5 - 2006

Опыт внедрения КСАПР в проектное производство ОАО «Гипровостокнефть»

По итогам наших предыдущих публикаций и их обсуждения на форуме www.cad.ru, а также после разговоров с читателями стало понятно, что всех интересует мнение руководителей проектных организаций по вопросам САПР. А как раз такой информации в прессе представлено очень мало.
Всем участникам рынка было бы полезно ознакомиться с ответами руководителей на следующие вопросы: насколько необходимо внедрение САПР, какой они видят свою роль в этом процессе, как определяют экономическую эффективность приобретения САПР, как, с их точки зрения, можно сформулировать критерии выбора САПР, как они решают кадровые вопросы, и самое главное — что дает автоматизация проектирования руководителю организации. С этими вопросами мы планируем обратиться к высшим менеджерам предприятий — лидеров в различных отраслях, связанных с проектированием.
В этом номере мы публикуем первые рассуждения на эту тему. На наши вопросы ответила Любовь Дмитриевна Зубова, заместитель главного инженера по информационным технологиям ОАО «Гипровостокнефть» (г.Самара).

Задача внедрения современных информационных технологий и средств автоматизации в проектное производство сейчас актуальна для всех проектных организаций, что, по-видимому, связано с изменением требований к качеству проект­ных работ со стороны компаний-заказчиков и со стремлением повысить эффективность проектных работ на предприятии. Кроме того, постоянно возрастает конкуренция как между проектными организациями, так и между компаниями — поставщиками САПР. Возможно, читателям будет интересно узнать об опыте внедрения САПР в нашей организации.

Начиная с 1998 года при обсуждении условий договоров на проектирование мы все чаще слышали от заказчиков вопрос о наличии в институте систем трехмерного моделирования. Для обеспечения конкурентоспособности предприятия и получения выгодных заказов необходимо было пересмотреть свое отношение к вопросам автоматизации, что заставило нас познакомиться с новыми технологиями и начать планомерную подготовку к внедрению комплексной САПР. Обратите внимание — именно комплексной, так как подходы к внедрению отдельных программных продуктов и к построению комплексной системы автоматизации различаются.

Вступая на путь комплексной автоматизации, руководство института отдавало себе отчет в том, что внедрение такой системы потребует серьезных финансовых затрат. Надо отметить, что первоначально предполагалось вложить средства только в программное обеспечение. Но, как показал опыт, сделав первый шаг, пришлось делать и второй, и третий... Под программное обеспечение потребовалось модернизировать технические средства, структуру сети и серверов, обучить персонал, организовать систему  управления данными, систему хранения и т.д. Был составлен план компьютерного развития, определены суммы и сроки. Теперь подобный план составляется каждый год и предполагает модернизацию технических средств, лицензирование программных продуктов, приобретение дополнительных рабочих мест уже внедренных программ. В план также входит составление договоров на услуги: внедрение новых систем, обучение, разработку, техническую поддержку, обновление и т.д.

Работа по такому плану дает реальную отдачу. С одной стороны, институт вкладывает деньги и получает возможность использовать самые современные технологии в проектировании, а с другой — делает процесс оснащения и модернизации прозрачным как для руководства института, так и для акционеров. Осваивая современные средства автоматизации, наше предприятие успешно конкурирует на рынке проектных работ, получает выгодные заказы и соответственно прибыль, что, в свою очередь, дает возможность продолжать поиски новых средств и технологий для повышения эффективности производства.

Процесс внедрения комплексной САПР начинается с подготовительного этапа, который включает анализ состояния отрасли в целом (с точки зрения применения информационных технологий), готовности предприятия к восприятию современных средств автоматизации и возможностей компаний — поставщиков САПР по предоставлению комплексных решений. Мы разослали письма-запросы в проектные организации нефтегазовой отрасли, которые к тому времени уже имели опыт внедрения современных САПР, с просьбой рассказать о результатах работы. Большое спасибо этим организациям! Практически все они откликнулись на нашу просьбу. Со многими компаниями мы плодотворно общаемся и даже организовали поездку в один из проектных институтов России.  Проанализировав опыт других компаний, мы смогли избежать многих ошибок, при выборе как программных продуктов, так и компании-интегратора для будущего внедрения.

Параллельно с этим мы провели анализ работы проектных отделов нашего института с целью выявления задач, не охваченных автоматизацией. Каждый отдел подготовил перечень направлений своей деятельности, описал решаемые задачи и поставил напротив каждой отметку о наличии или отсутствии средств автоматизации по этому виду работ, а также указал свои пожелания по поводу приобретения того иного продукта, если данная информация имелась в отделах. Таким образом, мы получили общее представление о текущем состоянии средств автоматизации в институте в целом, а также узнали об отношении к этим проблемам в отделах. По тому, как было выполнено отделами это задание, можно было судить и о степени заинтересованности сотрудников в автоматизации, и об информированности специалистов о наличии программ на рынке САПР по различным направлениям проектирования, и о квалификации проектировщиков в области САПР. В каждом отделе были выявлены «опорные» специалисты по автоматизации, с которыми в дальнейшем мы и обсуждали все принимаемые решения по приобретению, внедрению, обучению и т.д.

