Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

9 - 2011

Опыт внедрения САПР на ФГУП ОмПО «Иртыш»

Виталий Соседко
Зам. начальника Центра информационных технологий и автоматизированного проектирования (Центр ИТ и АП) ОАО «ОмПО «Иртыш». Аспирант ОмГТУ (специальность — САПР).

В нынешних кризисных условиях вопрос выбора и внедрения системы автоматизированного проектирования (САПР) становится еще более актуальным, чем в более благополучные для экономики времена. Ведь от того, насколько удачно выбран программный продукт (ПП), зависят ход его внедрения и последующая эффективная работа инженеров­проектировщиков.

При внедрении на предприятии САПР (или CAD — Computer­Aided Design) был проведен ряд обязательных мероприятий.

Выбор поставщика

В первую очередь необходимо выбрать поставщика (представителя, вендора, продавца) программного обеспечения (ПО), будем называть его продавцом.

Лучше найти продавца или его представителя в своей стране. Были случаи, когда приходилось покупать за рубежом достаточно специфичное ПО: CAM­систему (Computer­aided manufacturing — система автоматизированной технологической подготовки), работающую с определенным оборудованием. При этом возникли трудности, касающиеся перевода документов, реквизитов, разночтений при согласовании договоров, различий в законодательствах, таможенных правилах, налоговых политиках, перечнях обязательных бухгалтерских документов двойного перевода валюты на валютном счете (рубли — в доллары, затем доллары — в евро).

Оптимальный вариант — наличие офиса продавца (а лучше подразделения технической поддержки) в своем регионе (городе, области, округе). Это сразу исключает многие проблемы, возникающие при ведении междугородних переговоров либо при переписке по электронной почте в условиях разницы в часовых поясах. Разумеется, на помощь приходят новые технологии, базирующиеся на Всемирной сети: вебинары, службы мгновенных текстовых сообщений, сервисы персональной технической поддержки на веб­порталах. Однако всё же лучше, чтобы данная команда была ближе к покупателю.

Немаловажный фактор при выборе продавца — его репутация, опыт работы. Необходимо, чтобы знаний и умения персонала хватило для того, чтобы внедрить у покупателя приобретенный ПП (установка, настройка, администрирование, управление лицензиями, обучение пользователей). Конечно, это может сделать эксперт, направленный из центрального головного подразделения, однако наиболее правильный вариант — наличие у заказчика подразделения, осуществляющего данные операции самостоятельно. В любом случае такие специалисты должны либо пройти необходимую подготовку, либо иметь возможность своевременной и оперативной консультации.

Выбор САПР

В данном случае необходимо четко представлять, для выполнения каких задач приобретается ПО. Поэтому предварительно составляется техническое задание с требованиями, предъявляемыми к САПР. К тому же большинство имеющихся ПП имеют демонстрационные либо пробные версии (в основном продолжительностью в месяц), которые можно изучить и составить о них представление. Если же демо­версии ПП недостаточно, всегда можно запросить у продавца временную лицензию — в так называемую опытно­промышленную эксплуатацию. Как правило, поставщики идут навстречу подобным обращениям, ведь от того, как будет представлен свой продукт, зависит, будет ли он приобретен. Также не помешает посетить офис продавца, ряд тематических семинаров, конференций и форумов пользователей САПР. В зависимости от предъявляемых требований даже один продавец может предложить на выбор варианты САПР — от «легких» до «тяжелого» уровня. Могут быть представлены разные конфигурации ПО: 2D (двумерная графика), 3D (трехмерное проектирование), модули CAE (Computer­Аided Еngineering — модули инженерных расчетов и моделирования) и CAM, готовые справочники (например, «Материалов и сортаментов»), базы данных, наборы стандартных изделий (крепеж, метизы и т.д.), библиотеки радиоэлементов — в зависимости от специфики САПР. В техническом задании или требованиях необходимо отметить, будет ли приобретаемое ПО массовым, единичным, вновь внедряемым либо встраиваемым в имеющуюся структуру, уже содержащую CAD/CAE/CAM/PDM­системы (PDM — Product Data Management — система управления данными об изделии).

