12 - 2005

Корпоративная информационная система Omega Production версия 8.0

Евгений Кукареко, Сергей Коровкин

Управление структурированными электронными документами

Настраиваемые объекты системы

Взаимодействие с конструкторскими САПР

Ведение технологических процессов

Управление инструментом и оснасткой

Возможные сценарии планирования

Управление и учет в производстве

Редактор печатных форм

Компания OmegaSoftware сообщает о выходе следующей версии КИС Omega Production — 8.0. Новая версия системы управления производством существенно развивает функционал предыдущей версии и содержит новые группы задач.

Основными направлениями развития системы в версии 8.0 являются:

• возможность создания пользователем системы новых типов структурированных электронных документов с определением их атрибутивного состава не только по заголовку, но и по содержимому. Определение жизненных циклов и поведения данных типов документов;

• реализация общего унифицированного подхода по управлению объектами системы, которые не являются электронными документами. Данный подход позволяет пользователю создавать новые типы объектов, задавать для них различные типы атрибутов, в том числе ссылочные и вычислимые, группировать их, формировать схемы представления, обеспечивать участие атрибутов данных объектов в общих расчетах;

• взаимодействие с конструкторскими САПР, что позволяет получать спецификации изделий непосредственно из 3D-моделей объектов, хранить 3D-модели деталей и сборок с использованием PDM-системы Omega Production. К настоящему времени реализована возможность обмена данными с такими продуктами, как SolidWorks, Solid Edge, Inventor, Компас-3D, CATIA, Unigraphics, Pro/ENGINEER, P-Cad;

• ведение полнофункционального архива технологических процессов, включая автоматические расчеты норм, ведение изменений техпроцессов, печать необходимых документов;

• управление инструментом и оснасткой, включая ведение архива электронных данных, подготовку производства, производство, обеспечение оснасткой производственных подразделений в составе общей интегрированной системы управления производством;

• использование при планировании производства любого из трех сценариев — прогнозного, объемно-календарного или оперативно-календарного — в зависимости от профиля и характера работы предприятия;

• управление и учет в производстве в соответствии с выбранной методикой и точностью;

• реализация развитого редактора печатных форм — инструмента, позволяющего пользователям формировать формы выходных документов в соответствии с принятыми на предприятии шаблонами.

Далее новые возможности системы будут рассмотрены более подробно.

Управление структурированными электронными документами

Встроенный электронный документооборот реализован как один из уровней абстракции управления объектами системы. Такой подход позволяет обеспечить быстрое и гибкое развитие и настройку системы в соответствии с требованиями конкретного предприятия, упрощает обучение и понимание пользователями основных принципов работы с документами, снижает количество ошибок и повышает надежность системы, максимально исключая влияние так называемого человеческого фактора.

Для всех электронных документов в системе определяются общие возможности по созданию пользователями с помощью соответствующих графических редакторов жизненных циклов с определением поведения на статусах, схем согласования документов, потоков работ. Существуют общие механизмы контроля изменений, верификации документов, фильтрации по всем атрибутам, рассылки в соответствии с заданными шаблонами и т.п.

Расчет технологических заготовок

Расчет технологических заготовок

Структурированные электронные документы отличаются тем, что содержат также метаданные, которые сами могут быть электронными документами или просто объектами системы. Если электронные документы содержат другие электронные документы, то в системе они относятся к классу контейнеров.

Объекты-контейнеры делятся на несколько категорий: контейнеры, безоперационные контейнеры, операционные контейнеры — и различаются базовыми правилами по управлению структурированным содержимым при продвижении объекта-контейнера в его жизненном цикле.

Типичными примерами контейнеров являются единичные спецификации, групповые спецификации, извещения на изменение, спецификации применяемости оснастки, планы производства, заказы и т.п.

Пользователям предоставлена возможность создания объектов-контейнеров собственных типов. Механизм верификаций — специальных программ проверки — обеспечивает целостность данных системы как на уровне базы данных, так и на уровне бизнес-логики, определенной для документов этого типа. Несмотря на то что уже создано множество верификаций для различных типов объектов, список верификаций остается открытым для пополнения, что позволяет программистам предприятия самим организовать сколь угодно сложную логику поведения документов в системе, если существующих программ проверки недостаточно.

