Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «ЛС-Технологии»

ИНН 7807258360 ОГРН 1227800102375

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

1 - 2006

Кадры в САПР

Кадровый голод на рынке САПР

Приходите работать в САПР!

В различных специализированных изданиях, посвященных САПР, в основном публикуются статьи, написанные представителями компаний на темы «наш продукт», «наша компания», «наши клиенты», «наши достоинства», «наши достижения» и т.п., тогда как вопросы и проблемы, возникающие у потребителей и поставщиков при внедрении САПР и препятствующие распространению этих технологий, освещаются недостаточно. Однако большинство компаний — как пользователей, так и поставщиков — сталкиваются с одинаковыми проблемами, даже пользуя разные продукты. Сегодня всем уже очевидно, что многие трудности на пути развития рынка можно преодолеть только совместными усилиями всех его участников. Прошедшая недавно выставка SofTool и конференция САПР-ЭКСПО продемонстрировали, что, объединившись в интересах пользователей, компании-поставщики могут достичь многого. В поддержку этого начинания мы открываем в нашем главном отраслевом журнале новую рубрику, посвященную развитию рынка САПР. Ее основная задача — обсуждение вопросов, которые волнуют всех участников рынка: разработчиков, поставщиков, потребителей, независимо от используемых технологий. Мы обещаем, что статей, восхваляющих какой-либо продукт или компанию, на наших страницах не будет, и приглашаем всех высказывать свои мысли и пожелания по содержанию рубрики по адресу ask@cad.ru.

Елена Конвисар, заместитель генерального директора, МВА
«Русская Промышленная Компания»

Кадровый голод на рынке САПР

В качестве первой темы новой рубрики мы выбрали вопрос, который затрагивает всех участников рынка САПР, но редко освещается, — это тема кадрового потенциала отрасли.

Сегодня наблюдается рост объемов проектирования, особенно в строительной и нефтегазовой отраслях. В связи с этим растет спрос на программное обеспечение САПР. Но развитие технологий САПР предполагает наличие квалифицированных специалистов по внедрению программных продуктов, которых не хватает и в поставляющих, и в использующих САПР компаниях. И в прошлом году дефицит квалифицированных кадров проявился как никогда остро.

Недостаток грамотных специалистов сдерживает распространение технологий САПР, но единого решения этой проблемы пока не найдено. Какие механизмы снижения дефицита могут работать на рынке?

Прежде всего, это ротация кадров между продающими и потребляющими САПР компаниями, которая обогащает специалистов необходимыми знаниями и приносит пользу рынку в целом. Проектировщик-практик, приходя в компанию поставщика, приносит с собой знание как процессов проектирования, так и предметной области, что помогает поставщику делать клиентам обоснованные предложения программных продуктов и эффективно внедрять их в проектных организациях. И наоборот, специалист, переходящий из компании-поставщика в проектную организацию, поможет последней своим отличным знанием программных продуктов, технологий их внедрения, обучения и т.д., что позволит получить максимальный эффект при использовании САПР.

Большую пользу может принести и переход специалистов внутри предприятия из проектных отделов в отдел САПР. Часто в проектном отделе имеются настоящие энтузиасты использования САПР, которые увлечены изучением программных продуктов, с удовольствием осваивают новые методы работы, заражая своим интересом коллег, зачастую и обучая их, то есть, по сути, они выполняют функции отдела САПР, но в свободное от основной — проектной — работы время. Как правило, интерес к САПР проявляют молодые специалисты, которые еще не обладают достаточным опытом собственно в проектировании. И если руководство компании обратит внимание на такого сотрудника и позволит ему заниматься только вопросами САПР — делом, которое ему нравится и которое у него получается, то в этом качестве он может принести предприятию гораздо больше пользы, чем в качестве начинающего проектировщика.

Еще один способ — привлечь на работу в отделы САПР и в САПР-компании молодых специалистов, прямо со студенческой скамьи или из других секторов ИТ. Но поскольку наша отрасль является довольно закрытой для сторонних наблюдателей, то многие выпускники вообще не знают, какие специалисты в ней востребованы и в каких направлениях можно строить свою карьеру.

