8 - 2002

Как оценить возможные преимущества и риски до внедрения ERP-системы

Методика экспериментальных проектов фирмы SOLVER и ее применение на примере ОАО «ЭМК-ЗМК»

Р.А.Бирбраер, С.М.Щепин, В.В.Столповский

Экспериментальные проекты СОЛВЕР

Экспериментальный проект СОЛВЕР и ЗМК

Выводы по результатам экспериментального проекта СОЛВЕР и ЗМК

SAP в мире и в странах СНГ

Портрет компании СОЛВЕР

«Энергомашкорпорация — Завод металлоконструкций»

Инженерно-консалтинговая фирма СОЛВЕР (SOLVER) предлагает комплексные решения для построения эффективного бизнеса машиностроительных предприятий, охватывающие все его «этажи» (см. рис.). В предыдущих статьях мы рассматривали проблемы и способы их решения для второго «этажа» бизнеса предприятия рассказывали о программных и аппаратных средствах, технологиях и методиках, позволяющих значительно повысить конкурентные преимущества выпускаемой продукции путем автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства, приводили примеры положительного опыта предприятий-клиентов. В этой статье речь пойдет о предложениях фирмы СОЛВЕР, касающихся третьего «этажа» — управления предприятием, которые будут рассмотрены на примере совместного экспериментального проекта фирмы СОЛВЕР и Белгородского завода металлоконструкций.

В настоящее время происходит существенный рост объемов производства российских машиностроительных предприятий и очевидными становятся недостатки и ограничения применяемых ранее методов планирования и управления, во многом обусловленные состоянием информационных систем предприятий. Эффективное управление сегодня без качественной информационной поддержки просто невозможно. Поэтому задача повышения эффективности управления предприятием напрямую связана с внедрением автоматизированных систем управления (АСУП) и информационной поддержки финансово-хозяйственной и производственной деятельности — ERP-системы (Enterprise Resource Planning — планирование корпоративных ресурсов).

Сейчас на рынке предлагаются как отечественные, так и зарубежные системы. Считается, что отечественные программные продукты более адаптированы к российским условиям. Тем не менее пока ни одна из российских систем не соответствует в полной мере общепризнанным требованиям, предъявляемым к ERP-системам. Предлагая неплохие решения по отдельным подсистемам АСУП (финансово-экономический комплекс, материально-техническое обеспечение и т.д.), они не объединяют в единое целое основные направления деятельности промышленного предприятия (в частности, недостаточно развиты функции планирования и управления производством). Внедрение же любой зарубежной ERP-системы, пусть и обладающей значительно большей функциональностью, гибкостью и способностью к расширяемости, всегда связано с проблемой ее адаптации к специфике российских предприятий.

Практика экспериментальных (пилотных) проектов могла бы позволить более точно оценить преимущества и риски, связанные с внедрением той или иной ERP-системы, и в случае положительного результата заложить фундамент для последующего проекта внедрения.

Экспериментальные проекты СОЛВЕР

Фирма СОЛВЕР — одна из немногих российских компаний, предлагающих предприятиям экспериментальные проекты по внедрению передовых технологий и оборудования, в том числе и в области услуг по созданию систем управления предприятием на базе программного комплекса R/3 немецкой компании SAP AG. В ходе таких проектов моделируются и решаются задачи, соответствующие конкретным требованиям бизнеса конкретного предприятия. Проведение экспериментальных проектов основано на партнерстве участников и не требует больших финансовых затрат со стороны предприятий-клиентов.

Результаты, полученные в рамках экспериментального проекта, позволяют предприятию точнее оценить перспективы, возможности и риски, связанные с полномасштабным внедрением новой информационной технологии. Как правило, подобный проект выполняется в течение 2-4 месяцев рабочей группой, включающей специалистов предприятия и консультантов СОЛВЕР. Благодаря этому на самых ранних этапах совместной деятельности происходит формирование ядра будущей проектной команды, достигается взаимопонимание по таким важнейшим вопросам, как цели и объемы работ, ожидаемые результаты, методы управления проектом.