В начало В начало

Настраиваемые объекты системы

В версии 8.0 КИС Omega Production реализована возможность управления атрибутами и формой представления различных объектов системы, не являющихся электронными документами. Примеры таких объектов — различные справочники: материалов, контрагентов, подразделений предприятия, моделей продукции и т.д. К этому же классу относятся объекты, которые имеют фиксированный жизненный цикл: маршруты, материальные нормы, технологически неизбежные потери и т.д.

Взаимодействие с конструкторской САПР

Взаимодействие с конструкторской САПР

Каждый из типов объектов системы имеет свой перечень атрибутов, который может быть изменен пользователем системы. Атрибуты могут быть как простыми, например строка, число, дата, присоединенный файл, так и сложными — атрибуты-перечисления, вычисляемые и частично вычисляемые атрибуты, атрибуты-ссылки и т.д. Для атрибута возможна установка признака обязательного, только для чтения, значения по умолчанию, единицы измерения и др.

Для удобства представления атрибутов у конкретного объекта введен механизм группирования и упорядочивания атрибутов в виде схемы. Каждый из типов объектов системы может иметь набор схем, позволяющий изменять представление объекта по желанию пользователя либо в зависимости от значения какого-либо атрибута.

Пользователи могут создавать собственные типы объектов системы.

Механизм объектов системы является чрезвычайно гибким и мощным и позволяет реализовать задачи любой сложности.

В начало В начало

Взаимодействие с конструкторскими САПР

Модуль взаимодействия с конструкторскими САПР обеспечивает непосредственное взаимодействие с перечисленными выше системами трехмерного моделирования. Функциональность модуля можно разделить на две группы задач: формирование и ведение спецификаций на основе 3D-моделей в ассоциативной связи с ними и хранение 3D-моделей с контролем изменений.

На разных предприятиях конструкторы вводят собственные наборы параметров для компонентов модели. Поэтому существует настройка перечня атрибутов, которые читаются из 3D-модели и сохраняются в системе. Пользователь может скорректировать вручную, если это требуется, некоторые атрибуты объектов перед их сохранением в Omega Production.

Все файлы модели записываются в системе в качестве файлов, присоединенных к соответствующим создаваемым объектам структурированного представления изделия в системе. Присоединение файлов выполняется особым способом, который позволяет избежать дублирования одинаковых файлов (по одному и тому же объекту, входящему в разные сборки) и обеспечивает простое и быстрое открытие в САПР 3D-модели всей сборки, сохраненной в системе.

В начало В начало

Ведение технологических процессов

В версии КИС Omega Production 8.0, наряду с заданием вручную, появились возможности автоматического расчета норм расхода вспомогательных материалов по технологическому процессу, автоматического расчета основного времени операций и др. Автоматический расчет ведется на основании задаваемых наборов параметров. Для расчета нормы расхода вспомогательного материала по окраске могут, например, выступить такие параметры, как «Площадь покрытия», «Толщина слоя» и «Количество слоев». Формулы и параметры для автоматических расчетов пользователь может редактировать самостоятельно. Имеются возможности автоматического расчета стоимости операций технологических процессов на основании данных о количестве исполнителей по операции, их разрядах, временных характеристиках операции и данных о часовых разрядных ставках.

Просмотр печати маршрутной карты

Просмотр печати маршрутной карты

В новой версии появился функционал для ведения групповых и типовых технологических процессов, создания сквозных технологических процессов на основе единичных, ведения изменений по технологическим процессам с помощью ревизионного механизма. Утверждать технологические изменения теперь можно через извещения, вместе с повлекшими их конструкторскими изменениями.

Для технологических процессов сборки возможно ведение комплектовочных карт по операциям, в которых задаются узлы, детали, а также комплектовочные карты с предыдущих операций, поступающие на операцию для сборки.

Реализована печать технологических документов и комплектов технологических документов на основе данных технологического процесса. Пользователь может задавать перечень документов, которые должны войти в комплект документов на каждый технологический процесс. Печать реализована с помощью штатного редактора печатных форм.

