Применение программных продуктов фирмы Delcam при проектировании и производстве крупногабаритных авиационных деталей
Доработка математических моделей элементов кессона крыла
Подготовка управляющих программ для изготовления лонжерона и балки
Контроль точности изготовления силового набора кессона крыла
Мы продолжаем публиковать работы, занявшие призовые места на конкурсе студенческих работ, проводимом ежегодно компанией Delcam plc среди российских университетов. В этот раз мы предлагаем читателям ознакомиться с работой студента Московского авиационного института (факультет МАИ «Стрела», г.Жуковский) Игоря Козлова, выполненной под руководством профессора, доктора технических наук В.Д.Вермеля и А.В.Кажана.
Перед нами была поставлена задача обеспечения изготовления на обрабатывающих центрах с ЧПУ двух элементов силового набора чрезвычайно сложной силовой конструкции крыла современного самолета лонжерона (продольный элемент) и балки (поперечный элемент).
Исходные математические модели, представленные для работы заказчиком, не соответствовали требованиям технологии фрезерной обработки в них имелось большое количество скруглений предельно малыми радиусами при большом количестве использованных величин радиусов. Анализ поверхности детали позволил ограничить скругления до трех величин радиусов: 6, 8 и 10 мм. Реализация технологического улучшения конструкции потребовала разработки новой математической модели, предназначенной для данного производства. Наличие двух станков с разными технологическими возможностями (три и пять управляющих осей) обусловило необходимость рационального разделения этапов обработки между ними.
Стандартом CAD-системы в авиастроении является система CATIA, и именно в ней были созданы математические модели балки и лонжерона. Поскольку доработанные математические модели необходимо было согласовать с заказчиком, доработка деталей, направленная на повышение технологичности, также выполнялась в системе CATIA. Далее вся технологическая подготовка производилась в программных продуктах фирмы Delcam: Power Shape, Power Mill, View Mill и Power Inspect.
Доработка математических моделей элементов кессона крыла
В CAD-системе Power Shape были изменены некоторые незначительные конструктивные особенности деталей, позволяющие избежать лишних доработок на станках и соответственно сократить время обработки. На рис. 1 показан фрагмент исходной математической модели, а на рис. 2 он же после доработки.
На рис. 3 и 4 приведены окончательные геометрические модели балки и лонжерона после доработки геометрии.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
![]() |
![]() |
Подготовка управляющих программ для изготовления лонжерона и балки
Подготовка управляющих программ для обработки лонжеронов и балок проводилась в CAM-системе Power Mill, а затем постпроцессировалась под трехосевой станок MATEC-30L и пятиосевой DMU-125, которые были оснащены одинаковой стойкой ЧПУ с контроллером HЕIDENHAIN-426.
Обработка балки и лонжерона производилась в три этапа: черновая, получистовая и чистовая. Исходным материалом служили поковки из электродугового сплава нержавеющей стали. В соответствии с технологическим процессом из прямоугольной заготовки первоначально должны изготавливаться детали с увеличенным припуском (черновая обработка). После этого выполнялась термообработка деталей и их закалка, а получистовая и чистовая обработка производилась для уже закаленных деталей.
Детали имели довольно сложный профиль, большое количество поднутрений, изменяющихся по кривизне детали, поэтому для сокращения времени программирования черновой обработки и избежания возможных ошибок по исходным математическим моделям в системе Power Shape были подготовлены модели под черновую обработку за счет добавления припуска порядка 4 мм . Геометрия деталей и требования технологического процесса позволили выполнить основной съем металла на трехосевом станке MATEC-30L. Поскольку привод шпинделя на данном станке осуществлялся через редуктор, можно было применить фрезы большого диаметра (50, 63 и 80 мм ). Отдельные элементы деталей при черновой обработке, такие как сверление проушин для термической разгрузки, расточка опорных втулок, и другие элементы, требующие пространственной ориентации фрезы, выполнялись на станке DMU-125.
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
На рис. 5 и 6 приведены модели балки и лонжерона с заготовками в окне CAM-системы Power Mill .