Поэтому мы сделали подборку основных специальностей в нашей отрасли — как в проектных организациях, так и в компаниях-поставщиках.

В начало В начало

Приходите работать в САПР!

Итак, кто является участником рынка САПР, в каких компаниях вы можете найти применение своим силам и знаниям?

• Компании — пользователи САПР: проектные, конструкторские, производственные, строительные, инжиниринговые (это самая многочисленная группа);

• крупные холдинги, владеющие проектными организациями, например, в нефтегазовой, машиностроительной, металлургической областях;

• компании — разработчики и производители САПР;

• представительства зарубежных компаний-разработчиков;

• компании-дистрибьюторы, которые представляют интересы разработчиков;

• компании-дилеры, работающие с представительствами компаний-разработчиков либо с их дистрибьюторами;

• учебные центры, специализирующиеся на обучении САПР.

А теперь обратимся к вопросам о том, какие специалисты нужны в каждой из этих компаний, что входит в их обязанности и какие знания от них требуются. В крупных проектных организациях обычно существует отдел САПР, а в небольших компаниях все вопросы зачастую решает один человек. В обязанности отделов САПР могут входить: внедрение и поддержка продуктов от сторонних разработчиков, разработка собственных продуктов, формирование политики автоматизации предприятия, выбор программных продуктов и поставщиков САПР, организация обучения и пилотных проектов для проектировщиков, администрирование системы электронного документооборота, разработка регламентов использования САПР на предприятии и многое другое.

Поэтому от вас потребуется следующее: широкий технический кругозор, профессиональные знания в области компьютерных технологий, отличное владение программными продуктами САПР и способность к быстрому освоению нового, знание основ проектирования в различных разделах, понимание особенностей тех или иных продуктов и решений, умение ориентироваться в поставщиках, их ценовой политике, в новинках рынка. Кроме того, очень важно быть хорошим организатором, так как при внедрении новых технологий проектирования на предприятии затрагиваются интересы разных отделов, которые надо уметь увязать между собой.

Одно из направлений, востребованных на предприятиях, смежное с областью САПР, — электронный документооборот. Внедрение систем электронного документооборота — очень перспективная специальность. Но сегодня в стране грамотных профессионалов — единицы, причем как в компаниях-поставщиках, так и в проектных организациях, хотя уже запущено большое количество подобных проектов, а ожидается еще больше. Первый шаг в этом направлении вы можете сделать, пройдя обучение по администрированию одной из систем документооборота, и вполне возможно, что вам предложат работу сразу после обучения.

То же самое можно сказать и об инженерах по техническому обслуживанию профессиональной техники, используемой в проектных организациях (плоттеров, сканеров, копиров, инженерных систем форматов до А0+). Это очень востребованные специальности на рынке, особенно в регионах.

В крупных, вертикально интегрированных холдингах, объединяющих производственные и проектные предприятия, требуются ИТ-управленцы, разбирающиеся среди прочего и в САПР. Сейчас во многих холдинговых структурах идут процессы по централизации выбора и закупок ПО, определению стратегического направления развития автоматизации проектирования. Поэтому такие компании испытывают потребность в грамотных экспертах, способных разобраться с той хаотичной, лоскутной автоматизацией, которая имеется сегодня в проектных подразделениях, сформулировать критерии выбора программных продуктов и поставщиков, организовать комплексную автоматизацию проектных работ в холдинге.

А какие специалисты нужны в компаниях, поставляющих и внедряющих продукты САПР? Прежде всего это специалисты по технической поддержке, в обязанности которых может входить: демонстрация программных продуктов, подготовка технических презентаций, описаний продуктов, методических пособий, выступления на семинарах, работа по обследованию предприятий, подбор программных продуктов под задачи пользователя, участие в пилотных проектах, обучение, ответы на вопросы по работе с продуктом и многое другое.

