировал эту процедуру в своем докладе.

«Компания «АйДиТи» в числе главных целей своей деятельности видит не столько перемещение коробок с программным обеспечением от разработчика к заказчику (и соответственно денежных средств — в обратном направлении). Значительная часть наших усилий работает на то, чтобы заказчик в сжатые сроки получил максимальную пользу от финансовых вложений в системы автоматизации проектирования и конструирования.

Накормить голодного рыбой — не сложно, но куда важнее научить его самостоятельно ловить эту рыбу. Продать заказчику высокотехнологичный инструментарий — не проблема. Но кто научит специалистов полноценно работать с ним, кто покажет пользователям, что это не просто электронный кульман.

Случается, причем отнюдь не редко: купили мощные отраслевые решения, а используют только AutoCAD, входящий в комплект поставки. Понятно, что самостоятельно практически невозможно освоить весь потенциал специализированных вертикальных решений, — собственно, потому они и простаивают. А выход, конечно же, существует.

Команда специалистов компании «АйДиТи» обладает не только необходимыми знаниями и квалификацией для проведения таких работ, но и многолетним практическим опытом в этой области, о чем свидетельствуют отзывы наших заказчиков, таких, например, как: ОАО «Уралэлектромедь» Уральской горно­металлургической компании (Свердловская обл., г.Верхняя Пышма); ЗАО «ТВЭЛ­Строй» (г.Москва); ОАО «ФСК ЕЭС» (г.Екатеринбург); ГУП МО НИИПРОЕКТ (г.Москва); Институт «Самаранефтехимпроект» (г.Самара); ООО «ПроектСтройСервис СПб» (г.Санкт­Петербург); ЗАО «ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОМЕТ» (г.Екатеринбург) и многих других.

Отрадно уже на стартовых этапах деятельности по внедрению не просто слышать слова одобрения, но и видеть реальную, измеримую пользу от работы нашей команды. Приятно быть частью такой команды. И не менее приятно сотрудничать с профессионалами своего дела, с которыми нас постоянно сводит работа по внедрению САПР и ГИС на предприятиях наших заказчиков».

Алексей Никулин, технический директор компании «АйДиТи», Autodesk Approved Instructor.

Меньше двух минут, дамы и господа! Я ошибся в оценке времени перестроения конструкции в Autodesk Inventor примерно на 13 минут. В большую сторону. Меньше двух минут на то, чтобы получить новую модель и новые чертежи по заданному радиусу изгиба конструкции. Задержать получение новой стопки чертежей в итоге может только медленный принтер.

Autodesk Inventor в очередной раз подтвердил свою славу универсального инструмента, с блеском справившись с задачей, для решения которой он, казалось бы, изначально предназначен не был.

Мощнейшая среда моделирования, широкие возможности параметризации моделей и гибко настраиваемая чертежная среда — вот три составные части стандартного инструмента, которые позволяют решать с его помощью далеко не стандартные задачи!

Понятно, что при всем универсализме программного продукта многое, если не всё, зависит от того, в чьих руках он находится: интеллектуальный и творческий подход к решению нестандартных задач — профессиональное кредо специалистов компании «АйДиТи».

САПР и графика 12`2010

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584