Как оценить возможные преимущества и риски до внедрения ERP-системы
Методика экспериментальных проектов фирмы SOLVER и ее применение на примере ОАО «ЭМК-ЗМК»
Экспериментальные проекты СОЛВЕР
Экспериментальный проект СОЛВЕР и ЗМК
Выводы по результатам экспериментального проекта СОЛВЕР и ЗМК
«Энергомашкорпорация — Завод металлоконструкций»
Инженерно-консалтинговая фирма СОЛВЕР (SOLVER) предлагает комплексные решения для построения эффективного бизнеса машиностроительных предприятий, охватывающие все его «этажи» (см. рис.). В предыдущих статьях мы рассматривали проблемы и способы их решения для второго «этажа» бизнеса предприятия рассказывали о программных и аппаратных средствах, технологиях и методиках, позволяющих значительно повысить конкурентные преимущества выпускаемой продукции путем автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства, приводили примеры положительного опыта предприятий-клиентов. В этой статье речь пойдет о предложениях фирмы СОЛВЕР, касающихся третьего «этажа» — управления предприятием, которые будут рассмотрены на примере совместного экспериментального проекта фирмы СОЛВЕР и Белгородского завода металлоконструкций.
В настоящее время происходит существенный рост объемов производства российских машиностроительных предприятий и очевидными становятся недостатки и ограничения применяемых ранее методов планирования и управления, во многом обусловленные состоянием информационных систем предприятий. Эффективное управление сегодня без качественной информационной поддержки просто невозможно. Поэтому задача повышения эффективности управления предприятием напрямую связана с внедрением автоматизированных систем управления (АСУП) и информационной поддержки финансово-хозяйственной и производственной деятельности — ERP-системы (Enterprise Resource Planning — планирование корпоративных ресурсов).
Сейчас на рынке предлагаются как отечественные, так и зарубежные системы. Считается, что отечественные программные продукты более адаптированы к российским условиям. Тем не менее пока ни одна из российских систем не соответствует в полной мере общепризнанным требованиям, предъявляемым к ERP-системам. Предлагая неплохие решения по отдельным подсистемам АСУП (финансово-экономический комплекс, материально-техническое обеспечение и т.д.), они не объединяют в единое целое основные направления деятельности промышленного предприятия (в частности, недостаточно развиты функции планирования и управления производством). Внедрение же любой зарубежной ERP-системы, пусть и обладающей значительно большей функциональностью, гибкостью и способностью к расширяемости, всегда связано с проблемой ее адаптации к специфике российских предприятий.
Практика экспериментальных (пилотных) проектов могла бы позволить более точно оценить преимущества и риски, связанные с внедрением той или иной ERP-системы, и в случае положительного результата заложить фундамент для последующего проекта внедрения.
Экспериментальные проекты СОЛВЕР
Фирма СОЛВЕР — одна из немногих российских компаний, предлагающих предприятиям экспериментальные проекты по внедрению передовых технологий и оборудования, в том числе и в области услуг по созданию систем управления предприятием на базе программного комплекса R/3 немецкой компании SAP AG. В ходе таких проектов моделируются и решаются задачи, соответствующие конкретным требованиям бизнеса конкретного предприятия. Проведение экспериментальных проектов основано на партнерстве участников и не требует больших финансовых затрат со стороны предприятий-клиентов.
Результаты, полученные в рамках экспериментального проекта, позволяют предприятию точнее оценить перспективы, возможности и риски, связанные с полномасштабным внедрением новой информационной технологии. Как правило, подобный проект выполняется в течение 2-4 месяцев рабочей группой, включающей специалистов предприятия и консультантов СОЛВЕР. Благодаря этому на самых ранних этапах совместной деятельности происходит формирование ядра будущей проектной команды, достигается взаимопонимание по таким важнейшим вопросам, как цели и объемы работ, ожидаемые результаты, методы управления проектом.
Экспериментальный проект СОЛВЕР и ЗМК
В настоящее время используемая на предприятии информационная система создана силами отдела АСУП ЗМК и позволяет достаточно эффективно решать важные задачи управления. В плане дальнейшего развития системы предполагается решение следующих задач:
- Создание системы автоматизированного проектирования изделий и технологической подготовки производства на основе одной из современных CAD-систем.
