9 - 2012

Как получить квалифицированного специалиста в САПР

Павел Бунаков

В современном мире успех производственного предприятия зависит от того, насколько его продукция будет востребована потенциальными потребителями, другими словами — насколько она будет лучше и дешевле, чем аналогичная продукция конкурентов. Это, в свою очередь, во многом определяется качеством и эффективностью работы конструкторов и технологов, то есть тех специалистов, которые непосредственно заняты проектированием новых изделий. Таким образом, успех предприятия напрямую связан с качеством и эффективностью выполнения проектных работ, ведь именно на этапе проектирования в изделие закладываются его функциональность,  эргономичность, эстетичность и технологичность. К тому же большинство ошибочных решений (до 75%!) тоже закладывается на данном этапе, при этом ошибки, сделанные в процессе конструирования, считаются одними из самых дорогих и трудно исправляемых. Стоимость исправления проектных ошибок возрастает в геометрической прогрессии по мере перехода от ранней к более поздней стадии реализации проекта (по данным американской аналитической компании Gartner Group). Особенно наглядно это проявляется в тех отраслях промышленности, которые производят продукцию массового спроса и напрямую выходят на конечных потребителей, в частности в мебельной промышленности.

В последние годы конкуренция на отечественном мебельном рынке только обостряется, что подталкивает руководителей предприятий повышать эффективность своего производства, в том числе за счет внедрения систем автоматизированного проектирования. САПР — это реальный способ получения существенных конкурентных преимуществ, но только при соблюдении одного условия. Необходимо помнить, что современные программные средства автоматизации — это профессиональный инструмент и на предприятии должны быть специалисты соответствующей квалификации: дизайнеры, конструкторы или технологи. К сожалению, многие директора мебельных предприятий этого не понимают, поэтому автоматизация не приносит ожидаемого эффекта, а порой просто тормозит развитие производства.

Учебный класс Базис-Центр

Учебный класс Базис-Центр

В настоящее время, по крайней мере в мебельной промышленности, уже не осталось предприятий, которые в той или иной мере не использовали бы САПР. Рынок специализированных мебельных систем предлагает широкий выбор продуктов, но, независимо от функциональности, удобства, интеллектуальности и других характеристик программного обеспечения, ключевым фактором успеха предприятия на рынке являются квалификация и опыт специалистов. Тем не менее вопросы обучения и повышения квалификации кадров в большинстве случаев руководством даже не рассматриваются. Считается, что хороший специалист в состоянии самостоятельно изучить любое программное обеспечение. В определенной степени это так, но посмотрим на проблему несколько шире.

Безусловно, разработчики САПР уделяют большое внимание простоте, наглядности и удобству работы со своими системами, поэтому получить первоначальные навыки работы действительно несложно. Для этого можно воспользоваться справочной системой, обучающими видеороликами, документацией, многочисленными форумами, технической поддержкой разработчиков и т.д. В процессе практической  работы эти навыки закрепляются, и возникает ощущение полного знания возможностей системы и умения эффективно в ней работать. Однако такой способ обучения дает поверхностные, несистематизированные знания, когда нет целостного представления о функциональности системы и методике проектирования в ней. Нередко те или иные проектные операции выполняются неоптимальным способом, что намного увеличивает общее время выполнения проекта. Проще говоря, конструктор научился выполнять некоторую операцию за полчаса и не догадывается, что ее можно сделать тремя нажатиями кнопки мыши.

Другой способ «экономии» на обучении специалистов — взять на предприятие выпускника вуза по соответствующей специальности, поскольку студенты в рамках образовательной программы изучают САПР, получая практические навыки работы. Однако и здесь есть, как минимум, три подводных камня. Во­первых, количество часов на изучение САПР невелико, что позволяет дать студентам только базовые знания и навыки. Во­вторых, в вузе изучаются одна­две программы, тогда как количество используемых предприятиями САПР гораздо больше. В­третьих, сами преподаватели в большинстве случаев не знают всех тонкостей той системы, с которой работают. Ведь они тоже изучали ее по документации, видеороликам и т.д. В итоге на предприятии выпускникам придется практически заново осваивать систему.

