В двух последних номерах журнала за 2001 год была опубликована статья А.Графова «Миф под названием Windchill». Признаться, читать подобные тенденциозные опусы на страницах такого авторитетного издания, к которым относится «САПР и графика», еще не приходилось. Откровенно заказной характер статьи, высказывания и утверждения, начисто отвергающие полемическую этику и нередко граничащие с элементарной невоспитанностью, а главное, совершенно субъективный и бездоказательный метод подачи материала, снабженный громоздкими и не несущими никакой систематизированной информации таблицами, — все это даже не нуждается в аргументированном ответе на публикацию, как это обычно принято в серьезной журнальной дискуссии. Однако некоторые комментарии мы вынуждены вынести на суд читателя.
Лейтмотив статьи, который кратко можно выразить словами «iMAN — это хорошо, остальное — особенно Windchill — плохо», настолько явно просматривается буквально в каждой фразе автора, упивающегося своей приверженностью к «лучшей системе всех времен и народов», что поневоле напрашивается мысль о попытке зомбирования легковерных читателей. Кроме того, можно лишь посочувствовать автору, который, заявив в начале статьи, что дать объективную оценку системы, с которой работаешь, особенно при создании подобного материала, практически невозможно, взялся за эту неблагодарную задачу и все же совершил «невозможное». Знайте, мол, наших — маститые эксперты CIMdata, Gartner Group и других независимых компаний со своим анализом рынка PDM нам не указ, мы и сами не лаптем щи хлебаем. Хотя, судя по содержанию «подобного материала», назвать его анализом вряд ли кто-нибудь, кроме автора, решится. Даже редакция журнала в предисловии ко второй части публикации, сославшись на морально-этические нормы, отмежевалась от нелицеприятных суждений автора, чтобы избежать обвинения в причастности к «желтой» прессе.
Конечно, неискушенный читатель, может быть, и не обратит внимания на примечание в конце статьи — «На правах рекламы», означающее, что публикация отнюдь не является удовлетворением творческого зуда начинающего аналитика рынка PDM г-на Графова, оказавшегося к тому же сотрудником известной компании, весьма неравнодушно относящейся к успехам РТС как на мировом, так и на российском рынке. Отметим вскользь, что это неравнодушие в данном случае не является синонимом слова «радость». Недаром у автора при упоминании системы Pro/ENGINEER вырвалось восклицание: «…если вы вдруг имели несчастье ее приобрести». Действительно, покупка очередным заказчиком самой массовой в мире системы Pro/ENGINEER является, видимо, большим несчастьем для компании, в которой служит автор. Возможно, подоплека упомянутой публикации лежит именно в том, что известная компания переживает весьма серьезные трудности не только в сфере продаж на российском рынке продуктов CAD/CAM и PDM, но и, что более важно, испытывает затруднения в сфере концептуального выбора политики компании по дальнейшему развитию направления PDM. Приобретение концерном EDS двух компаний, имеющих собственные линейки продуктов PDM, и организация на их базе нового подразделения вряд ли приведут к быстрой отдаче и успехам на рынке. Независимые эксперты отмечают: «Покупатели и потенциальные заказчики должны получить информацию от EDS о дальнейших путях разработки технологий СРС, так как пока этот продавец не дал ясных объяснений, в каком направлении будет идти развитие. Прежде чем сделать инвестиции, заказчики должны потребовать письменных гарантий относительно направлений и этапов разработки продуктов» (Gartner Research, Markets, M-14-8318, http://www4.gartner.com/).
Естественно, прежде чем будет разработана и представлена на суд заказчиков программа развития продуктов линии PDM, должно пройти определенное время. Затем понадобится время для воплощения этой программы в жизнь, то есть для реализации всех стадий разработки и вывода на рынок программных систем. Понятно, что это всегда требует больших затрат — как финансовых, так и временных. Поэтому, очевидно, российское представительство этой компании не нашло ничего лучшего, как заполнить болезненный период реорганизации бизнеса компании нападками на лидеров рынка CAD/CAM/PDM и бряцаньем собственными «уже проржавевшими доспехами», что мы и наблюдаем в упомянутой публикации.
И еще одно. По мнению автора, «Windchill — это новая система, не обкатанная в реальном производстве… и компания РТС не имеет достаточного опыта по работе с системами управления данными… в крупных проектах». Простите, но это прямая подтасовка фактов. В самом крупном в истории военно-промышленного комплекса США проекте создания истребителя нового поколения JSF компания Lockheed Martin использует несколько тысяч рабочих мест с системой Windchill. Компания Boeing также участвует в этом проекте и соответственно использует Windchill. Два новых самолета А380 и А400 концерна EADS проектируются в среде системы Windchill. Общее же число предприятий, внедряющих и практически использующих систему Windchill, уже приближается к 700, и большинство из них являются крупными компаниями.
