6 - 2004

Внедрение интегрированной системы управления предприятием в ОАО «Пензхиммаш»

Людмила Попова

В настоящее время комплексная автоматизация предприятия предполагает, как правило, внедрение систем класса ERP (Enterprise Resources Planning — планирование ресурсов предприятия), которые решают три основные задачи:

• учет (учетно-финансовый блок);

• планирование материальных и производственных ресурсов предприятия (блок логистики);

• управление производством (блок диспетчеризации).

Как правило, эти системы ориентированы на предприятия, производящие изделия на склад готовой продукции (отсюда задачи планирования материальных ресурсов), а бухгалтерский учет в них ориентирован на международную систему учета (GAAP). Такие системы не решают задач интеграции информационных ресурсов из уже имеющихся на предприятии САПР и локальных баз данных. Отметим также, что цена готовых ERP-систем очень высока (от 500 тыс. до 1 млн. долл.) и в конечном счете они не решают всех задач предприятия, которые ставятся при проведении комплексной автоматизации.

Определим круг задач комплексной автоматизации ОАО «Пензхиммаш». Комплексная автоматизация должна обеспечить улучшение качественных характеристик управленческого процесса, влияющих на величину экономической выгоды, получаемой предприятием. Для грамотного управления предприятием необходимо эффективно организовать потоки данных «сверху вниз», «снизу вверх», а также «по горизонтали» — между подразделениями, логически увязать эти данные, выявить «болевые точки» и иметь инструменты для принятия мотивированных управленческих решений.

Положительный эффект от решения этих задач проявляется прежде всего в изменении существующих управленческих функций, поскольку в такой системе деятельность предприятия рассматривается как совокупность единых бизнес-процессов. Следствием организации единой системы являются сокращение численности управленческого персонала, оперативный контроль исполнения бизнес-процессов, наличие объективной и достоверной информации для принятия управленческих решений, не зависящей от конкретных исполнителей, сокращение сроков исполнения решений. Даже обозначенные в общем виде, эти задачи не могут быть в полной мере решены в ERP-системе.

Кроме того, ОАО «Пензхиммаш» имеет специфические особенности производства, не учитываемые в готовых ERP-системах: индивидуальное производство на договорной основе, а не исполнение заказов независимого (рыночного) спроса, длительный цикл подготовки конструкторско-технологической документации и, как следствие, простой производственных мощностей, неравномерная загрузка основных подразделений, несогласованность действий различных служб и задержка в принятии управленческих решений, что приводит к срывам сроков исполнения заказов.

К тому же на предприятии существуют различные САПР, внедряется программный комплекс для автоматизации деятельности бухгалтерии «1С:Предприятие». Поэтому для ОАО «Пензхиммаш» (ПХМ) при проведении комплексной автоматизации требовался индивидуальный подход, сочетающий использование готовых программных решений и разработку новых блоков задач. Самое главное — необходимо было решить задачу интеграции всех информационных ресурсов предприятия в едином информационном пространстве для обеспечения взаимодействия различных подразделений в электронном виде — это и есть концепция автоматизации ПХМ.

Комплексная автоматизация предполагает создание интегрированной системы управления предприятием, то есть комплекса программных и технических средств, полностью обеспечивающих надежное управление всем объемом разнородных данных на основе единой базы данных предприятия. Единая база данных предприятия представляет собой информационное структурированное хранилище данных, которые создаются, хранятся и используются в различных информационных системах, существующих на предприятии и связанных с информационной поддержкой основных его бизнес-процессов. С точки зрения любого участника бизнес-процесса (пользователя информационной системы), эта задача сводится к простой формуле: получать для дальнейшей обработки необходимую информацию в нужное время, в нужном виде, в конкретном месте компьютерной сети предприятия. В отличие от бумажного документооборота и простейших форм электронного документооборота, основанного на применении электронных образов бумажных документов, в данном случае речь идет об использовании интегрированных информационных моделей (баз данных) продукции и процессов, не имеющих прямых аналогов в традиционном бумажном документообороте.

Разработку и внедрение интегрированной системы управления предприятием целесообразно проводить в несколько этапов, четко определяя задачи каждого этапа автоматизации.

На первом этапе должны быть решены следующие основные задачи:

• интеграция всех информационных ресурсов подразделений, относящихся к различным автоматизированным системам (КОМПАС-График, КОМПАС-Автопроект, «1С:Предприятие», PartY PLUS), в едином информационном пространстве для обеспечения взаимодействия подразделений, участвующих в основных бизнес-процессах;

• создание автоматизированных рабочих мест в подразделениях, формирующих информационные потоки в рамках основных бизнес-процессов и обеспечивающих функциональные потребности этих подразделений;

• решение задачи мониторинга исполнения заказа;

• создание и ведение электронных каталогов и архивов предприятия;

• формирование необходимых отчетов на основе единой базы данных для подразделений и дочерних филиалов предприятия, а также для руководства;

• определение фактической себестоимости по каждой единице оборудования, выпускаемой на ОАО «Пензхиммаш» в разрезе договоров с контрагентами. До этого применялся котловой метод учета затрат по типам оборудования.