Кроме того, сложность программного обеспечения САПР постоянно возрастает, появляются новые версии систем, что требует всё больше времени на их самостоятельное изучение, а значит, сроки выполнения проектов будут расти с одновременным увеличением количества ошибок. Это прямые убытки для предприятия.

Дмитрий Булгаков, коммерческий директор, ООО «Мозаика» (г.Ярославль)

Дмитрий Булгаков, коммерческий директор, ООО «Мозаика» (г.Ярославль)

В работе необходимо двигаться вперед, иначе сойдешь с дистанции. Обучение — это шаг вперед. На предприятии мы стараемся по максимуму исключить ошибки, возникающие при выполнении заказов, повысить качество продукции. При конкуренции без этого нельзя. САПР БАЗИС — это качественный инструмент для решения наших задач. На курсах я открыл для себя много нового в системе, теперь буду внедрять в производство. Процесс обучения построен грамотно. С первых часов стало понятно, что преподаватель знает мебельное производство, работал на нем.  Он не просто рассказывает о возможностях системы, а объясняет, как с ее помощью решать конкретные производственные задачи. Рекомендую всем.

Исключить подобные негативные моменты поможет обучение специалистов в профессиональных учебных центрах. Для этого руководству предприятий необходимо понять, что вложение средств в повышение квалификации  сотрудников рентабельно. Обучение в разы сокращает время освоения программ, дает знание самых эффективных приемов работы, позволяет использовать возможности программ на все 100%. Конечно, грамотный специалист становится привлекательным для конкурентов, но это уже совсем другой вопрос.

Помимо повышения эффективности работы каждого специалиста глубокое знание возможностей САПР ускоряет взаимодействие между ними, позволяет интегрировать проектирование с производством и управлением. В большинстве систем для этого есть необходимый инструментарий, но при самостоятельном изучении до него просто не доходят руки.

Более того, качественное обучение требуется даже тем специалистам, которые работают в САПР годами и могут отнести себя к категории «продвинутых» пользователей. И для этого тоже есть серьезнейший резон: любая САПР — система весьма разветвленная, и один и тот же результат может быть достигнут разными способами. А специалист при самостоятельном изучении системы просто может пройти мимо оптимального приема работы, и самое печальное — не догадываться об этом, годами теряя сотни и тысячи рабочих часов. Многолетняя практика проведения обучения показывает, что сколь бы талантлив самоучка ни был — он всегда будет что­то делать неоптимально. Обучение такого специалиста даст новое развитие его потенциалу и приведет его знания и умения в систему и порядок. А порядок бьет класс не только в футболе, но и на производстве.

Таким образом, повышение профессионального уровня — необходимое условие прогресса предприятия. Вопрос лишь в том, заниматься самообучением или доверить свое образование тем, кто уже имеет многолетний опыт работы в этой области? Второй путь, безусловно, предпочтительнее, тем более что стоимость обучения, как правило, вполне доступна.  Конечно, при этом специалист «выпадает» из производственного процесса. Однако период обучения, как правило, не больше недели.  К тому же руководитель предприятия всегда может так спланировать процесс, что потери от отсутствия специалиста окажутся минимальными.

В настоящее время функционирует несколько серьезных специализированных центров обучения САПР различного профиля: машиностроительные, архитектурные, приборостроительные, легкой промышленности и т.п. Нет только центров по обучению мебельщиков, хотя это не такая уж незначительная отрасль. В целом лесная и деревообрабатывающая промышленность занимает около 5% в ВВП страны, а уровень автоматизации мебельных предприятий — один из самых высоких. По словам представителя одной из ведущих компаний по производству высокопроизводительного станочного оборудования с ЧПУ для мебельщиков, российский рынок по темпам роста и объемам продаж уверенно выходит на первое место в мире.