- Создание единой базы данных по структуре изделий на всех этапах жизненного цикла — от оценки заказа и заключения договора, конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП) до изготовления и отгрузки продукции заказчику.
- Создание системы обоснованного планирования производства с учетом баланса по ресурсам, обеспечивающей оперативную корректировку планов при изменении производственной или рыночной ситуации.
Учитывая характер производства ЗМК, стратегия развития системы управления и информационной системы нацелена на поддержку его основного бизнес-процесса — изготовления металлоконструкций по заказу клиента, то есть на проектное выполнение заказа клиента.
В ОАО «Энергомашкорпорация», дочерним предприятием которого является ЗМК, в качестве базовой платформы была выбрана система SAP R/3. Таким образом, для ЗМК основной вопрос заключался в определении подходов к ее развертыванию.
В настоящее время при внедрении системы R/3 на российских предприятиях доминирует подход, при котором в рамках отдельной проектной очереди создаются подсистемы в соответствии с модульной структурой R/3. Внедрение, как правило, начинается с модуля финансовой бухгалтерии и отдельных модулей логистики, таких как «Сбыт», «Закупки» и «Управление материальными потоками». Часто также используется функциональность модуля контроля и управления основными средствами. Возможности R/3 по планированию и управлению производством задействуются в единичных случаях.
Обычно каждая очередь проекта по развертыванию системы R/3 на предприятии занимает от шести-девяти месяцев до полутора лет. Таким образом, для ЗМК создание системы в объеме, обеспечивающем новое качество основного бизнес-процесса, при модульном внедрении R/3 может занять более трех лет, отодвигая тем самым получение реальной экономической отдачи от инвестиций в информационные технологии.
Сотрудничество с СОЛВЕР дало руководству и специалистам ЗМК возможность исследовать перспективы и риски альтернативного подхода — процессно-ориентированного внедрения R/3. СОЛВЕР располагает набором необходимых технологий и опытом, оказывая услуги по внедрению SAP R/3 и CAD-системы Pro/ENGINEER.
Таким образом, совпадение интересов обоих предприятий привело к реализации экспериментального проекта с целью создания макета информационной системы (ИС), обеспечивающей поддержку основного бизнес-процесса ЗМК — проектного выполнения заказа клиента. Объем экспериментального проекта включал конструкторско-технологическую подготовку производства средствами программного комплекса Pro/ENGINEER и моделирование основных бизнес-процессов в R/3 по изготовлению эталонного изделия «Водонапорная башня V=15 м3». Для разработки конструкторской документации использована верхняя часть башни — как наиболее сложная и отражающая основные технологические процессы сборки конструкций.
Для работы по проекту была создана проектная группа, в которую вошли с одной стороны специалисты ЗМК — эксперты по бизнес-процессам, с другой — специалисты СОЛВЕР — консультанты по функциональным сферам и модулям системы R/3, а также конструкторы и технологи — специалисты по программному комплексу Pro/ENGINEER. Основные работы по проекту проводились в Воронеже в офисе фирмы СОЛВЕР. Для ознакомления с возможностями системы R/3, прогона демонстрационных примеров использовалась демонстрационно-обучающая система R/3 IDES1, а также система разработок СОЛВЕР.
Перед проектной группой были поставлены следующие задачи:
- Выявить и определить перечень функциональных блоков, методов, механизмов и алгоритмов системы в R/3, соответствующих реальным процессам ЗМК.
- Смоделировать производственный процесс ЗМК по изготовлению типового изделия средней сложности — эталонного изделия, а затем на его примере показать возможности системы R/3 по поддержке характерного для ЗМК бизнес-процесса.
В качестве источников информации для ознакомления с действующими на ЗМК бизнес-процессами и информационной системой использовались:
- регламентирующие документы по процедурам и правилам;
- техническая документация и руководства пользователя по основным задачам программного комплекса;
- модели бизнес-процессов (IDEF0- и IDEF3-модели).
Для определения функциональности R/3, относящейся к поддержке выполнения заказа клиента, использовался инструмент «База данных вопросов и ответов» (ASAP Q&ADb), разработанный фирмой SAP для эффективного управления проектами по внедрению ее решений. При помощи этого средства был сформирован объем проекта — выбраны стандартные бизнес-процессы SAP, использование которых может быть целесообразно для ЗМК. При этом отмечена высокая степень соответствия стандартных процессов R/3 и бизнес-процессов ЗМК.