Состав интегрированной системы управления, внедренной на ОАО «Пензхиммаш»

Состав интегрированной системы управления, внедренной на ОАО «Пензхиммаш»

Цель интегрированной системы управления предприятием — снижение затрат производства за счет оперативного учета, контроля и анализа по статьям затрат в разрезе подразделений. На рис. 1 представлена структурная схема корпоративной системы управления.

В рамках поставленных задач на ОАО «Пензхиммаш» проводились работы по автоматизации управления процессом производства продукции.

Структура интегрированной системы управления на ОАО «Пензхиммаш» в целом и отдельных ее компонентов определяется структурой задач, которые решаются в системе. Задачи, в свою очередь, вытекают из основных бизнес-процессов предприятия:

• предварительная обработка запроса;

• предварительная техническая подготовка производства;

• техническая подготовка производства;

• производство, сбыт;

• учет и контроль затрат.

На рис. 2 представлена функциональная схема основных бизнес-процессов в автоматизированных системах.

Интегрированная система управления ОАО «Пензхиммаш» строится с использованием систем разных классов:

• САПР КОМПАС-График и КОМПАС-Автопроект;

• PDM-системы Lotsia PDM PLUS (PartY PLUS);

• ERP-систем «Менеджер», «Координатор», «1С:Предприятие» с их функциональной доработкой и синхронизацией данных для обеспечения их эффективного взаимодействия по управлению основными бизнес-процессами предприятия.

В таблице представлен состав интегрированной системы управления, внедренной на ОАО «Пензхиммаш», в которую входит несколько самостоятельно функционирующих автоматизированных систем. Во всех системах обеспечивается программная синхронизация данных на уровне единых справочников, а также имеются программные средства по передаче данных из одних систем в другие.

Ядром интегрированной системы управления является PDM-система PartY PLUS (Lotsia PDM PLUS), в которой формируется база данных по конструкторско-технологическому составу изделия и ведется электронный архив документов (см. рис. 1). Важной задачей является определение статуса электронного состава изделия (изм. к ГОСТ 2.106-96 ЕСКД) — состав изделия является базовым для текстовых документов, предусмотренных данным стандартом. Синхронизация атрибутов чертежей САПР КОМПАС-График и атрибутов PDM-системы позволяет избежать повторного ввода данных при формировании электронной структуры изделия. При подключении чертежа к объекту PDM-системы информация, содержащаяся в угловом штампе, автоматически переносится в атрибуты объекта.

На рис. 3 представлены состав изделия и чертеж детали в системе PartY PLUS, а на рис. 4 — классификатор материалов в системе PartY PLUS, данные из которого при изменениях передаются в другие системы, где редактирование справочников материалов запрещено.

Для управления потоками работ используется модуль LS Flow системы PartY PLUS (рис. 5).

Возможность согласования предложения по предварительному запросу заказчика в системе LS Flow позволила сократить сроки исполнения работ в три раза.

В системах выполнена интеграция данных из САПР ТПП КОМПАС-Автопроект в PDM-систему (рис. 6 и 7).

Данные по технологиям затем передаются в систему цехового управления «Менеджер», где используются для формирования сменных заданий и нарядов.

Разработана база данных по трудовому нормированию, в которую загружаются данные из архивов по технологиям из системы PartY PLUS. На рис. 7 представлены фрагменты системы трудового нормирования.

Загрузка электронных данных по составу изделия в систему управления цехом «Менеджер» позволила ликвидировать «ручные» функции контроля за нормами расхода материалов при выписке требований цехом, так как в системе требования формируются автоматически по спецификации заказа по заданным нормам расхода и не могут быть изменены пользователем. Автоматическая загрузка требований в систему складского учета позволила сократить сроки обработки первичных документов, а также численность обрабатывающего первичные документы персонала как в бухгалтерии, так и на складе. На основании электронных данных по составу изделия производится автоматический расчет предварительной и плановой себестоимости заказа. На рис. 8 представлен фрагмент системы расчета плановой себестоимости заказа.