Дмитрий Крутецкий, сборщик мебели, ООО «Мозаика» (г.Ярославль)

Дмитрий Крутецкий, сборщик мебели, ООО «Мозаика» (г.Ярославль)

БАЗИС — достойный продукт, уверенно занимающий одно из ведущих мест среди программ проектирования мебели. Несмотря на доступный интерфейс, самостоятельно изучить его сложно, к тому же не хватает времени, поскольку производство очень интенсивное. Это стало причиной поездки на курсы в «Базис­Центр». Предложенная программа изучения системы позволила на конкретных примерах узнать ее основные возможности. Преподаватель — внимательный и отзывчивый. Он прекрасно ориентируется в мебельной тематике. Ни один из возникших вопросов не остался без подробного ответа. После обучения появились твердое знание программы и уверенность в собственных силах.

Исходя из этого, компания «Базис­Центр», разработчик САПР БАЗИС, организовала учебный центр для специалистов мебельных предприятий. Учебная программа охватывает все аспекты конструирования, технологической подготовки и производства изделий корпусной мебели с использованием САПР БАЗИС. Обучение ведут специалисты, имеющие большой опыт работы на мебельных предприятиях и прекрасно знающие возможности всех модулей  системы. По окончании обучения выдается фирменный именной сертификат, который высоко ценится руководителями мебельных предприятий. Занятия проводятся в учебном классе, оборудованном современной компьютерной техникой. Группы формируются в зависимости от изучаемых вопросов и уровня подготовки. Количество учащихся подбирается таким образом, чтобы преподаватель имел возможность индивидуально поработать с каждым.

Станислав Лобанов, директор производства, ООО «Альдикон» (г.Благовещенск)

Станислав Лобанов, директор производства, ООО «Альдикон» (г.Благовещенск)

Изучение САПР БАЗИС позволило понять основные принципы ее работы, узнать множество тонкостей, которые помогут работать быстрее и качественнее. Занятия проводились на высоком уровне. На все возникающие вопросы были получены подробные ответы, причем на конкретных примерах. Уверен, что теперь смогу не только быстро работать в БАЗИСе, но и обучать своих сотрудников, а при возникновении проблем —  самостоятельно разобраться и решить их. Автоматизация — это слишком серьезная вещь, чтобы заниматься ею от случая к случаю. Нужны серьезный, системный подход и глубокие знания. Поэтому я — за обучение у профессионалов.

В учебном центре компании «Базис­Центр»  ежегодно повышают свой профессиональный уровень десятки специалистов мебельных предприятий. География фирм  самая широкая: от Калининграда до Благовещенска. Специалистов прежде всего привлекает обучение у разработчиков, что обеспечивает высокое качество преподавания. Параллельно с обучением в центре имеется возможность получения профессиональных консультаций по конкретным производственным вопросам, связанным с автоматизацией.

Обязательное предварительное тестирование перед началом обучения и выполнение выпускных работ гарантируют высокий уровень освоения работы в среде САПР БАЗИС. Задача тестирования — в разделении людей на группы по уровню подготовленности к восприятию материала. Это позволяет выбрать оптимальный темп изложения, уровень сложности практических заданий, время на их выполнение, способы контроля знаний и навыков. В результате тестирования выявляются и люди, обучение которых в данный момент нецелесообразно. Если же руководство компании все­таки настаивает на обучении, то оно, естественно, проводится, но сертификат не выдается.

Юлия Путнева, руководитель проектной группы, ООО «ГринДекор» (г.Екатеринбург)

Юлия Путнева, руководитель проектной группы, ООО «ГринДекор» (г.Екатеринбург)

В системе БАЗИС есть модули свободного и параметрического проектирования. Это может значительно повысить скорость создания моделей высокой сложности и подготовки необходимой документации. При этом количество ошибок будет гораздо ниже, а значит, отпадет необходимость в долгих согласованиях и уменьшится количество брака. Но это в теории. Чтобы быстрее достичь таких результатов в реальности, решила пройти обучение на курсах в «Базис­Центре» и не ошиблась. Здесь я не только глубоко изучила систему, но и получила подробные ответы на все интересующие меня  вопросы. Теперь я точно знаю, что на нашем предприятии БАЗИС позволит автоматизировать не только участок проектирования, но и всё предприятие. И самое главное — я узнала, как этого добиться.