Для черновой обработки использовались как выборка смещением и проекцией плоскости, так и обработка боковой поверхностью фрезы. Основной съем материала производился до припуска в 4 мм. При этом применялись фрезы фирм SANDVIK, ISCAR и HANITA размером от D32R4 до D63R3.5. Съем материала производился с шагом по Z = 2…4 мм с перекрытием фрезы 0,7…0,8 D. На рис. 7 и 9 показаны проходы черновой обработки, а на рис. 8 и 10 результаты визуализации черновой обработки во View Mill.
Рис. 8
Рис. 9
После закалки выполнялась получистовая обработка до припуска 1 мм . В качестве стратегии получистовой обработки использовалась подборка инструментами тех же фирм с глубиной фрезерования 0,5...1,0 мм с перекрытием фрезы 0,6...0,7 D. На рис. 11 и 12 показаны проходы получистовой обработки.
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Чистовая обработка также выполнялась на двух станках параллельно: на станке MATEC-30L базовая трехкоординатная обработка, а на станке DMU-125 финишная обработка наклонных полок и стенок, поднутрений, проушин и пятиосевые сверления.
Наиболее трудоемким и ответственным процессом в обработке деталей, включающим огромное количество доборов и требующим высочайшей точности, была чистовая обработка. Для чистовой обработки применялись почти все стратегии чистовой обработки набором инструментов начиная с D32R4 до D6R3 и заканчивая «фасочными» фрезами, а съем материала производился с глубиной фрезерования 0,05…0,25 мм с перекрытием фрезы 0,1...0,5 D. Большое количество поднутрений по возможности обрабатывались инструментом (проекция плоскости), остальные доводилось с поворотом головы станка («3+2») или в 5-осевой обработке (боком фрезы). На рис. 13 представлена фотография лонжерона, по которой можно судить о высоком качестве обработанных поверхностей. На рис. 14 и 15 показана чистовая обработка балки и лонжерона в PowerMILL. На рис. 16 запечатлен процесс фрезерования балки.
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
![]() |
![]() |
Контроль точности изготовления силового набора кессона крыла
Важным достоинством программного обеспечения Delcam в данном процессе оказалась возможность использования внешних математических моделей для операций обработки и последующего контроля точности на основе сопоставления результатов измерения с исходной математической моделью. Необходимые преобразования форматов данных были выполнены в системе PS-Exchange. Обработанные детали контролировались измерительной машиной типа ROMER Arm-2030.
После изготовления требуемых деталей на станках с ЧПУ было проведено инспектирование точности их изготовления. Точность изготовления проверялась с помощью контрольно-измерительной машины манипулятора ROMER Arm-2030 (рис. 17) и программного обеспечения Power Inspect.
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 18
Измерения проводились в несколько этапов. Сначала системы координат КИМ совмещались с системой координат математической модели методом СКТ по характерным, заведомо точно изготовленным элементам детали. Для балки эти элементы показаны на рис. 18, а далее проводился общий контроль точности в произвольно взятых точках на поверхности детали.
Заказчик требовал обеспечить определенную точность геометрических параметров в заданных точках, лежащих на известных плоскостях. Для этого были измерены сечения детали (рис. 19 и 20).
Рис. 19
Рис. 20
Были проведены измерения геометрических параметров большого числа элементов детали, таких как радиусы отверстий и дуг, расстояния и углы между плоскостями, соосность отверстий, толщины стенок и т.д. Для лонжерона была осуществлена аналогичная серия измерений. Результаты измерений представлены на рис. 21.
Рис. 21
![]() |
![]() |
Заключение
Программное обеспечение Delcam продемонстрировало реальную возможность изготовления сложных геометрических деталей по математическим моделям, которые были подготовлены в известных CAD-системах, имеющихся у потенциального заказчика. Применение программных продуктов Delcam и высокоскоростных станков при изготовлении силового набора кессона крыла позволило в короткие сроки получить высококачественную продукцию, полностью удовлетворяющую заказчика.
![]() |
![]() |