В бухгалтерии ПХМ собираются все необходимые данные по учету и контролю затрат основного и вспомогательного производства. В системе «1С:Бухгалтерия» выполнение хозяйственных операций построено по принципу формирования документов, которые, в свою очередь, формируют проводки. Часть документов создается бухгалтером, некоторые формируются автоматически при загрузке данных из других систем. Работа материального бюро построена на автоматическом формировании приходных и расходных документов из модуля системы складского учета «Координатор». В «1С:Бухгалтерия» загружаются справочники материалов и заказов, которые формируются в системе «Координатор». Справочники разрешено изменять только одному подразделению, что позволило произвести сокращение штата сотрудников и ускорить процесс обработки документов. Загрузка нарядов из цеховой системы управления «Менеджер» в «1С:Зарплата» позволяет в течение трех дней произвести расчет начислений и удержаний с формированием всех необходимых ведомостей и расчетных листков всем сотрудникам завода. После расчета заработной платы и закрытия расчетного периода из системы «1С:Зарплата и кадры» в систему «1С:Бухгалтерия» загружаются сводные проводки. При закрытии месяца производится распределение общепроизводственных расходов согласно заработной плате производственных рабочих, автоматическое начисление транспортных расходов по доставке материалов из складов в цеха.

На ОАО «Пензхиммаш» практически не выпускается серийная продукция — каждый аппарат создается по индивидуальному заказу. В связи с этим было принято решение вести расчет себестоимости продукции отдельно по каждому изделию. Для этого был доработан справочник «Договора» — в него была добавлена дополнительная информация по каждому заказу. Информация заносится менеджером в системе «Координатор». В системы «1С:Бухгалтерия» и «1С:Зарплата и кадры» информация переносится автоматически путем обработки «Загрузка заявок производства». После загрузки в системе «1С:Бухгалтерия» пополняются справочники «Номенклатура», «Виды номенклатуры», а в системе «1С:Зарплата и кадры» — справочник «Шаблоны проводок». В связи с ведением расчета себестоимости каждого производимого аппарата изменен учет расхода материалов. После завершения производства аппарата в отдел сбыта поступают акты о выпуске готовой продукции. Готовая продукция перемещается из цехов на «Склад готовой продукции», выпуск оформляется документом «Передача готовой продукции на склад». Со «Склада готовой продукции» аппараты отгружаются заказчику. При отгрузке учтены варианты отгрузки железнодорожным и автотранспортом. В каждом случае формируются необходимые бухгалтерские операции. Если по отгружаемому заказу производилась предоплата, то бухгалтер может сформировать «Анализ авансов» заказчика, в котором видны все предоплаты заказчика по выбранному договору, а также сумма зачтенного аванса по расходному документу. При необходимости непосредственно из «Анализа авансов» бухгалтер может сформировать «Запись книги покупок». Реализован механизм проведения взаимозачетов.

Кроме основного производства, автоматизированы задачи, связанные с особенностями предприятия:

• реализация продукции, не являющейся основной для предприятия, например реализация кислорода, вырабатываемого на предприятии, сторонним контр­агентам;

• учет материалов на забалансовых счетах;

• реализация видов расчетов, не предусмотренных программой «1С:Зарплата и кадры»;

• формирование специализированной отчетности, использующейся внутри предприятия.

Разработана система расчета плановых общецеховых затрат в разрезе видов услуг и подразделений. Рассчитывается плановая потребность подразделения в питьевой воде, промышленной воде, канализации, электроэнергии, газе, кислороде, паре, горячей воде и т.д.

Рассчитываются тарифы на все виды услуг и формируется смета затрат в разрезе цехов по энергетике, кроме того, рассчитываются плановые общецеховые затраты по статьям.

В целом задачи первого этапа комплексной автоматизации предприятия в настоящее время уже решены. Планово-экономический отдел проводит анализ отклонений фактической себестоимости продукции от плановой на основании отчетов в системах. Эффективность достигнута за счет снижения общехозяйственных расходов (сокращение численности обслуживающего персонала АУП и ИТР), общецеховых расходов (затрат на текущие и капитальные ремонты оборудования, планирование и контроль потребности цехов в энергетических ресурсах), уменьшения остатков ТМЦ на складах (планирование закупок, перемещение в производство строго по нормам расхода).

Таким образом, можно сказать, что внедрение интегрированной системы управления предприятием на ОАО «Пензхиммаш» дало хорошие результаты.

Людмила Попова

Начальник IT-службы ОАО «Пензхиммаш».

В начало В начало

«САПР и графика» 6'2004

Популярные статьи

Будущее CAM-систем

Статья знакомит с современным состоянием функционала CAM-систем, делает своеобразный экскурс в прошлое программного обеспечения для станков с ЧПУ, дает прогноз развития технологий, рынка и возможностей CAM-систем к 2020 году

Новая линейка профессиональной графики NVIDIA Quadro — в центре визуальных вычислений

Компания NVIDIA обновила линейку своих профессиональных графических карт Quadro. Новая архитектура Maxwell и увеличенный объем памяти позволяют продуктивно работать с более сложными моделями в самых высоких разрешениях. Производительность приложений и скорость обработки данных стали вдвое выше по сравнению с предыдущими решениями Quadro

OrCAD Capture. Методы создания библиотек и символов электронных компонентов

В этой статье описаны различные приемы и способы создания компонентов в OrCAD Capture, которые помогут как опытному, так и начинающему пользователю значительно сократить время на разработку библиотек компонентов и повысить их качество