Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

2 - 2015

Методологические основы BIM-технологии, и ее место в структуре информационных систем, сопровождающих весь жизненный цикл объекта строительства. Часть 2: проектирование, координация и хранение инженерных данных

Максим Бузинов
Максим Бузинов
Компания «АйДиТи», руководитель группы комплексных проектов внедрения

Настоящая публикация является продолжением серии статей, посвященных вопросам эффективного внедрения технологии информационного моделирования зданий (BIM) и смежных информационных технологий в процесс проектирования.

В первой части («САПР и графика, № 12’2014) были рассмотрены процессы инициации и стадии технико­экономического обоснования, а также затронут ряд особенностей процесса проектирования. В этой части мы продолжим рассмотрение проектных процессов и остановимся на процессах, связанных с управлением и хранением инженерных данных.

Безусловно, рамки журнальной публикации не позволяют полностью и всесторонне охватить все аспекты включения BIM­технологии в различные варианты бизнес­процессов предприятия, поэтому остановимся на рассмот­рении наиболее распространенных схем:

  • организация информационного пространства проекта строительства;
  • совместная работа над проектом и единая координация;
  • хранение и управление инженерными данными.

Обратим внимание на порядок возникновения проектных задач и коснемся только тех из них, в которых находит применение технология BIM.

В самом начале BIM­про­екти­рования можно выделить этап организации информационного пространства. Руководитель проекта строительства проводит детальный анализ ключевых показателей проекта. Он определяет состав проектных работ и разделов, порядок их выполнения, назначает ключевых исполнителей и ответственных, ставит первостепенные задачи получения исходно­разрешительной документации, разработки ТЗ и т.д. Для решения этих задач, как правило, задействуется корпоративный портал общего доступа к проектам. В качестве такового могут выступать решения Microsoft.

Компания «АйДиТи» — один из ведущих отечественных поставщиков лицензионного программного и аппаратного обес­печения, системный интегратор в области САПР и ГИС по всем отраслевым направлениям.

Компания «АйДиТи» осуществляет:

  • поставки, как корпоративные, так и розничные, лицензионного программного обеспечения и оборудования для рабочих мест, офисов и центров обработки данных;
  • консалтинг и внедрение САПР и ГИС;
  • разработку и реализацию проектов ИT­инфраструктуры;
  • управление активами ПО (Software Asset Management, SAM);
  • техническую поддержку и обучение.

Компания обладает высшими партнерскими статусами крупнейших мировых разработчиков, таких как Autodesk, Microsoft, Adobe, Corel, Kaspersky Lab, VMware, и сотрудничает со всеми ведущими производителями программного и аппаратного обеспечения.

Заказчики «АйДиТи» — это тысячи государственных и коммерческих организаций, а также частных пользователей, работающих в различных отраслях.

Система менеджмента качества «АйДиТи» сертифицирована и соответствует ГОСТ Р ИСО 9001­2008.

«АйДиТи» ведет свою деятельность по всей территории России.

Офисы компании:

«АйДиТи — Центральный офис»

Москва: +7(495) 287­4812, idt@idtsoft.ru

«АйДиТи — Северо­Запад»

Санкт­Петербург: +7(812) 676­1170, spb@idtsoft.ru

«АйДиТи — Урал»

Екатеринбург: +7(343) 237­3001, ural@idtsoft.ru

«АйДиТи — Северный Кавказ»

Ставрополь: +7 (8652) 41­5544, skfo@idtsoft.ru

«АйДиТи — Юг»

Ростов­на­Дону: +7(863) 218­1157, rostov@idtsoft.ru

На корпоративном портале предприятия организуется информационный сектор (узел) проекта, в который помещаются первичные документы по проекту, списки участников и ответственных и прочие сопроводительные материалы. Тут же стоит предусмотреть разработку карты запроса на создание информационного пространства.

Информационное пространство проекта предназначено для непосредственного создания, хранения и архивации файлов проекта. Современным средством реализации информационного пространства проекта являются системы PDM и системы управления инженерными данными — Autodesk Vault и Revit Server соответственно.