Непременное требование при приеме на работу — глубокое знание программных продуктов. Ценится опыт работы с продуктом не менее года (лучше — в проектной организации); желательно знание нескольких продуктов (проектных, расчетных, технологических); необходимы навыки не только двумерного черчения, но и трехмерного моделирования. Поэтому начинать свою карьеру лучше с обучения, причем наиболее ценятся сертификаты официальных учебных центров, работающих напрямую с производителями программных продуктов.

Кроме того, для успешной работы также требуется умение грамотно и четко выражать свои мысли, как устно, так и письменно, и быть готовым к публичным выступлениям. Еще одной важной характеристикой технического специалиста является способность к постоянному саморазвитию, к изучению новых версий и продуктов, появляющихся на рынке.

Хороший менеджер по продажам САПР — редкое явление на нашем рынке. Как им стать? Помимо навыков продаж товаров для промышленного потребления, вы должны быть знакомы с азами проектирования, иметь представление о функционале и особенностях программных продуктов. Кроме того, часто именно менеджер по продажам управляет процессом взаимодействия с компанией-потребителем при выборе и внедрении САПР, то есть ему необходимы навыки управления проектами и знание специфики внедрения продуктов САПР. Поэтому начать карьеру можно с должности ассистента по продажам, а затем получать недостающие знания в процессе работы.

В компаниях, представляющих зарубежные продукты, требуются специалисты, знакомые с техническим переводом и владеющие технической терминологией. Задачи, которые будут стоять перед вами, — это локализация программных продуктов, перевод рекламной информации, решение вопросов технической поддержки с зарубежными коллегами.

Еще одно из направлений приложения ваших знаний в САПР — преподавание. Необходимость обучения продуктам САПР начинают осознавать и руководители предприятий, и пользователи САПР. Это повышает спрос на учебные курсы и соответственно на услуги преподавателей. Для такой работы специалист должен быть хорошо знаком с программным продуктом и предметной областью и уметь донести свою мысль до слушателей. Для преподавателя, как и для технического специалиста, очень важно постоянно поддерживать свою квалификацию и осваивать новые версии продуктов.

Вы можете сотрудничать с учебным центром как штатный преподаватель или по совместительству. Оплата такой работы обычно очень высокая, особенно если специалист обладает редкой квалификацией или может одновременно обучать нескольким продуктам. Свои услуги вы можете предложить даже в том случае, если живете в другом городе, так как проезд и проживание преподавателю оплачиваются дополнительно.

И наконец, если вы живете в регионе, увлечены идеей САПР, желаете продвигать их на предприятиях своего города и обладаете соответствующими знаниями, то можете стать представителем московской компании в своем регионе, руководителем ее регионального отделения или даже создать собственный бизнес. Для распространения технологий САПР в регионе целесообразно образование компаний-поставщиков с ориентацией на техническое обслуживание клиентов, поскольку потребителям гораздо удобнее и дешевле получать на месте и техническую поддержку, и услуги внедрения, и обучение.

Требования к специалистам региональной компании можно охарактеризовать поговоркой «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Поскольку в регионах крайне трудно найти квалифицированных специалистов и содержать большой штат, то вам придется стать универсальным специалистом.

Мы надеемся, что данная публикация внесет свой вклад в развитие рынка. Если после прочтения этой статьи кто-то из нынешних студентов или молодых специалистов решит выстроить свою карьеру в области САПР и начнет накапливать необходимые знания и опыт, то наша цель будет достигнута.

Решение проблемы дефицита кадров принесет пользу прежде всего компаниям-потребителям, так как чем больше опытных специалистов будет работать внутри них и в компаниях-поставщиках, тем более эффективно будут использоваться технологии САПР на каждом из них.

 

* * *

Статьи рубрики «Развивая рынок САПР» читайте на сайте www.cad.ru. Вопросы и предложения по содержанию рубрики присылайте по адресу ask@cad.ru — мы обязательно вам ответим.

В начало В начало

САПР и графика 1`2006

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557