Данная публикация открывает цикл статей, посвященных новому направлению деятельности компании «Базис-Центр», — разработке ERP-системы для мебельных предприятий и ее первой версии — системе 1С-БАЗИС: Производство.
Отличительной особенностью мебельного производства является его мобильность. Новые технологии, новые материалы, новые дизайнерские идеи моментально становятся доступными всем участникам рынка. В таких условиях успешное предприятие должно постоянно находиться в поиске оригинальных решений, внедрять новые технологии, использовать современные материалы и оборудование. И уж никак ему не обойтись без автоматизации всех бизнеспроцессов, поскольку скорость, четкость и качество их исполнения — основа конкурентоспособности.
Комплексная автоматизация на первый взгляд может показаться дорогим удовольствием, но в условиях жесткой конкуренции альтернативы у нее нет. При этом, как показывает практика, максимальный эффект достигается там, где используется специализированное программное обеспечение, которое максимально «заточено» под специфику мебельного производства. Компания «БазисЦентр» постоянно ведет работу по расширению линейки предлагаемых программных продуктов. Последней по времени выхода стала первая версия ERPрешения, объединившего CAD/CAMвозможности системы БАЗИС с платформой «1С:Предприятие» — дефакто российским стандартом в области автоматизации финансовоэкономических задач и задач управления.
Сегменты автоматизации мебельного предприятия
В основу платформы БАЗИС изначально был заложен принцип модульного комплексного подхода. Он предполагает автоматизацию всех проектнопроизводственных бизнеспроцессов мебельного предприятия в единой информационной среде по принципу: каждому бизнеспроцессу свой программный модуль. Этот подход позволил реализовать плавное наращивание функциональных возможностей платформы в соответствии с наиболее актуальными текущими потребностями мебельщиков. Ее современное состояние показано на рис. 1.
Рис. 1. Структура системы БАЗИС
Конструкторские и технологические модули системы БАЗИС давно и хорошо известны специалистам, поэтому далее будем говорить только о ERPрешении.
Что такое ERPрешение
Несмотря на то что аббревиатура ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) прочно заняла свое место в лексиконе специалистов, точного определения у него нет, как нет и четких критериев для отнесения конкретного программного обеспечения к данному классу систем.
В общем случае ERPсистема определяется как интегрированная информационная система, предназначенная для автоматизации ключевых процессов учета и управления на предприятии. Если объединить версии Американского общества контроля производства и запасов (APICS — American Production and Inventory Control Society) и российского аналитического центра TAdviser, то можно сказать, что ERPсистема должна включать восемь функциональных блоков для автоматизации следующих бизнеспроцессов:
- управление производственными ресурсами;
- управление снабжением;
- управление сбытом продукции;
- объемнокалендарное планирование;
- управление производственными процессами;
- взаимоотношения с клиентами;
- управление конструкторскотехнологической документацией;
- бизнесаналитика.
Значительное количество решаемых разноплановых задач предполагает модульное построение ERPсистемы. Соответственно, ее внедрение может быть, а чаще всего и бывает, поэтапным, в зависимости от текущей ситуации на предприятии и выявленных узких мест.
Внедрение ERPсистем сложно технически и недешево материально, поэтому многие считают, что они предназначены исключительно для крупных компаний. Это, безусловно, так, но есть еще одна категория предприятий, которым такие системы необходимы, — это компании, работающие в условиях высокой конкуренции. Мебельные предприятия относятся именно к ней, и ERPсистема для них — реальная возможность получить существенные конкурентные преимущества. Главное, что она позволит, — это сформировать единое информационное пространство, в котором вся необходимая информация будет доступна в реальном времени всем специалистам.
Концепция ERPсистемы 1СБАЗИС: Производство
Как правило, автоматизация мебельного предприятия начинается с внедрения CAD/CAMсистем. В настоящее время их наличие стало неотъемлемым атрибутом даже небольших компаний. Автоматизация учета, планирования и управления — это уже следующий шаг, до которого предприятие еще должно «дорасти» в своем развитии. К этому моменту автоматизация конструкторских и технологических работ уже функционирует в полном объеме, формируя массивы первичной информации для будущей ERPсистемы. Учитывая, что программное обеспечение различных производителей, как правило, плохо интегрируется между собой, разумнее использовать единую платформу для решения всех задач автоматизации. Для компании «БазисЦентр» это и стало главной причиной создания собственной ERPсистемы.
Система БАЗИС построена по модульному принципу, когда каждый модуль — это отдельная программа, «отвечающая» за свой бизнеспроцесс. Из них, как из кубиков, собирается конфигурация программного обеспечения для конкретного предприятия. В совокупности любая конфигурация представляет собой целостный комплекс, функционирующий в едином информационном пространстве. ERPсистема построена точно по такому же принципу, поэтому легко «вписывается» в существующую на предприятии структуру средств автоматизации системы БАЗИС.