Обучение производится по следующим направлениям:

  • геометрическое моделирование изделий корпусной мебели (модуль БАЗИС­Мебельщик):

- структура и основные понятия САПР БАЗИС,

- инструменты 2D­конструирования,

- математическая модель мебельного изделия,

- 3D­элементы изображения,

- база материалов, площадные и погонные материалы,

- 2D­элементы на моделях мебельных изделий,

- профили и тела по траектории из погонного материала,

- гнутые панели,

- трехмерные операции с телами,

- облицовывание кромок и пластей панелей,

- крепежная фурнитура, параметрическая и произвольная фурнитура,

- работа с пазами,

- инструменты для установки ящиков и дверей,

- 3D­визуализация, настройка параметров и текстур,

- выпуск чертежей и спецификаций,

- построение схемы сборки;

  • параметрическое моделирование типовых изделий (модуль БАЗИС­Шкаф):

- параметрическое и универсальное проектирование корпусной мебели,

- построение параметрической модели прямого шкафа,

- конструирование внутреннего наполнения,

- установка распашных и раздвижных дверей, конструирование составных дверей,

- построение антресольных и угловых секций,

- автоматическое выполнение проектных операций: облицовывание кромок, расстановка крепежа, простановка размеров,

- таблица соответствия листовых и облицовочных материалов,

- установка фурнитуры: штанг, ручек, замков,

- редактирование параметрической модели шкафа,

- конструирование углового шкафа,

- связь модуля БАЗИС­Шкаф с другими модулями САПР БАЗИС;

  • оптимизация раскроя материалов (модуль БАЗИС­Раскрой):

- раскрой материалов в автоматизированном мебельном производстве,

- методика формирования исходной информации и назначения параметров раскроя,

- шкала критериев оптимизации и технологические параметры раскроя,

- основной и дополнительный списки деталей,

- пакетный  раскрой материалов,

- организация работы с обрезками материалов и ведение базы заготовок,

- особенности раскроя для пильного оборудования с ЧПУ,

- реализация технологии каскадного раскроя,

- практические приемы уменьшения трудоемкости раскроя,

- работа с бирками,

- формирование отчетной документации,

- методика и практические приемы оптимизации раскроя,

- методика организации безбумажного производства;

  • технико­экономические расчеты (модуль БАЗИС­Смета):

- особенности и настройка баз данных системы,

- формирование сметы материалов,

- классы материалов и классы операций,

- понятие проекта и работа с ним,

- технологические операции и их трудоемкость,

- настройка статей затрат,

- формирование таблиц выходных форм;

  • проектирование управляющих программ для станков с ЧПУ (модуль БАЗИС­ЧПУ):

- импорт информации из модели мебельного изделия,

- настройка параметров предварительной обработки,

- особенности формирования управляющих программ для различных типов станков;

  • дизайн интерьеров помещений (модуль БАЗИС­Салон):

- общие принципы работы модуля,

- менеджер прайс­листов: формирование и настройка базы данных, создание сборок для приема заказов, работа с карточками изделий, типы элементов, настройка сметы, формирование прайс­листов,

- дизайн интерьера и расстановка мебели: настройка базы данных и справочников, карточка заказа, моделирование помещения заказчика, установка моделей мебели в виртуальном помещении, оформление документов для заказа,

- экспорт информации для передачи заказа в производство;

- автоматизация складского учета (модуль БАЗИС­Склад):

- интеграция проектирования и складского учета,

- структура и настройка программы,

- оформление приходно­расходных операций,

- заявки, как способ интеграции модулей конструирования и склада,

- формирование отчетов,

- экспортно­импортные операции,

- архивация, восстановление и реорганизация склада.