В начало В начало

Экспериментальный проект СОЛВЕР и ЗМК

В настоящее время используемая на предприятии информационная система создана силами отдела АСУП ЗМК и позволяет достаточно эффективно решать важные задачи управления. В плане дальнейшего развития системы предполагается решение следующих задач:

  1. Создание системы автоматизированного проектирования изделий и технологической подготовки производства на основе одной из современных CAD-систем.
  2. Создание единой базы данных по структуре изделий на всех этапах жизненного цикла — от оценки заказа и заключения договора, конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП) до изготовления и отгрузки продукции заказчику.
  3. Создание системы обоснованного планирования производства с учетом баланса по ресурсам, обеспечивающей оперативную корректировку планов при изменении производственной или рыночной ситуации.

Учитывая характер производства ЗМК, стратегия развития системы управления и информационной системы нацелена на поддержку его основного бизнес-процесса — изготовления металлоконструкций по заказу клиента, то есть на проектное выполнение заказа клиента.

В ОАО «Энергомашкорпорация», дочерним предприятием которого является ЗМК, в качестве базовой платформы была выбрана система SAP R/3. Таким образом, для ЗМК основной вопрос заключался в определении подходов к ее развертыванию.

В настоящее время при внедрении системы R/3 на российских предприятиях доминирует подход, при котором в рамках отдельной проектной очереди создаются подсистемы в соответствии с модульной структурой R/3. Внедрение, как правило, начинается с модуля финансовой бухгалтерии и отдельных модулей логистики, таких как «Сбыт», «Закупки» и «Управление материальными потоками». Часто также используется функциональность модуля контроля и управления основными средствами. Возможности R/3 по планированию и управлению производством задействуются в единичных случаях.

Обычно каждая очередь проекта по развертыванию системы R/3 на предприятии занимает от шести-девяти месяцев до полутора лет. Таким образом, для ЗМК создание системы в объеме, обеспечивающем новое качество основного бизнес-процесса, при модульном внедрении R/3 может занять более трех лет, отодвигая тем самым получение реальной экономической отдачи от инвестиций в информационные технологии.

Сотрудничество с СОЛВЕР дало руководству и специалистам ЗМК возможность исследовать перспективы и риски альтернативного подхода — процессно-ориентированного внедрения R/3. СОЛВЕР располагает набором необходимых технологий и опытом, оказывая услуги по внедрению SAP R/3 и CAD-системы Pro/ENGINEER.

Таким образом, совпадение интересов обоих предприятий привело к реализации экспериментального проекта с целью создания макета информационной системы (ИС), обеспечивающей поддержку основного бизнес-процесса ЗМК — проектного выполнения заказа клиента. Объем экспериментального проекта включал конструкторско-технологическую подготовку производства средствами программного комплекса Pro/ENGINEER и моделирование основных бизнес-процессов в R/3 по изготовлению эталонного изделия «Водонапорная башня V=15 м3». Для разработки конструкторской документации использована верхняя часть башни — как наиболее сложная и отражающая основные технологические процессы сборки конструкций.

Для работы по проекту была создана проектная группа, в которую вошли с одной стороны специалисты ЗМК — эксперты по бизнес-процессам, с другой — специалисты СОЛВЕР — консультанты по функциональным сферам и модулям системы R/3, а также конструкторы и технологи — специалисты по программному комплексу Pro/ENGINEER. Основные работы по проекту проводились в Воронеже в офисе фирмы СОЛВЕР. Для ознакомления с возможностями системы R/3, прогона демонстрационных примеров использовалась демонстрационно-обучающая система R/3 IDES1, а также система разработок СОЛВЕР.

Перед проектной группой были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить и определить перечень функциональных блоков, методов, механизмов и алгоритмов системы в R/3, соответствующих реальным процессам ЗМК.
  2. Смоделировать производственный процесс ЗМК по изготовлению типового изделия средней сложности — эталонного изделия, а затем на его примере показать возможности системы R/3 по поддержке характерного для ЗМК бизнес-процесса.

В качестве источников информации для ознакомления с действующими на ЗМК бизнес-процессами и информационной системой использовались:

  • регламентирующие документы по процедурам и правилам;
  • техническая документация и руководства пользователя по основным задачам программного комплекса;
  • модели бизнес-процессов (IDEF0- и IDEF3-модели).

Для определения функциональности R/3, относящейся к поддержке выполнения заказа клиента, использовался инструмент «База данных вопросов и ответов» (ASAP Q&ADb), разработанный фирмой SAP для эффективного управления проектами по внедрению ее решений. При помощи этого средства был сформирован объем проекта — выбраны стандартные бизнес-процессы SAP, использование которых может быть целесообразно для ЗМК. При этом отмечена высокая степень соответствия стандартных процессов R/3 и бизнес-процессов ЗМК.