Рис. 1. Структура папок в хранилище Autodesk Vault

Рис. 1. Структура папок в хранилище Autodesk Vault

BIM­менеджер предприятия получает карту запроса и готовит информационное пространство проекта. В карте могут содержаться количество и списки участников проекта, разделы и подразделы проекта, текстовое описание проекта и прочая сопроводительная информация, которая требуется для эффективной организации информационного пространства участников проекта.

Рассмотрим построение информационного пространства проекта в Autodesk Vault. С точки зрения хранения информации будем рассматривать минимальную информационную единицу — файл.

Все инженерные данные будут разделяться на три типа:

  • BIM (файлы Revit);
  • CAD (файлы AutoCAD);
  • Office (файлы офисных приложений и бухгалтерских программ).

Все данные помещаются в структуру папок хранилища Autodesk Vault. Рекомендуется структуру папок строить по составу проекта (рис. 1).

Здесь:

  • ?PROJECTS — область данных проектов строительства;
  • ?№­ID — область данных одного проекта;
  • ?AR — область данных одного раздела проекта;
  • ?Model — область данных BIM для совместной работы над моделью в рамках одного раздела;
  • ?CAD — область данных CAD для совместной работы над моделью в рамках одного раздела;
  • ?Reports — область данных для отчетов САПР — расчеты, спе­цификации, таблицы.

Список разделов может предоставляться руководителем проекта. Наименования разделов соответствуют системе наименований предприятия. Организация структуры папок и прав доступа может опираться на этот список.

Особое внимание стоит уделить системе именования файлов в хранилище Autodesk Vault. Для этого в ней предусмотрена автоматическая нумерация по заданным правилам предприятия. Примером такого именования может служить следующая схема имени файла:

[Код подразделения]­[шифр проекта]­[Раздел/Система]­[Подраздел/подсистема]­[номер по порядку]

Для работы с файлами Autodesk Revit рекомендуется создать для каждого раздела свою рабочую группу (например, для раздела AR группу AR) и включить в нее всех специалистов раздела проекта.

Совместную работу над проектом можно разделить на три основных этапа:

  1. Разработка проекта каждым отделом.
  2. Координация.
  3. Вывод проектной документации.

Autodesk, Inc. — мировой лидер в области решений для 3D-дизайна, проектирования и создания виртуальной реальности. Все компании из списка Fortune 100 применяют инструменты Autodesk, чтобы проектировать, моделировать и визуализировать свои идеи для экономии времени и денег, улучшения качества продукции и скорейшего внедрения инноваций.
Начиная с выпуска AutoCAD в 1982 году компания разработала широчайший спектр инновационных программ, позволяющих инженерам, архитекторам и конструкторам испытывать свои идеи еще до их реализации.

Совместная работа должна вестись с учетом безопасности хранения данных каждого специалиста. Для каждого отдела необходимо выделять информационную зону, защищенную от действий пользователей из других отделов. С этой целью можно назначать права на папки хранилища в соответствии с группами пользователей, указанными выше.

На этой стадии каждый проектировщик передает в общую информационную зону свою часть проектных данных (BIM, CAD, Оffice). Предварительно каждый проектировщик должен провести подготовку этой информации для общего доступа:

  1. Проверить размещение внешних ссылок.
  2. Оценить корректность размещения модели в абсолютных и проектных координатах.
  3. Очистить свои данные от лишней информации и ненужных библиотечных элементов.
  4. Провести локальную проверку на коллизии.
  5. Приложить отчет о коллизиях в зону общего доступа.

Для проведения координации между дисциплинами возможно использование двух методов (см. AEC (UK) BIM Standard for Autodesk Revit):

  • через контрольную зону координации;
  • непосредственно между дисцип­линами.

Для файлов BIM (Revit) используется первый метод, для файлов CAD (AutoCAD) — второй.

Контрольная зона — область данных в Vault Server и Revit Server — зона ответственности BIM­администратора, необходимая для подготовки данных к координации. BIM­администратор должен регулярно проводить операции по проверке и связыванию файлов смежных дисциплин (отделов) проекта. Необходимо иметь в виду, что наличие контрольной зоны влияет на схему бизнес­процессов предприятия. В частности, BIM­администратор наделяется дополнительными обязанностями по проведению этих операций (рис. 2).

