Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

2 - 2006

Обучение САПР — за и против

Елена Конвисар

Данная статья поможет руководителям отделов и предприятий определить, стоит ли обучать специалистов-проектировщиков использованию САПР и как это повлияет на эффективность компании. Приведенные доводы важны при применении любых продуктов САПР, но мы чаще работаем с AutoCAD и его приложениями и наши примеры связаны именно с ними.

Нужно ли учиться работать с AutoCAD тем, кто его уже использует? «А зачем? Специалисты его знают, они же на нем работают!» — эти аргументы мы слышим чаще всего. Но все ли cпособы эффективной работы используются? Прежде всего, САПР — это средство именно автоматизированного черчения. Но зачастую из-за отсутствия знаний AutoCAD воспринимают только как «электронный карандаш». Показательный пример: инженер, чтобы получить на печати чертеж нужного масштаба, перед каждым компьютерным построением в AutoCAD пересчитывал размеры объектов в масштабе на калькуляторе и работал не быстрее, чем на кульмане. А ведь одна из важнейших задач любой САПР — как раз ускорение проектирования. Каждая из подобных программ предоставляет широчайшие возможности организации работы: слои, видовые окна, масштабы, пользовательские меню, стандартные блоки и т.д. Далеко не все проектировщики их используют, просто потому что о них не знают.

Кроме ускорения работы отдельных проектировщиков, грамотное использование САПР позволяет облегчить и ускорить процесс взаимодействия между ними. Для этого в большинстве САПР, помимо средств проектирования, заложены различные средства организации параллельной и последовательной коллективной работы: те же слои, внешние ссылки, стандарты предприятия, публикация документов в Интернете, элементы электронного документооборота и управления жизненным циклом изделий и т.д. Используя их, вы сможете более полно передавать данные смежникам, исключить повторный ввод данных, быстро вносить исправления в проект, отслеживать работу смежников в режиме реального времени, снизить потребность в согласованиях и т.д. Но сначала людей нужно научить!

Поэтому обучение полезно даже тем, кто уже работает в САПР. В программу учебных курсов обязательно входит обзор полных возможностей продукта. Как показывает наш опыт, даже краткий ликбез может открыть для учеников ранее неизвестные способы повышения производительности.

Обучение абсолютно необходимо, если речь идет о покупке продуктов, которые еще не применялись на предприятии. Наличие продукта само по себе не даст  эффекта, ведь любая САПР — это всего лишь инструмент для специалиста. Чем отличается самостоятельное обучение от обучения на курсах? При изучении нового продукта с отрывом от производства специалист полностью «погружается» в процесс освоения. За короткое время, 3-7 дней, он получает навыки работы с продуктом и знакомится с перечнем его возможностей. При самостоятельном изучении существует постоянный «отвлекающий фактор» в виде производственного плана. К тому же на этапе освоения нового инструмента работа всегда идет медленнее, чем при использовании старого. А поскольку сроки всегда поджимают и есть соблазн пойти привычным путем, то освоение нового продукта, а значит, и получение эффекта от его внедрения постоянно откладывается.

При приобретении продукта вам требуется техническая поддержка на случай сбоев в его работе. Как минимум половина «сбоев» при обращении за технической поддержкой объясняется незнанием функций продукта. Пример: «Не могу залить область штриховкой! Вы поставили нам плохой продукт, в нем не работает штриховка!» Начинаем разбираться, и что оказывается? Функция штриховки работает только с замкнутыми контурами, а специалист не воспользовался ни привязками, ни функцией «замкнуть контур», потому что просто не знает об их существовании! И таких курьезов в работе службы технической поддержки любого продукта САПР множество. Простои  в работе, деньги, уплаченные за связь, недополученная предприятием прибыль в итоге превышают и финансовые, и временные затраты на обучение.

И уж абсолютно необходимо изучение САПР при переходе от так называемых базовых продуктов к конкретным решениям, например от AutoCAD к работе с его приложениями. Специалисты могут неплохо знать AutoCAD в части двумерного черчения. А при переходе на отдельные решения обязательно потребуются дополнительные знания, например 3D-функции AutoCAD, слои, масштабы и т.д. И изучать приложения нужно, уже обладая этими знаниями!

Мы советуем не пренебрегать обучением, покупая новые версии тех продуктов, которые уже используются на вашем предприятии, ведь вы приобретаете новую версию именно ради новых возможностей, и не стоит экономить на их изучении.

Помимо обучения возможны и другие формы сотрудничества с официальными учебными центрами. Не по всем программным продуктам САПР производители выпускают учебные пособия — часто они готовятся только в рамках обучающего курса, поэтому приобрести их для работы можно только в учебном центре.

При приеме инженера-проектировщика на работу необходимо оценить его квалификацию в САПР. Косвенно об этом говорит наличие сертификатов официальных учебных курсов. В некоторых обучающих центрах бесплатно проводят очное и дистанционное тестирование специалистов на знание САПР. Для проверки кандидатов можно воспользоваться этой услугой.

Официальные сертификаты об обучении ваших специалистов могут быть использованы в тендерной документации как подтверждение вашего преимущества в скорости и качестве выполнения проекта.

Обучение от предприятия имеет и свои минусы. Наиболее часто руководители высказывают опасение, что после обучения специалист захочет поменять работу. В этом случае заключается соглашение о том, что специалист отработает определенное количество времени после прохождения обучения либо компенсирует расходы предприятия иным образом. Также можно оговорить, что сертификаты после обучения должны быть переданы в отдел кадров предприятия. Возможно, сотрудник посчитает, что достоин повышения заработной платы в связи с повышением квалификации, хотя обучение само по себе является материальным поощрением для специалиста.

С одной стороны, обучение с отрывом от производства позволяет быстро получить новые навыки, но с другой — специалисты «выпадают» из производственного процесса. Существуют компромиссные решения: проводить обучение на предприятии в режиме «полдня учимся — полдня работаем» либо обучить несколько специалистов «с отрывом», чтобы те по возвращении на предприятие помогли освоить продукт коллегам.

Если в городе нет учебного центра, то, кроме затрат на само обучение, необходимо выделить средства на проезд и проживание учеников. При проведении обучения на территории предприятия требуется организовать учебный класс и оплатить приезд преподавателя.

Именно вам, как руководителю, решать, принесет ли отдачу вложение средств в обучение специалистов САПР. Надеемся, вам поможет представленный материал.

Материалы рубрики «Развивая рынок САПР» читайте на сайте www.cad.ru. Вопросы и предложения по содержанию рубрики присылайте по адресу ask@cad.ru — мы обязательно вам ответим.

САПР и графика 2`2006

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557