На этом мы закончим наш краткий комментарий публикации г-на Графова, который подобно унтер-офицерской вдове сам себя высек, обратившись к читателям со следующими словами: «Я надеюсь, что, прочитав эту статью, вы будете более осторожно относиться к безапелляционным рекламным заявлениям представителей различных компаний». Действительно, весьма правильный совет, и мы рассчитываем, что читатель им воспользуется, анализируя подобные публикации. Для серьезного ознакомления с системами PDM и Windchill, с истоками, концепцией, архитектурой этой системы и с ее сегодняшним состоянием мы рекомендуем обратиться к серии статей под общим названием «Развитие систем PDM: вчера, сегодня, завтра…», публикуемых в журнале «САПР и графика» начиная с № 11’2001. Надеемся, что читатель оценит строгость и непредвзятость подхода к изложению материала.
В заключение поделимся с читателем последними новостями компании РТС. В настоящее время мы совместно с нашим мастер-дистрибьютором RAND Technologies и партнерами поставляем по 200-250 рабочих мест
CAD/CAM/CAE в год. На данный момент в России и странах СНГ установлено около 2250 рабочих мест нашей компании. Наиболее крупные инсталляции — это АНТК
им.О.К.Антонова (около 400 мест CAD/CAM и 300 PDM), ОАО «Туполев» с заводами (около 200 мест CAD/CAM и
100 PDM). Среди новых пользователей линии продуктов
Pro/ENGINEER — АО «АвтоВАЗ», ОАО «НПО «Сатурн», АООТ ПК «Концерн Антей» и др. Система Windchill в 2001 году была закуплена такими крупнейшими предприятиями, как АНТК им. О.К.Антонова, ЦКБ МТ «Рубин», АО «Автоваз», ГП «Адмиралтейские верфи», РКК «Энергия».
Активный интерес вызывает система Windchill у российских судостроителей. Например, в прошлом году на ОАО «Балтийский завод» система Windchill была использована в пилотном проекте по внедрению CALS-технологий в судостроении. На вопрос о том, какие задачи решала в этом проекте система Windchill, отвечает главный конструктор, заместитель генерального директора ОАО «Балтийский завод» Е.В.Игошин: «Предприятия судостроительной отрасли РФ в рамках международного сотрудничества столкнулись при продаже своих кораблей с требованием соблюдения стандартов CALS-технологий для обеспечения информационной поддержки процессов технического обслуживания, материально-технического обеспечения, заказа запасных частей и ремонта в течение жизненного цикла. Для отработки основных принципов использования CALS-технологий на ОАО «Балтийский завод» совместно с ГУП «Северное ПКБ» был реализован первый этап пилотного проекта с использованием реальных данных фрегата проекта 11356 (три корабля этого проекта поставляются Россией ВМС Индии). В рамках пилотного проекта отрабатывались следующие основные задачи: создание и апробация инфраструктуры, необходимой для создания, управления и использования информационной модели корабля; формирование требований к информационной модели корабля; создание и апробация интегрированного информационного технического сервиса поставщика и многие другие.
Система Windchill была установлена на «Балтийском заводе», а специалисты были обучены сотрудниками офиса РТС, которые осуществляли техническую поддержку этого проекта. Отметим, что специалисты «Балтийского завода» давно и внимательно следят за развитием продукта Windchill. Это связано с тем, что система в настоящее время активно используется крупнейшими военными верфями в США и в Европе в самых современных проектах. Кроме того, нам импонируют принципы, которые заложены в Windchill: ориентация на Web-технологии, независимость от используемых САПР, отличные средства визуализации, возможность использования системы на различных этапах жизненного цикла корабля, включая эксплуатацию.
В пилотном проекте система Windchill использовалась для отработки вопросов управления всей информацией по кораблю, а также для проведения и согласования изменений с поставщиками и заказчиком. При этом применялись следующие модули системы: Управление документами, Управление жизненным циклом, Управление потоком заданий, Управление конфигурацией, а также средства управления данными САПР и модуль визуализации. Результаты, которые были получены в ходе первого этапа пилотного проекта, удовлетворили всех участников проекта, и было принято решение о продолжении начатых работ. Система Windchill в целом отвечает требованиям, предъявляемым к системе управления информацией в течение всего жизненного цикла корабля. ОАО «Балтийский завод», видимо, продолжит сотрудничество с компанией РТС в дальнейшем и по другим направлениям».