В ходе работы моделировались следующие бизнес-сценарии:
- Оформление заказа — выбор варианта будущего изделия, формирование сетевого графика выполнения заказа на основе «шаблона» — стандартного проекта для изготовления изделия этого типа.
- Обработка проекта — рассмотрение различных форм представления информации
по проекту и выполнения основных операций:
- формирование структуры проекта (структурные планы проекта, сетевые графики, контрольные события, зависимости между работами и т.п.);
- назначение исполнителей;
- календарное планирование и анализ загрузки мощностей;
- планирование затрат и выручки по проекту в различных разрезах.
- Выполнение проекта — ввод фактического времени выполнения операций, анализ состояний план/факт по срокам и затратам.
- Планирование закупок и производства по проекту:
- формирование плановых заказов для компонентов собственного производства;
- расчет плановой потребности в материалах под эти заказы;
- определение планового дефицита на основании сравнения плановой потребности и наличия материалов на складах, формирование заявок на закупку недостающего сырья на стороне;
- оперативное планирование и управление производством с помощью производственных заказов, созданных в результате планирования потребностей в материалах на основании деталировки спецификации и присвоения изготавливаемых материалов рабочим местам и технологическим картам.
- Выполнение производственных заказов — резервирование материалов для производственных заказов, анализ состояния запасов и производственных мощностей, анализ производственных затрат, движение материалов в производстве.
- Закупочный цикл — формирование заявки и заказа на поставку, поступление материалов по заказу.
- Отгрузка компонентов изделия.
- Выставление счетов при завершении этапа проекта и расчеты с клиентами.
Кроме того, были исследованы и применены следующие возможности системы:
- Представление основных производственных данных — основные записи материалов, спецификации изделий, узлов и деталей, технологические карты, рабочие места, возможности системы классификации, конфигурация вариантов изготовления в зависимости от значения параметров.
- Типовые проекты — стандартные иерархические структуры работ и сетевые графики.
- Управление запасами и движением материалов в ходе выполнения проекта с учетом специфики движения металлопроката.
- Структуры и основные механизмы планирования и учета затрат и выручки.
- Аналитические инструменты системы управления проектами R/3.
- Версии проекта, возможности моделирования.
Выводы по результатам экспериментального проекта СОЛВЕР и ЗМК
- Для ЗМК главным бизнес-процессом, пронизывающим всю организационную структуру и сферы управления, является проектное управление выполнением заказа клиента при изготовлении уникальных металлоконструкций. Главным и определяющим фактором для бизнеса предприятия является эффективность этого процесса.
- В ходе изучения демонстрационных примеров и моделирования процессов изготовления эталонного изделия было отмечено хорошее соответствие подходов, реализованных в R/3, характеру производства ЗМК — выполнение каждого заказа может рассматриваться как отдельный проект, в рамках которого осуществляется распределение ресурсов, планирование и координация работ; план производства в целом формируется на основе совокупности проектов.
- Экспериментальным проектом была подтверждена перспективность подхода процессно-ориентированного внедрения R/3.
- Система SAP R/3 в сочетании с САПР на базе программного комплекса Pro/ENGINEER может быть использована как для эффективного обеспечения существующих процессов, так и для решения задач, ранее не выполнимых. Но главное преимущество, получаемое в результате их согласованного внедрения, создание условий для более эффективного выполнения заказа клиента. При этом было отмечено, что внедрение отдельных модулей системы R/3 или только САПР, охватывая только часть процесса, не позволяет добиться значительных улучшений по сравнению с существующим положением дел.
В настоящее время на ЗМК проводится масштабная реконструкция основного производства, однако подготовка к модернизации системы управления на основе возможностей ПО SAP не снимается с повестки дня. Наработки экспериментального проекта, проведенная оценка возможностей R/3 по поддержке сквозного бизнес-процесса выполнения заказа клиента в интегрированной инфраструктуре CAD-ERP будут использованы при подготовке к полномасштабному внедрению новой информационной системы.
«САПР и графика» 8'2002