В начало В начало

Управление инструментом и оснасткой

Модуль управления инструментом и оснасткой позволяет предприятию вести данные о всех типах оснастки и инструмента. Возможно ведение спецификаций узлов оснастки, спецификаций применяемости, нормирования оснастки, спецификаций применяемости оснастки второго порядка, а также формирование графиков проектирования и изготовления. Предусмотрено управление изменениями норм расхода оснастки посредством извещений на изменение. Кроме того, может быть рассчитана потребность в оснастке на план производства, реализована возможность управления ходом производства инструмента и оснастки, вплоть до выдачи заданий на рабочие места.

Производственная программа

Производственная программа

В начало В начало

Возможные сценарии планирования

Реализованы и проверены в промышленной эксплуатации три сценария планирования производства.

Прогнозное планирование — определение объемов выпускаемых изделий по производственным подразделениям на определенный период, а также объема ресурсов, требуемых для выпуска данных изделий. Такой подход наиболее часто используется на предприятиях серийного производства с коротким циклом изготовления изделий.

Объемно-календарный сценарий позволяет получать график запуска-выпуска изделий при наличии экспертных оценок изготовления изделий. В рамках данного сценария система может предоставлять пользователю информацию о начале либо завершении работ по изделию данного вида, информацию о трудоемкостях по изделию по датам. Для этого сценария также доступны отчеты о потребности в ресурсах на планируемый период с точностью до суток.

Учет в производстве

Учет в производстве

Оперативно-календарное планирование дает возможность рассчитать расписание работ для каждой производственной единицы. К основным возможностям системы можно отнести формирование расписания для производственных ресурсов с заданием эвристик, графическое представление расписания с возможностью корректировки, определение потребности в ресурсах по датам в выбранном периоде, получение информации о плановых сроках поставки изделий в цех и др.

В начало В начало

Управление и учет в производстве

Управление и учет в производстве представлены документами движения ТМЦ и различными сводными отчетами по ним. Отличительной особенностью новой версии системы является настройка точности ведения учета, то есть учет ТМЦ можно вести пооперационно, при передаче с участка на участок, при передаче из цеха в цех либо использовать комбинированный метод.

Система предоставляет пользователю такие отчеты, как оборотная ведомость по цеху, движение номенклатуры относительно заказа, незавершенное производство и др.

На основании данных о браке система позволяет получать ведомости по браку и ведомости затрат на наладку оборудования и др.

При наличии сформированного расписания оборудования возможно автоматическое формирование нарядов сменных заданий, по которым можно отслеживать ход производства.

В начало В начало

Редактор печатных форм

В новой редакции редактор печатных форм дает пользователю возможность самостоятельно формировать печатные формы, включая в них, в том числе, различные задаваемые параметры.

Редактор позволяет:

• задавать параметры страницы;

• размещать графические объекты на странице (линии, прямоугольники, произвольный текст и т.д.);

• задавать толщину и стиль линий графических объектов;

• задавать шрифты и выравнивание для текста;

• завести несколько шаблонов печатной формы на один тип документа;

• печатать несколько документов со сквозной нумерацией страниц (комплект документов);

• задавать для каждой страницы документа свой шаблон печати;

• печатать текст в формате RTF;

• печатать иллюстрации;

• преобразовывать данные при выводе на печать с помощью языка VBScript, например, объединять строки, задавать количество знаков после запятой и т.п.

Сегодня КИС «Omega Production» является одной из немногих отечественных разработок, охватывающих все этапы производственного процесса предприятия — от разработки и технической подготовки производства до сопровождения продукции в гарантийный и постгарантийный периоды. Нашей компанией и партнерами накоплен огромный опыт по адаптации, внедрению и сопровождению системы на крупнейших отечественных предприятиях. В их числе — ФГУП ММПП «Салют», ОАО «Заволжский моторный завод», РУП «Минский тракторный завод», РУП «Минский автомобильный завод», ОАО «ПКП Респиратор», РУП «Бобруйскагромаш», СП ОАО «Брестгазоаппарат» и др.

Определяющими факторами при выборе предприятиями той или иной системы являются, с одной стороны, ее соответствие бизнес-процессам отечественных предприятий, а с другой — ее гибкость и масштабируемость.

 

Более подробную информацию о системе можно найти на сайте www.omegasoftware.ru.

В начало В начало

САПР и графика 12`2005