Разделение учебной программы на отдельные блоки позволяет слушателям скомпоновать курс в зависимости от потребностей предприятия: от изучения единственного выбранного блока до полной подготовки по всему спектру вопросов. Благодаря такой организации программы, за короткий период времени специалист нарабатывает опыт, несравнимый с самостоятельным изучением системы. Предприятие же, вложив деньги в обучение сотрудника, получит специалиста, который имеет не только теоретические знания о работе с программой, но и практические навыки решения конкретных производственных задач, а также способен обучать других сотрудников.

Инга Ратиани, коммерческий директор, ООО «Командор­А» (г.Надым)

Инга Ратиани, коммерческий директор, ООО «Командор­А» (г.Надым)

Автоматизация необходима на любом производстве, включая мебельное. Это даже не обсуждается. Но как внедрять САПР, как изучать работу с ней — вот здесь есть много вопросов. Мы решили не заниматься самодеятельностью, а пройти обучение у разработчиков в «Базис­Центре». Уверена, что не ошиблись. Программа обучения сжатая, интенсивная, и в то же время учитывает всё, что необходимо для автоматизации мебельного предприятия. Преподаватель — профессионал своего дела с большим опытом работы в мебельном производстве и глубоким знанием САПР. Учебный процесс организован четко. Просторный класс, хорошие компьютеры, большой экран — всё, что нужно для успешной учебы. Полезным оказалось и общение с коллегами по группе. В общем, организация курсов и качество преподавания на пять с плюсом!

При решении вопроса о прохождении обучения необходимо понимать, что САПР БАЗИС — это профессиональная система и для успешного обучения специалист уже должен иметь определенную начальную подготовку. Каким же начальным критериям должен соответствовать работник, чтобы после обучения работать более эффективно? Из анализа практического опыта работы с конструкторами и технологами выявлено три таких критерия:

иметь опыт выпуска конструкторско­технологической документации и на практике знать конструкторскую работу (геометрические построения, основы проектирования, ЕСКД, размеры, допуски, базирование и т.п.);

знать особенности своего производства (номенклатура, материалы, комплектующие, технологии, оборудование). БАЗИС — система весьма гибкая и настраиваемая под конкретное производство, поэтому обучение специалистов проводится уже с учетом этих особенностей и нюансов;

владеть основами работы в Windows (знать основные понятия: файл, его имя, расширение имени, путь, папка; уметь выполнять операции копирования и перемещения).

Несоответствие кандидата хотя бы одному из критериев резко снижает экономический эффект от его обучения, но если все требования учтены, то после обучения производительность труда этого работника возрастает в разы. А это уже очень серьезные показатели, ибо обученный специалист в состоянии выполнить работу, которую раньше выполняли несколько человек, со значительно меньшим количеством ошибок.

В конечном счете только руководитель предприятия принимает решение о том, окупятся ли вложения средств в обучение специалистов, и стоит ли направлять их на учебу. Надеюсь, что материал статьи будет способствовать увеличению количества принимаемых положительных решений. Недаром же в развитых странах принято регулярно улучшать свои профессиональные навыки и проходить тестирование на профессиональную пригодность. У нас в стране похожая практика тоже существовала во времена Советского Союза. Нередко она была формальной, но в большинстве случаев давала хорошие результаты. 

САПР и графика 9`2012

Популярные статьи

Будущее CAM-систем

Статья знакомит с современным состоянием функционала CAM-систем, делает своеобразный экскурс в прошлое программного обеспечения для станков с ЧПУ, дает прогноз развития технологий, рынка и возможностей CAM-систем к 2020 году

Новая линейка профессиональной графики NVIDIA Quadro — в центре визуальных вычислений

Компания NVIDIA обновила линейку своих профессиональных графических карт Quadro. Новая архитектура Maxwell и увеличенный объем памяти позволяют продуктивно работать с более сложными моделями в самых высоких разрешениях. Производительность приложений и скорость обработки данных стали вдвое выше по сравнению с предыдущими решениями Quadro

OrCAD Capture. Методы создания библиотек и символов электронных компонентов

В этой статье описаны различные приемы и способы создания компонентов в OrCAD Capture, которые помогут как опытному, так и начинающему пользователю значительно сократить время на разработку библиотек компонентов и повысить их качество