В ходе работы моделировались следующие бизнес-сценарии:

  1. Оформление заказа — выбор варианта будущего изделия, формирование сетевого графика выполнения заказа на основе «шаблона» — стандартного проекта для изготовления изделия этого типа.
  2. Обработка проекта — рассмотрение различных форм представления информации по проекту и выполнения основных операций:
    • формирование структуры проекта (структурные планы проекта, сетевые графики, контрольные события, зависимости между работами и т.п.);
    • назначение исполнителей;
    • календарное планирование и анализ загрузки мощностей;
    • планирование затрат и выручки по проекту в различных разрезах.
  3. Выполнение проекта — ввод фактического времени выполнения операций, анализ состояний план/факт по срокам и затратам.
  4. Планирование закупок и производства по проекту:
    • формирование плановых заказов для компонентов собственного производства;
    • расчет плановой потребности в материалах под эти заказы;
    • определение планового дефицита на основании сравнения плановой потребности и наличия материалов на складах, формирование заявок на закупку недостающего сырья на стороне;
    • оперативное планирование и управление производством с помощью производственных заказов, созданных в результате планирования потребностей в материалах на основании деталировки спецификации и присвоения изготавливаемых материалов рабочим местам и технологическим картам.
  5. Выполнение производственных заказов — резервирование материалов для производственных заказов, анализ состояния запасов и производственных мощностей, анализ производственных затрат, движение материалов в производстве.
  6. Закупочный цикл — формирование заявки и заказа на поставку, поступление материалов по заказу.
  7. Отгрузка компонентов изделия.
  8. Выставление счетов при завершении этапа проекта и расчеты с клиентами.

Кроме того, были исследованы и применены следующие возможности системы:

  1. Представление основных производственных данных — основные записи материалов, спецификации изделий, узлов и деталей, технологические карты, рабочие места, возможности системы классификации, конфигурация вариантов изготовления в зависимости от значения параметров.
  2. Типовые проекты — стандартные иерархические структуры работ и сетевые графики.
  3. Управление запасами и движением материалов в ходе выполнения проекта с учетом специфики движения металлопроката.
  4. Структуры и основные механизмы планирования и учета затрат и выручки.
  5. Аналитические инструменты системы управления проектами R/3.
  6. Версии проекта, возможности моделирования.
В начало В начало

Выводы по результатам экспериментального проекта СОЛВЕР и ЗМК

  1. Для ЗМК главным бизнес-процессом, пронизывающим всю организационную структуру и сферы управления, является проектное управление выполнением заказа клиента при изготовлении уникальных металлоконструкций. Главным и определяющим фактором для бизнеса предприятия является эффективность этого процесса.
  2. В ходе изучения демонстрационных примеров и моделирования процессов изготовления эталонного изделия было отмечено хорошее соответствие подходов, реализованных в R/3, характеру производства ЗМК — выполнение каждого заказа может рассматриваться как отдельный проект, в рамках которого осуществляется распределение ресурсов, планирование и координация работ; план производства в целом формируется на основе совокупности проектов.
  3. Экспериментальным проектом была подтверждена перспективность подхода процессно-ориентированного внедрения R/3.
  4. Система SAP R/3 в сочетании с САПР на базе программного комплекса Pro/ENGINEER может быть использована как для эффективного обеспечения существующих процессов, так и для решения задач, ранее не выполнимых. Но главное преимущество, получаемое в результате их согласованного внедрения, создание условий для более эффективного выполнения заказа клиента. При этом было отмечено, что внедрение отдельных модулей системы R/3 или только САПР, охватывая только часть процесса, не позволяет добиться значительных улучшений по сравнению с существующим положением дел.

В настоящее время на ЗМК проводится масштабная реконструкция основного производства, однако подготовка к модернизации системы управления на основе возможностей ПО SAP не снимается с повестки дня. Наработки экспериментального проекта, проведенная оценка возможностей R/3 по поддержке сквозного бизнес-процесса выполнения заказа клиента в интегрированной инфраструктуре CAD-ERP будут использованы при подготовке к полномасштабному внедрению новой информационной системы.

«САПР и графика» 8'2002