Колеса из легких сплавов
Если «АвтоВАЗ» является гигантом автомобилестроения, то компания «ПРОМА» относится к классу малых предприятий, возникших на волне кооперативного движения 90-х и успешно функционирующих сегодня. Вот уже более десяти лет «ПРОМА» предлагает автомобильному рынку колеса из легких сплавов.
Колеса из легких сплавов представляют собой довольно специфичную продукцию, и предприятия, занимающиеся выпуском этого товара в России, можно пересчитать по пальцам.
Московское производственное предприятие «ПРОМА», директором которого является профессиональный гонщик Андрей Иванович Сисюкин, начинало с производства колес из цветного сплава для картингов. В 1992 году помимо этого было налажено производство колес для автомобилей, которое в настоящее время является приоритетным. Объем выпуска автомобильных колес предприятием «ПРОМА» в масштабах всей страны составляет не более одного процента, но продукция его отличается особым качеством, намного превосходящим качество аналогичных изделий в России и за рубежом. Немалую роль в этом играет использование на производстве современных компьютерных технологий.
«Для того чтобы получить приемлемый дизайн колеса, — говорит Андрей Иванович, — его нужно было каким-то образом сделать. Всю литейную оснастку мы изготовляем сами на имеющемся у нас оборудовании. К сожалению, наши возможности дизайна порой серьезно ограничивались возможностями фрезерного станка и необходимостью ручной доводки оснастки. Форму колеса приходилось упрощать, и это отражалось на его цене и качестве. Стали искать соответствующие компьютерные программы. Вначале к нам в руки попал рекламный проспект программных решений фирмы Delcam plc. Потом нашли более подробную информацию через Internet. И в 1997 году мы приобрели первую версию PowerSHAPE и PowerMILL».
К тому времени у специалистов «ПРОМА» уже был опыт использования компьютерных программ: в основном это были отечественные системы для токарной и фрезерной обработки, позволяющие проектировать управляющие программы для станков с ЧПУ. С их помощью было изготовлено одно колесо. Но не все в этих системах устраивало специалистов, поэтому было решено найти более мощное решение, которым оказалось Power Solution.
В настоящее время проектирование оснастки и дизайн колес выполняются двумя инженерами. Оба специалиста имеют немалый стаж работы в ВПК и в компанию пришли уже с опытом работы в аналогичных компьютерных системах, поэтому они без особого труда освоили новые системы PowerSHAPE и PowerMILL. Они действительно оказались удобными в работе и простыми в эксплуатации.
Кроме продуктов Delcam plc, в компании «ПРОМА» используется AutoCAD.
Проектирование нового колеса выполняется следующим образом. Сперва выбирается дизайн колеса, согласно которому в AutoCAD строится его каркас, а в PowerSHAPE — поверхности. После визуального анализа полученной объемной модели вносятся необходимые коррективы, и затем в натуральном масштабе из пластмассы фрезеруется образец будущего колеса. К предварительно окрашенному Образцу приделывается борт, после чего образец на несколько дней выставляется на самое видное место. Таким образом, специалисты дают себе возможность еще раз, не спеша, оценить все прелести будущего изделия. Если новая модель «приживается», приступают к изготовлению оснастки и самого колеса. В противном случае процесс полностью или частично, в зависимости от степени доработки первоначального варианта, повторяется заново.
По мнению Андрея Ивановича Сисюкина (кстати, инициатора данного подхода), это долгий и дорогостоящий процесс, но в конечном счете он себя оправдывает, так как приводит к безошибочным результатам.
«Прежде мы изготовляли отливку, — говорит Андрей Иванович, — и только после этого могли оценивать все достоинства и недостатки нового изделия. Практически всегда требовалось внесение изменений в исходную модель. И если они были существенными, то приходилось либо мириться с полученными результатами, либо выбрасывать готовую оснастку и все начинать сначала».
После того как модель нового колеса утверждена, в PowerSHAPE выполняется проектирование оснастки и последующее ее изготовление.
Андрей Иванович с особой гордостью относится к своим производственным участкам. Здесь есть и своя маленькая литейка, и участок нанесения покрытий и окраски, и участок токарных и фрезерных станков, и даже небольшой сборочный участок, где выполняются операции по ремонту и частичной сборке автомобилей.
Фирма «ПРОМА» сейчас активно сотрудничает с «Московским институтом стали и сплавов». В частности, успешно ведутся работы над сплавами. Более того, усилиями специалистов «ПРОМА» на основе существующих стандартных сплавов создан собственный сплав. Использование которого продиктованного применением порошкового материала для покраски, требующего высокой температуры нагрева. Для нанесения трех слоев краски колесо около 40 минут находится под воздействием температуры 160-200°С. Все это приводит к активному старению алюминия в стандартных сплавах, в то время как для сплава, разработанного инженерами фирмы «ПРОМА», эти процессы несущественны — более того, материал становится даже более пластичным.
Все колеса фирмы «ПРОМА» сертифицированы. Следует иметь в виду, что российская система сертификации более жесткая, чем в Европе. Например, в ней предусмотрено такое испытание, как косой удар, когда груз весом порядка 900 кг падает с определенной высоты на колесо. Европейские колеса такой удар, как правило, не выдерживают. Они изначально не предназначены для этого и рассчитаны на хорошие дороги. Российские колеса должны выдерживать этот удар, поэтому они толще европейских и тяжелее.
Кстати, использование колес из цветных сплавов позволяет устранить такой недостаток российских колес, как их большой вес. Кроме того, стальные колеса, в отличие от алюминиевых, подвержены высокой степени коррозии и легко гнутся. Так что при равных прочностных характеристиках и дизайне, отвечающем мировым стандартам, колеса из цветных сплавов оказываются весьма привлекательными для автомобилистов.