Основными критериями выбора САПР были [1], [2]:

  • функциональные возможности системы, широта охвата задач проектирования;
  • интерфейс и удобство использования;
  • локализация и соответствие стандартам, а также наличие широкой библиотечной поддержки стандартных решений;
  • наличие специализированных модулей и приложений;
  • компетентность и репутация поставщика САПР, предоставляющего перечень компаний — пользователей данного ПП, который свидетельствует о распространенности САПР;
  • системные требования и совместимость с периферийным оборудованием и другими CAD/CAM/CAE/PDM­системами;
  • стоимость САПР, ее сопровождения и модификации;
  • возможность корпоративной (коллективной) работы.

Допускается выбор продавца и САПР параллельно в разных направлениях или в обратной последовательности (сначала выбирается САПР, затем  продавец). Если речь идет о большом количестве рабочих мест либо о дорогостоящих ПП, лучше организовать тендер на поставку.

Немаловажный аспект — соотношение для ПП цены и качества. Нужен ли «монстр» для выполнения несложных проектных работ (разве что на перспективу) или простой «чертежник» для проектирования самолетов? К примеру, для простых чертежей на плоскости имеется даже ряд бесплатных САПР (бесплатные либо условно­бесплатные версии): NanoCAD,
Компас LT, ADEM SLT, SolidWorks 2D Editor и др.

Нелишне при выборе САПР от иностранных разработчиков наличие качественной локализации (русификации). Иногда пользователи отдают предпочтение оригинальным англоязычным версиям, отключая низкокачественную локализацию.

Определение необходимого количества рабочих мест САПР

Необходимо тщательно изучить потребность в рабочих местах САПР с определением для каждого специалиста персонального графика работы в приобретаемом ПО (в расчете на месяц, неделю, рабочий день) в часах. От этого зависит, насколько рациональным будет применение ПП. Чем точнее будет расчет, тем проще определить количество лицензий и потом распределить их. Наиболее экономичный вариант при наличии локальной вычислительной сети (ЛВС) — сетевые лицензии. Даже если ЛВС на данный момент отсутствует, но планируется ее организация, лучше приурочить данный этап к развертыванию САПР на рабочих местах. Еще возможен вариант организации работы в две смены, что позволит сэкономить на использовании лицензий. Однако в этом случае необходимо задействовать экономические службы для определения оптимальных вариантов работы.

Руководителям подразделений, не принимающим участия в разработке или корректировке проектов в САПР, вполне достаточно бесплатных программ для просмотра документов. У большинства имеющихся на рынке САПР такие программы есть.

Опытная эксплуатация

Опытная эксплуатация может быть проведена на этапе выбора САПР. Она заключается в проведении работ по созданию в выбранной САПР пилотного проекта. Приказом (или другим значимым документом) директора либо одного из первых лиц предприятия запускается опытная эксплуатация САПР на базе отдела­разработчика. Крайне важно наличие заинтересованности одного из высших руководителей. Это обеспечит поддержку и постоянный контроль ведения проекта. Определяется состав команды, ведущей пилотный проект: руководитель (куратор) проекта, ключевые исполнители, техническая и методическая поддержка. По результатам принимается решение о приобретении САПР. Оговаривается наличие либо приобретение оргтехники, и не только рабочих станций, но и плоттера, широкоформатного сканера и др. Вполне допустимо организовать параллельно опытные работы в другой альтернативной САПР, однако необходимо учитывать уровень подготовки и знание выбираемого продукта при распределении исполнителей на рабочие места систем.

Техническое обеспечение

При выборе САПР необходимо учитывать требования к рабочей станции. При этом следует выделять ПК с запасом: чем впоследствии будет выше версия САПР, тем жестче будут становиться требования к ПК. Вполне допустима практика, по которой каждый вновь приобретаемый ПК распределяется в инженерные службы для выполнения проектов в САПР, при этом заменяемый компьютер переходит в те службы, где высокая производительность некритична по причине отсутствия ресурсоемкого ПО. Это относится к финансовым, экономическим, коммерческим, а также  производственным (цеховым) службам. Для эффективной коллективной работы ПК должны быть объединены в стабильно функционирующую локальную вычислительную сеть (ЛВС) с выделенным сервером (серверами). Сервером может служить обычный ПК, но для стабильной и надежной работы лучше подходит специально  предназначенное для этого оборудование. В зависимости от выполняемых задач выделяют серверы различного типа. Для обеспечения безопасного выхода в Интернет, получения и отправки почты служит почтовый сервер, оснащенный антивирусным ПО. Для распределения лицензий (выдача, открепление, управление) на САПР или другое ПО предназначен сервер лицензий. Применение сетевых «плавающих» лицензий позволяет существенно сэкономить на рабочих местах САПР. При этом ПО может быть установлено практически на каждом ПК, однако количество одновременно запущенных клиентских мест ограничивается числом приобретенных лицензий. В случае если ЛВС отсутствует, приобретение и внедрение САПР станет отличным поводом для ее организации. Сервер баз данных (БД) хранит набор (массив) данных, применяемых в коллективной работе САПР и (или) других систем. Чем большее развитие получает система, тем более обширным является набор и состав БД. Физически один или несколько перечисленных серверов могут быть расположены на одном рабочем месте. Современные технологии позволяют организовать высоконадежную систему с использованием принципа резервирования данных, а также перемещения виртуальных серверов с одного аварийного физического сервера на другой, практически незаметного для пользователей.