При выборе CAD-системы учитывалась не только ее функциональность, но и открытость, возможность построения на ее базе комплексной системы автоматизации всех направлений проектирования, обеспечения сквозной технологии и адаптации, поддержка системой российских стандартов. В качестве базовой платформы мы определили AutoCAD. Институт использует эту CAD-платформу с 1988 года — за этот период было обучено более 400 специалистов-проектировщиков, накоплен огромный опыт по адаптации этого продукта и обучению работе с ним.

Далее был заключен договор с поставщиком комплексной САПР. В соответствии с ним мы получали 20 автоматизированных рабочих мест проектировщиков, в состав которых вошли АРМ электрика, КиПовца, технолога, строителя, архитектора, специалиста-генплана — всего более 80 наименований программ. Сюда же вошли расчетные программы и программы для оформления рабочих чертежей по СПДС. В основу КСАПР была положена технология трехмерного проектирования. В договоре с системным интегратором была предусмотрена не только поставка программного обеспечения, но и широкая программа обучения и проведения пилот-проектов.

Для внедрения КСАПР распоряжением главного инженера института была создана рабочая группа из специалистов проектных отделов и отдела, занимающегося автоматизаций проектных работ. Кроме того, были составлены списки сотрудников для прохождения обучения и выполнения пилот-проектов. Для организации процесса обучения был оборудован учебный класс на десять рабочих мест. Обучение проводилось по 4 часа в день, то есть без отрыва проектировщиков на целый день от их непосредственных обязанностей. В день занимались две группы. В ходе реализации первого этапа было обучено около 200 человек. При этом сначала сотрудники обучались работе с трехмерной графикой в AutoCAD, а потом прошедшие базовое обучение осваивали трехмерное проектирование в специализированных программных продуктах по направлениям, учились работать  в расчетных программах. Наряду с проектировщиками обучались специалисты по поддержке программных продуктов (программисты, системные администраторы), были организованы курсы администраторов баз данных всех внедряемых систем, начался процесс создания и ввода в базы данных оборудования. Для оперативного решения проблем групповой работы был выделен офис, организованы 20 автоматизированных рабочих мест для различных специалистов.  На начальном этапе это оказалось полезным, так как помогло оперативно решать вопросы взаимодействия и передачи информации. Реализация первого этапа прошла довольно напряженно, был освоен основной функционал программ, получены навыки сопровождения баз данных, выполнен первый пилот-проект.

В качестве пилотных были выбраны следующие проекты: площадка фильтров грязеуловителей (технологическая схема, компоновка оборудования, спецификация) и насосная станция пожаротушения (строительная часть, технологическое оборудование, отопление, вентиляция) с выдачей комплекта рабочей документации, в том числе изометрических схем. Была отработана технология сквозного группового проектирования, настроена выдача документации в шаблонах, применяющихся в ОАО «Гипровостокнефть». Осваивались технологии автоматизации работ генплана.

По результатам первого этапа были подведены итоги. Каждый отдел — участник пилотного проекта дал свою оценку функционала приобретенных программ, проведенного обучения и работе системного интегратора. Кроме того, от каждого отдела были получены замечания к разработчикам программных средств по обнаруженным ошибкам, недоработкам, нестыковкам в расчетах и т.д. Все эти замечания были переданы системному интегратору для обобщения и принятия мер по устранению недостатков. Большинство претензий проектировщиков относилось к процессу оформления рабочей документации. По их мнению, внедрение приобретенной КСАПР не ускоряет процесса проектирования, а позволяет лишь избегать ошибок и не тратить времени на многочисленные переделки на этапе выпуска документации.

Ознакомившись с опытом организаций, прошедших начальный этап внедрения комплексных САПР на базе трехмерного проектирования, мы были готовы к подобному развитию событий. На начальном этапе внедрения, как правило, новые технологии не дают ускорения процесса проектирования и повышения производительности труда. Должен пройти период освоения, чтобы новые технологии и инструментарий стали привычными. Необходимо было продолжить обучение, чтобы расширить круг участников пилот-проектов и таким образом избежать преобладания субъективной оценки внедряемых продуктов со стороны тех или иных проектировщиков.