Рис. 2. Координация через контрольную зону

Рис. 2. Координация через контрольную зону

Контрольную зону реализуют папки Model в хранилище Vault и Revit Server следующим образом. Каждый пользователь работает в единой информационной среде Revit Server. Сотрудники каждого отдела работают в своих центральных файлах Revit. Центральные файлы Revit каждого отдела, пройдя через операции проверки BIM­администратором, связываются между собой при помощи перекрестных ссылок. Таким образом, каждый участник видит все создаваемые инженерные решения и проводит координацию своих решений.

Метод координации через контрольную зону имеет меньшие риски потери данных, но налагает дополнительные требования к трудовым ресурсам. Второй метод, напротив, имеет меньший уровень безопасности данных, но более прост в реализации и не требует дополнительных трудозатрат.

Для файлов CAD (AutoCAD) используется метод непосредственной координации между дисциплинами. Каждый пользователь работает в единой информационной среде Vault (рис. 3).

Рис. 3. Совместная работа непосредственно между дисциплинами

Рис. 3. Совместная работа непосредственно между дисциплинами

Все проектировщики отправляют свои завершенные до некоторой стадии файлы в общий файл DWG. Такой общий файл загружается внешней ссылкой обратно к каждому пользователю. При этом стоит обратить внимание на характер внешних ссылок: наложенная связь, прикрепленная связь. В результате, каждый участник видит все создаваемые инженерные решения и проводит координацию своих решений.

Вывод проектной документации осуществляется через размещение каждым BIM­специалистом файлов документации (листов, отчетов) в папке [Раздел]­Reports. Регулярно BIM­администратор агрегирует эти файлы и помещает их в папку хранилища Vault с именем Main Reports.

Чертежные листы BIM и CAD рекомендуется хранить в Vault в формате DWF. Это позволит просматривать листы и производить согласование непосредственно в Vault без использования САПР.

С помощью инструментария Vault Client рекомендуется файлы листов объединять в подшивки и настраивать их вывод на печать в автоматическом режиме.

Рассмотрим стадию координации проектных разделов. Под координацией частей проекта будем понимать выявление и последующий учет взаимных ограничений, налагаемых связанными друг с другом частями проекта. Такими ограничениями могут быть геометрические коллизии, технологические допуски, расчетные ограничения (например, по нагрузкам), эстетические ограничения и пр.

Соответственно координация состоит из сбора данных о проектных ограничениях и их устранения. Первую часть осуществляет проектировщик совместно с BIM­менеджером с помощью автоматического поиска геометрических коллизий в Revit и NavisWorks (рис. 4).

Рис. 4. Координация — проверка на коллизии между разделами проекта

Рис. 4. Координация — проверка на коллизии между разделами проекта

Технологические, расчетные и прочие ограничения собираются в автоматизированном режиме через систему Autodesk Vault от каждого проектировщика регулярно при проектной координации. Агрегированные отчеты о координации хранятся в Autodesk Vault и регулярно обновляются. Тем самым BIM­менеджер следит за количеством проектных коллизий и ограничений, их статусами и исправлениями.

Информационное моделирование зданий (BIM) — это основанная на интеллектуальной компьютерной модели технология, снижающая затраты времени и средств на выполнение проектов зданий и обеспечивающая при этом минимальное воздействие таких проектов на окружающую среду.

Само же исправление осуществляется локально каждым проектировщиком и является обязательным для эффективной разработки проекта. Согласование коллизий и ограничений происходит средствами Autodesk Revit и Autodesk Navisworks через корпоративную сетевую коммуникацию, или, что крайне желательно, в ходе регулярных очных обсуждений с фиксацией решений в отчетах координации, хранящихся в Autodesk Vault.

Ряд задач, рассмотренных нами в статьях о BIM, как правило, вызывает большое количество вопросов. Надеемся, наш опыт позволит сократить их количество и сделает процесс внедрения BIM­технологий более прозрачным.  

САПР и графика 2`2015

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557