В основу создания системы 1СБАЗИС: Производство положено пять основополагающих моментов.
Вопервых, система должна базироваться на платформе «1С:Предприятие». Существует немало различных ERPсистем и платформ для разработки отраслевых решений. Однако надо признать, что программные продукты «1С» наиболее широко распространены в России, став в ряде случаев стандартом дефакто, при этом в сфере малого и среднего бизнеса, куда относится подавляющее большинство мебельных предприятий, у «1С» преобладающее преимущество. Что же касается ERPрешений, то, по данным упомянутого выше центра TAdviser, больше всего внедрений в России приходится на «1С:Предприятие».
Вовторых, максимальная гибкость системы. Программное обеспечение должно давать возможность автоматизировать любую производственную структуру. Многие мебельные предприятия образовывались «с нуля», и за время своего развития пришли к некой структуре и условиям работы, которые их устраивают по всем параметрам. Не стоит «ломать» сложившиеся годами правила, если они реально работают. Программное обеспечение должно помочь сделать их более эффективными. Анализ рынка систем автоматизации управления для мебельных предприятий показал, что они базируются на некоторой «жесткой» модели, под которую требуется «подогнать» систему управления и документооборота предприятия. Назовем это «революционным» подходом. Его естественным следствием будет период нестабильности работы компании, да и результат, как и при любой революции, сомнителен. Правильные и логичные идеи, заложенные в программное обеспечение, запросто могут «разбиться» о реалии жизни.
Подход, который предлагает система 1СБАЗИС: Производство, можно назвать «эволюционным». Гибкое построение системы позволяет автоматизировать сложившуюся ситуацию, пусть даже сегодня она далеко не оптимальна, но она работает, принося предприятию прибыль (иначе вопрос об автоматизации в принципе бы не стоял). Программное обеспечение ERPсистемы на первом этапе, условно говоря, «автоматизирует хаос», а затем, по мере необходимости, возникающие проблемные моменты ликвидируются установкой дополнительных модулей либо настройкой и доработками имеющихся. Такой подход позволяет с минимальными издержками автоматизировать любые мебельные предприятия.
Втретьих, максимальное внимание автоматизации производства, то есть модулю MES. Это обусловлено тем, что именно он связан с реальным производственным процессом, позволяя инициировать и отслеживать его, реагировать на внештатные ситуации, формировать отчетные документы и передавать актуальные данные в модули ERPсистемы уровня предприятия (рис. 2).
Рис. 2. Структура модуля MES
Важнейшей задачей MESсистемы является построение плана производства. Для ее решения разработан уникальный алгоритм, позволяющий формировать планы в автоматическом режиме на основании предварительно заданных настроек, учитывающих специфику конкретного предприятия. Аналогичный механизм реализован и отлично зарекомендовал себя в другом модуле системы — БАЗИСРаскрой. Работа в данном случае происходит по схеме, показанной на рис. 3.
Рис. 3. Формирование плана производства
Формирование плана производства в автоматическом режиме существенно сокращает трудозатраты на получение всех необходимых документов, например сменных заданий, графиков сдачи готовой продукции, планов загрузки оборудования и др. Важным моментом является возможность реализации планирования по заранее установленному расписанию (регламентные работы) в фоновом режиме. Естественным результатом автоматизации планирования является повышение эффективности, мобильности и управляемости производства.
Система настроек алгоритма планирования учитывает все существенные параметры производства:
- графики работы оборудования и персонала;
- ограничения по допуску персонала к выполнению работ на определенных видах оборудования;
- технические характеристики оборудования: предельные размеры обрабатываемых заготовок, допустимые технологические операции и т.д.;
- графики поступления на производство материалов и комплектующих;
- графики сдачи на склад готовой продукции.
Вчетвертых, глубокая интеграция с конструкторскими и технологическими модулями. Традиционно CAD/CAM/CAE и ERPсистемы развиваются параллельно, поэтому их интеграция сводится к импорту/экспорту информации, причем в большинстве случае в одном направлении: передача конструкторских и технологических данных об изделиях, деталях, сборках из CAD/CAM/CAE в ERP. Механизмы синхронизации также реализуются посредством импорта/экспорта справочников.
Подобный подход в оборонной промышленности называется «выстрелил и забыл». Источник информации записывает массив данных в файл определенного формата и «забывает» про них, а все проблемы импорта и обработки возлагаются на принимающие модули. До определенного времени это устраивало всех: и разработчиков, и пользователей. Однако к настоящему времени простой импорт/экспорт исчерпал себя по целому ряду причин, в частности:
- часть технологической информации об изделии формируется и корректируется в модулях оперативного планирования и управления производством, что требует тесного двустороннего обмена данными между CAD/CAM/CAE и ERP;
- синхронизация справочников и данных об изделии через механизмы импорта/экспорта отнимает много времени и предполагает высокую ответственность специалистов, поскольку каждое изменение данных влечет за собой необходимость выполнения операции синхронизации;
- использование для обмена стандартных форматов представления данных неизбежно приводит к искажению и потере части информации.