Приобретение

После выбора САПР и определения необходимого количества лицензий  возникает вопрос оплаты. Возможные варианты может предложить экономическая служба предприятия. Это может быть поэтапная оплата (в договоре указывается график оплаты — квартальный либо месячный). Преимущество такого метода заключается в том, что лицензии предоставляются сразу, а постепенная оплата за них проводится позже. Конечно, необходимо следить за своевременной периодической оплатой, подписывать у директора и передавать на оплату счета.

Установка и настройка САПР

Данная процедура выполняется силами предприятия совместно со специалистами продавца либо службой САПР самостоятельно. Необходимо продумать вопрос гибкого обновления версий ПО, ведь чем больше рабочих мест, тем сложнее провести обновление сразу на всех рабочих местах. Также стоит определиться с целесообразностью постоянной смены версий и установки всех обновлений. В случае если приходится работать совместно с другим предприятием (принимать разработанную документацию для производства у себя изделия), использующим ту же САПР, рекомендуется обновлять ПО синхронно. То же касается и настроек рабочих мест для обеспечения единообразного открытия документов на разных местах (включая сторонних партнеров). Необходимо введение единых настроек, исключающее возможность их редактирования пользователями. В некоторых случаях пишутся дополнительные прикладные модули (библиотеки, плагины) для подключения единых настроек. При открытии документов в САПР происходит подключение настроек разработчика, отличающихся от единых либо единых согласованных настроек. Хранение единых настроек целесообразно осуществлять либо на открытом сетевом ресурсе, настроив клиентские места соответствующим образом, либо постоянно синхронизировать клиентские места на предмет поиска отличий в настройках или периодического копирования.

Методическое обеспечение

Необходимо организовать на предприятии обучение специалистов работе в САПР с обязательными контрольными (самостоятельными) работами, выдачей сертификатов. Специалисты должны прочувствовать серьезность обучения. Не допускается игнорирование программы обучения и отвлечение специалистов. В дальнейшем эти обученные работники, наряду со службой САПР, будут частично внедрять данное ПО в своих подразделениях. Службе САПР необходимо осуществлять постоянную поддержку пользователей: настройку рабочих мест, распределение лицензий, организацию ведения необходимых БД и справочников, поиск необходимых шрифтов, прикладных библиотек для САПР, написание собственных модулей и программных средств.

Выпуск регламентирующих документов

По результатам проведенных работ по внедрению должны быть написаны (либо откорректированы) стандарты предприятия, оговаривающие ведение проектирования в электронном виде с применением САПР, регламенты, требования к электронным документам, разрабатываемым в САПР, инструкции, касающиеся разработки электронных документов. В дальнейшем необходимо продумать вопрос ведения электронного архива предприятия, порядок согласования, утверждения электронных документов и сдачи их в электронный архив, интеграции с существующими CAD/CAM/CAE/PDM­системами.

В данной статье пошагово указаны мероприятия по внедрению САПР на предприятии. В процессе выполнения данных мероприятий возможно некоторое отклонение либо дополнение в силу возникших обстоятельств либо в зависимости от окружающих условий (человеческий фактор, наличие тех или иных работающих ПП, влияющих на формат передаваемых и разрабатываемых данных). В результате на предприятии будет внедрена САПР, позволяющая осуществлять проектирование в сжатые сроки и с высоким качеством. 

Литература

  1. Серавкин А. Autodesk Inventor Series — проблемы выбора не существует! // САПР и графика. 2002. № 6.
  2. Политов В.  Системы автоматизированного проектирования // Умное производство. 2011. № 14.

САПР и графика 9`2011

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557