9 - 2004

Резоны профессионализма

Владимир Максимов

Необходимость применения широкомасштабного компьютерного проектирования сегодня уже очевидна. Но дальше возникает ряд вопросов, которые кому-то могут показаться странными: насколько проектные организации к этому готовы, насколько профессионально (не в обиду кое-кому будет сказано) используются недешевые программы и техника, что необходимо для реальной эффективности инвестиций?

Резоны инвестора. Если, конечно, не говорить о следовании моде, о бездумной трате шальных денег (даже на автоматизацию, иногда не слишком задумываясь, зачем) и о иных человеческих слабостях, то резон понятен: в кратчайшие сроки получить максимальный эффект при минимуме вложений. Конечно, это — в идеале (как водится, недостижимом). Инвестор (владелец, директор) задумается также о получаемых в результате конкурентных преимуществах, как сегодняшних, так и завтрашних, важнейшее из которых — люди, специалисты, профессионалы своего дела.

И здесь возникает вопрос: возможен ли подлинный профессионализм без специальной подготовки, без обучения? Даже держать и затачивать карандаш проектировщика надо учить. Эффективно планировать и организовывать работу людей без специальных знаний могут лишь единицы, а инвестор обязан заботиться о скорости и надежности отдачи от вложений.

Следовательно, смета любых инвестиций в компьютерные технологии непременно должна включать раздел подготовки персонала. А если программы уже куплены (хотя порой коробки даже не распакованы), то обучение тем более необходимо (особенно в случае нераспакованных коробок).

Известно также, что затраты на обучение часто учитываются (хотя бы частично) в стоимости приобретаемых программ.

Резоны руководителя. Речь в данном случае прежде всего идет о руководителях подразделений, но не только, ибо все чаще наличие обученного сертифицированного персонала помогает получить сертификат соответствия стандартам качества группы ISO 9000, выиграть тендер, отчитаться перед руководством холдинга о выполнении требований корпоративных стандартов.

Обучение руководителей среднего звена по индивидуальным курсам, выстроенным в последовательные циклы, позволяет им вести себя с подчиненными более уверенно, предъявлять к ним адекватные требования, грамотно ставить задачи и контролировать их выполнение, пользуясь той же самой программно-информационной средой проектирования и средствами электронного документооборота. Новые навыки и знания делают руководителей среднего звена независимыми от технического персонала.

Резоны специалиста. Специалистов-проектировщиков по отношению к компьютерным технологиям, по нашему мнению, можно условно разделить на три группы: официальные знатоки (увы, порой в кавычках), молодежь и пенсионеры (последнее — весьма условно, так как до пенсии может быть еще не один год).

У каждой группы есть свои резоны. Кроме того, стоит упомянуть о специалистах отделов IT, которых тоже надо учить, но по другим программам, однако в итоге весь институт или проектное подразделение должны работать как единый механизм.

Итак, «знатоки». Как правило, эти люди многие годы увлеченно «ковыряются» в новых программах, хотя многие из них до сих пор считают, что лучше DOS операционки нет. Предложение поучиться вызывает у них более или менее вежливую улыбку: я, мол, еще вас самих поучу. И действительно, у них многому стоит поучиться, но накопленный ими опыт не систематизирован. Не было еще случая, чтобы, пройдя обучение в нашем центре, такие специалисты не сознавались, что знали возможности, например, AutoCAD процентов на 40 (а этого мало, даже если реально им нужны только 70%). Да и AutoCAD с каждой новой версией сильно изменяется, а их знания чаще всего относятся к версии 14. А если взять специализированные пакеты — тот же Architectural Desktop или Land Desktop? Там уже и хорошего знания AutoCAD недостаточно для эффективного использования всех их возможностей! Короче говоря, «знатоки» будут учиться и из интереса, и для того, чтоб коллеги их не обошли.

С молодежью легче всего. Кое-что молодые специалисты уже знают (но не задирают нос), а новое схватывают, как правило, на лету и четко понимают: обучение, международные сертификаты серьезно поднимают их цену. Правда, поэтому их не всегда отпускают учиться — чтобы не перебежали к конкурентам. Но эту проблему можно решить как за счет организационных мер, так и путем правильного выстраивания отношений в организации.

И наконец, «пенсионеры» — вообще говоря, золотой фонд любой организации (если, конечно понимать под ними самых опытных проектировщиков). К ним нужен особый подход, но и успех в случае удачи превосходит все ожидания. Наш опыт доказывает: таких людей можно и нужно учить компьютерным технологиям. Это приносит огромную пользу организации, а людям продлевает творческую жизнь.

Варианты обучения. Несомненно одно: с какой стороны ни погляди — надо учиться, а также регулярно повышать квалификацию.

В вузе, конечно, кое-чему учат, но кому, придя на производство, не пришлось доучиваться (если не переучиваться) даже относительно простым вещам? Увы, общее состояние высшей школы не позволяет организовать в ней массовое качественное обучение использованию компьютерных программ (уж не говоря о технологиях). Та же система AutoCAD в большинстве институтов в буквальном смысле слова — прошлого века (и далеко не последних его лет).

Сегодня в стране авторизовано несколько учебных центров Autodesk, и в некоторых из них обучают только работе с AutoCAD, при этом намекая, что у них есть курсы подороже (авторизованные, по авторским методикам, с фирменными учебными материалами) и подешевле. Последнее означает, что люди, как правило, сидят по двое за ком­пьютером или слушают преподавателя-практиканта (справедливости ради надо сказать, что и такие преподаватели со временем могут стать настоящими профессионалами). Стоит также отметить, что авторизация учебного центра американской компанией-разработчиком не заменяет получения российской государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Существует масса курсов (некоторые даже с образовательной лицензией), где учат «сметам/компьютерному проектирова­нию (!)/Microsoft». Не хочется обобщать, но не всегда что-то лучше, чем ничего, хотя бы из-за впустую потраченных денег и времени, а также вследствие приобретения ничем не подкрепленных ожиданий и амбиций.

По-настоящему профессиональных учебных центров немного. Кроме того, каждый из них имеет собственные подходы к обучению и бизнес-цели: автор­ское преподавание одного-двух курсов, десяток-другой курсов с расчетом на максимальный поток слушателей или профессиональный охват всех необходимых систем для проектирования (включая расчетные), в том числе с рассмотрением конкретных ситуаций и проектов заказчика. Одни озабочены наполняемостью десятков московских классов, а другие считают целесообразным выезд к заказчику в любую точку СНГ.

Очевидно, что выбор учебного центра — довольно сложная задача, при решении которой принимаются в расчет и имеющиеся у компании ресурсы, и местонахождение учебного центра. Но, как и в случае с приобретением программ и техники, всегда делайте выбор с открытыми глазами и в свою пользу.

Как структурное подразделение компании учебный центр «ИНФАРС» был создан в 1995 году для подготовки пользователей по всем поставляемым программам и внедряемым технологиям в объеме «Каталога продукции и услуг компании “ИНФАРС”».

В 1997 году учреждение получило статус авторизованного международного учебного центра Autodesk.

В 2001 году на базе учебного центра было образовано дочернее предприятие «Консультационно-учебный центр “ИНФАРС”».

В нынешнем году учебный центр получил государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности Департамента образования г.Москвы.

Выпускникам учебного центра выдаются удостоверения и сертификаты установленного образца, а также международные сертификаты при обучении по продукции Autodesk, Microsoft.

 

«САПР и графика» 9'2004