Система 1СБАЗИС: Производство является составным элементом платформы БАЗИС, поэтому в ней реализован принципиально иной подход к интеграции CAD/CAM и ERP, а именно:
- прямой взаимный обмен между соответствующими базами данных;
- загрузка в автоматическом режиме номенклатуры заказных изделий и формирование технологии изготовления;
- изменения данных об изделии в CAD/CAM в системе ERP отслеживаются автоматически;
- в системе ERP параметрические спецификации на стандартные изделия формируются в автоматизированном режиме на основе CADмоделей с возможностью принятия заказа по ним с различными вариантами исполнения.
Наконец, впятых, ориентация на пользователя. Еще при создании самых первых модулей системы БАЗИС разработчики взяли на вооружение принцип, которому следуют до настоящего времени: «простое должно быть простым, а сложное — доступным». Его реализация предполагает неукоснительное выполнение ряда правил:
- эффективность, простота и «естественность» реализации всех механизмов взаимодействия пользователя и программного обеспечения. Под естественностью понимается терминологическое и структурное соответствие интерфейса предметной области;
- максимальная автоматизация операций: машина должна работать, а человек — думать. Пользователь не должен тратить время на рутинные операции, они выполняются в автоматическом режиме;
- каждой проектной операции — оптимальный инструмент исполнения. Это означает, что количество и функциональность команд соответствует реальным потребностям пользователей. Любая команда должна не просто выполнять некоторую проектную операцию, а делать это наиболее простым и наименее затратным способом, при этом наиболее востребованные команды наиболее доступны. Там, где можно решить задачу одной командой, не следует заставлять пользователя выполнять несколько команд.
В качестве примера на рис. 4 показано окно создания заказа, а на рис. 5 — окно просмотра заказов.
Рис. 4. Окно создания заказа
Рис. 5. Окно просмотра заказов
Что дает внедрение ERPсистемы
Система 1СБАЗИС: Производство представляет собой комплекс программных модулей (автоматизированных рабочих мест) для решения основных задач планирования и управления мебельным предприятием, таких как производственное планирование, закупки и продажи, логистика, складской учет и ряда других. Работая в едином информационном пространстве с CAD/CAMмодулями, она позволяет мебельному предприятию добиться улучшения экономических и организационных показателей. Первые из них можно оценить непосредственно в рублях, например снижение производственных издержек, материальных запасов и себестоимости продукции, или рост прибыли. Вторые же явно не поддаются рублевой оценке, но, тем не менее, оказывают положительное влияние на работу предприятия. К ним можно отнести принятие оптимальных управленческих решений за счет анализа актуальной информации, достижение прозрачности бизнеспроцессов, повышение мотивации специалистов за счет связи размера материального вознаграждения с результатами труда и целый ряд других.
Отметим основные возможности системы 1СБАЗИС: Производство, которые позволят мебельному предприятию добиться указанных результатов:
- автоматическое формирование производственных планов. Реализованные в системе алгоритмы позволяют выполнять планирование полностью в автоматическом режиме. Для этого используется актуальная информация о текущем и предполагаемом состоянии складских запасов и людских ресурсов, технологии изготовления, сроках сдачи готовой продукции, наличии материалов на складе предприятия и графиков их поставки, расписании работы оборудования и его технических возможностях и других необходимых данных, имеющихся в системе;
- расчет даты сдачи готовой продукции на склад непосредственно после приема заказа. Это позволяет контролировать изготовление продукции, выявляя и оперативно устраняя проблемные моменты на всех стадиях работы с заказом;
- мониторинг процесса производства в реальном времени. Ход выполнения производственных заданий отражается с помощью наглядных диаграмм с цветовой индикацией проблемных моментов (рис. 6). Это дает возможность цеховым службам держать под контролем весь процесс производства;
- формирование отчетов о состоянии заказов, находящихся в производстве в виде цветных диаграмм или табличных списков (рис. 7);
- оперативный контроль закупочных цен, взаиморасчетов и другой хозяйственной деятельности.
Рис. 6. Окно мониторинга производства
Рис. 7. Пример отчета о состоянии заказов
Заключение
Система 1СБАЗИС: Производство находится в самом начале своего жизненного пути. Тем не менее первые результаты ее внедрения уже получены, и они ясно говорят о том, что ERPсистема качественно меняет характер производства. В первую очередь мебельщики говорят о значительно более рациональном распределении работ между подразделениями и участками, а также о возможности оперативного получения необходимой информации.
В последующих публикациях будут более подробно рассмотрены отдельные модули системы, а также опыт ее внедрения на мебельных предприятиях.