За прошедшие 3 года мы масштабировали количество автоматизированных рабочих мест, провели дополнительное  обучение и выполнили различные пилот-проекты. За это время акценты сместились в сторону отработки технологий. Сейчас мы уже не привлекаем к обучению специалистов системных интеграторов — мы подготовили своих преподавателей, учебный класс все время в работе. Мы полностью освоили весь комплекс программ по автоматизации электротехнической части проекта, а также основной функционал программ по технологической части; наиболее тяжело идет внедрение по части КИП и автоматики. Проделана большая и серьезная работа, но считать, что внедрение комплексной технологии автоматизированного проектирования на базе трехмерного моделирования завершено, пожалуй, преждевременно. Можно сказать, что мы преодолели только начальный этап освоения программных продуктов и пришли к пониманию того, куда нам двигаться дальше. Предстоит большая работа по созданию на базе приобретенных программных средств сквозной технологии, наполнение базы оборудования по всем разделам проекта, дополнение внедряемой КСАПР новыми функциями и возможностями.

Сегодня на нашем предприятии уже сложился целый коллектив специалистов, которые активно участвуют во внедрении комплексной САПР в своих подразделениях. Они не только сами используют все полученные знания и навыки, но и обучают других. Задача руководителей подразделений и руководства института — всемерно поддерживать таких сотрудников, создавать им наиболее выгодные условия труда, продвигать по служебной лестнице, поощрять материально. С этой целью руководством института в среднем раз в полгода утверждается список лиц, активно участвующих в программе внедрения КСАПР. В виде материального поощрения им выплачивается ежемесячная целевая надбавка, дифференцированная в соответствии с вкладом, вносимым каждым специалистом в программу автоматизации и использования информационных технологий в проектном производстве. Такое поощрение позволяет материально заинтересовать проектировщиков в применении современных средств автоматизации в своей ежедневной работе, а также удерживает хорошо подготовленных специалистов на предприятии.

Наибольшую потребность мы сейчас испытываем в специалистах по внедрению, которые помогают не только осваивать возможности той или иной программы, но и отрабатывать технологии проектирования, дополнять программное обеспечение новыми возможностями и утилитами, разрабатывают интегрирующие интерфейсы, адаптируют отчеты и  рабочую документацию, выдаваемые программами, к стандарту и требованиям организации и т.п. Кроме того, я считаю, что сейчас проектным организациям наряду с компаниями — поставщиками САПР крайне необходимы инжиниринговые центры, которые будут заниматься проблемами внедрения, адаптации, поддержки и интеграции программных продуктов. Постепенно проектные организации все в большей степени оснащаются программными продуктами, и на первый план уже выходят проблемы эффективного использования приобретенных программ и создания на их базе сквозных технологий проектирования. Без соединения приобретенных программных систем в единую технологическую цепочку и без компаний, которые будут состыковывать программные продукты разных разработчиков и преодолевать проблемы закрытых интерфейсов, таких технологий не построить.

В заключение хотелось бы предостеречь организации, которые только приступают к решению проблем комплексной автоматизации, от ошибочного представления, что вместе с приобретенными программами в организацию приедут специалисты компании-поставщика и сами все внедрят и настроят. Поверьте опыту тех, кто уже многое преодолел на трудном пути внедрения: прежде чем приступать к выбору КСАПР, нужно провести огромную подготовительную работу. Конечно, необходим определенный начальный уровень оснащения предприятия компьютерной техникой, достаточно высокий уровень развития локальной сети и серверного хозяйства. Но, пожалуй, самое главное — это психологическая готовность сотрудников к применению новых технологий. Особенно тяжело преодолеть стремление проектировщика работать локально. Групповая работа над проектом подразумевает возможность видеть работу смежника, соизмерять свою работу с ним. Большое значение имеет и наличие на предприятии единого  информационного пространства на базе web-технологий, настроенной системы электронного проектного документооборота, а также действующей системы менеджмента качества продукции. Процесс проектирования представляет собой сложную информационную систему с большим числом участников, с множеством связей между ними и значительными объемами передаваемой информации. Переходя к электронному проектированию, любая организация сталкивается с формализацией и перестройкой документооборота, складывавшегося на предприятии годами. Необходимо описать связи, разработать процедуры, регламентирующие процессы обмена информацией, определить права участников документооборота, разместить документы (файлы) в базе данных.

Поверьте, никто не сделает это лучше, чем специалисты предприятия. Но над подобными задачами нужно работать серьезно, целенаправленно. В этом процессе должны быть задействованы специалисты многих подразделений, глубоко убежденные в необходимости своей работы в данном направлении, понимающие свои цели и задачи.

По мере расширения на предприятии сферы применения трехмерного проектирования и информационных технологий в целом будет повышаться и качество работы, и ее эффективность, но при этом более высокие требования будут предъявляться к квалификации специалистов, к их умению использовать самые современные технологии. И только глубокое понимание необходимости перестройки технологических процессов проектирования и совместные усилия  руководства предприятия и специалистов позволят успешно внедрить технологии трехмерного проектирования. В современных условиях это наиболее перспективное направление для обеспечения конкурентоспособности предприятия, повышения его эффективности, особенно при проектировании сложных технологических объектов.

САПР и графика 5`2006