Внедрение современной САПР на предприятии
Один из вариантов — кураторство
Уже первая статья — «Кадры в САПР» — новой рубрики «Развивая рынок САПР» вызвала бурное обсуждение вопроса на форуме «Русской Промышленной Компании». Мы получили от читателей много писем с благодарностью за то, что поднимаем такие вопросы. В этом номере мы решили опубликовать отклик, который пришел первым. Мы не поддерживаем и не опровергаем изложенное мнение, но считаем, что предлагаемые идеи могут быть полезны производителям программного обеспечения для развития процедур внедрения.
В статье мы полностью сохранили стилистику автора.
Вместо введения
Хочу вкратце изложить, как я вижу весь процесс внедрения какого-либо современного программного продукта на реальном производстве с акцентом на решении кадрового вопроса.
Почему я начинаю так издалека? В этом процессе все взаимосвязано — от момента предложения программного продукта (ПП) до полнофункциональной работы модернизированного (на базе этого ПП) производства.
Конечно, мне проще давать советы, так как я не озадачен проблемами дистрибьютора (представителя разработчика). Я имею в виду проблемы финансирования, изменения структуры, введение новых отделений, способность к быстрой адаптации в меняющихся условиях рынка и т.д.
Рассматриваю данный вопрос глазами пользователя — как я это вижу.
Этапы внедрения новых ПП
1. Анализ состояния отрасли (ведущих предприятий по профилю).
2. Выбор потенциальных объектов для проведения презентаций ПП, необходимых для повышения эффективности всего цикла ПКР и производства.
3. Анализ деятельности, вида и состава продукции (в том числе уровня ее конкурентоспособности), кадрового потенциала, используемых ПП — на основе имеющейся и доступной информации. Идеальный вариант — когда такая работа проводится по соглашению с руководителем выбранного производства.
4. По окончании предварительного анализа (исследования) ответственному руководителю предприятия (при презентации) должны быть представлены:
• список приложений САПР и других наиболее подходящих для данного предприятия по его профилю, характеру продукции и объему проводимых работ;
• полная информация (изложенная в краткой, исключительно конкретной форме — по пунктам) об основных возможностях ПП;
• типовой вариант технико-экономического обоснования на примере близкого аналога продукции;
• предложения по предполагаемой численности состава подразделения, занятого проведением ОКР и поддержкой производства, при условии применения новых, прогрессивных ПП;
• полные сведения об обеспечении мероприятий по технической поддержке со стороны разработчика (компании-дистрибьютора);
• информация об условиях обучения персонала и (или) предложения о привлечении квалифицированных кадров, подготовленных при посредничестве разработчика ПП (дистрибьютора).
В конечном счете результат переговоров зачастую будет зависеть от квалификации и таланта менеджера — представителя разработчика.
Казалось бы, я привел логичную типовую схему продвижения ПП, и на практике все так и есть. Но на самом деле — нет.
В вышеизложенном я делаю акцент на следующем: менеджер продает не «гербалайф» и не должен приходить на производство только с демо-диском и с рекламной брошюрой о ПП, который порой и не соответствует специфике предприятия. Он должен приходить подготовленным, с пакетом необходимой и конкретной информации, полученной на основании тщательно проведенного анализа.
Почему я связываю успешную продажу ПП с решением кадрового вопроса? Ответ очевиден — новым САПР нужны новые кадры.
У продающей ПП компании должны быть «заготовки» для решения кадрового вопроса на каждом конкретном предприятии и с учетом региональных особенностей (курсы, семинары, заочное обучение, обеспечение методическим материалом, привлечение специалистов со стороны и т.д.).
Таким образом, на вопрос, например, директора завода о том, кто будет у него работать с новой САПР, сколько времени потребуется на обучение персонала и не вызовет ли этот «переходный период» сбоев в цикле разработок, должен быть четкий ответ с вариантами выбора.
Один из вариантов — кураторство
Рассмотрим данный вариант на примере.
Крупное предприятие машиностроительного профиля приобретает САПР, приличное количество рабочих мест, систему электронного хранения информации и т.д.
До этого основным ПП был AutoCAD 2000 — вся КД в формате AutoCAD, все конструкторы могут работать только в AutoCAD.
Рабочие места переоборудуются под установленные на них новые комплекты ПО. Результат — кто-то имеет поверхностное представление о новой САПР, а у кого-то вообще нет о ней никакого представления.
Какие же можно сделать выводы?
До переоборудования рабочих мест персонал должен быть обучен основам работы (интерфейс ПО, основные приемы) с новой САПР.
На срок 1 месяц (к примеру) предприятию выделяется квалифицированный специалист (куратор), в обязанности которого входит обучение персонала «в реальном времени» и в реальных условиях производства.
Оплачивает услуги куратора либо предприятие, либо представитель разработчика ПП, либо оба вышеназванных субъекта.
А где взять таких кураторов?
Их надо готовить. Предлагаю компании-разработчику создать в крупных российских регионах (может быть, под крылышком дистрибьюторских компаний) отделения по подготовке и сопровождению таких специалистов.
Оплата труда куратора должна быть высокой, а квалификация — только высшего уровня. Уровень оплаты и престиж этой профессии должны стать реальным стимулом прихода на такую работу талантливых, деятельных и способных специалистов (например, из среды опытных пользователей-практиков, преподавателей и т.д.).
Куратор по моему мнению должен быть:
• опытным пользователем-практиком;
• преданным интересам своей компании, ответственным;
• технически оснащенным — ноутбук, средства мобильной оперативной связи и Интернет;
• обеспеченным полной информационной и технической поддержкой со стороны материнской компании;
• заработная плата куратора должна составлять 2000-3000 у.е. плюс командировочные.
Подводя итог
Мой алгоритм:
1. Предварительные краткосрочные курсы, практические семинары, презентации на предприятии, заключившем договор на внедрение новой САПР. Результат — приобретение персоналом основных навыков работы.
2. Модернизация рабочих мест. Настройка сети и т.д. — то есть решение всех необходимых технических вопросов. Этот этап должен быть как можно менее продолжительным.
3. Сопровождение (техническая поддержка) пользователей куратором в условиях реального производственного процесса.
4. Техническое и консультационное сопровождение программного продукта. Проведение периодических семинаров для персонала предприятия по применяемой САПР.
В.С.Калинин Ведущий конструктор ЗАО «Морские навигационные системы», Санкт-Петербург |