3 - 2006

Практика составления бюджета САПР

Елена Конвисар

Эта статья будет полезна компаниям и специалистам, впервые приступающим к составлению бюджета САПР предприятия. Чем отличается стоимость приобретения от стоимости владения, что входит в стоимость владения программным продуктом САПР? Рассмотрим эти вопросы.

Стоимость владения учитывает все затраты, связанные с владением  и использованием товара в течение его жизненного цикла, ее можно представить как сумму затрат на покупку, внедрение, обслуживание, обучение и т.д. Среди статей затрат есть обязательные,  без которых вы не сможете использовать купленный продукт, и не обязательные, но желательные для его эффективного применения.

Подвох при составлении бюджета САПР кроется в том, что все учитывают стоимость приобретения, но не все — стоимость владения продуктом. Чтобы избежать этой ошибки, давайте рассмотрим типичные расходы, сопровождающие выбор, приобретение и использование продукта. Отметим, что по решению производителя программного продукта любые из указанных оплат могут быть объявлены обязательными.

Расходы на выбор программного продукта

Для знакомства с продуктами ваши специалисты будут посещать презентации, семинары, тест-драйвы, мини-курсы по обучению и т.д. Это потребует расходов на поездки. Принять решение о пригодности продукта для работы на предприятии можно по результатам пилотных проектов, тестовой эксплуатации или при аренде программного продукта. Для расчетных продуктов можно заказать компании-продавцу пробный расчет. Если эти работы выполняются за отдельную плату, заложите их в бюджет.

Расходы на приобретение программного продукта

Помимо стоимости самого продукта в некоторых случаях от вас потребуют оплатить аппаратные ключи защиты, «ядро» системы, СУБД, необходимые для его работы. Уточните, какая версия операционной системы необходима для работы нового продукта. Базируется ли он на другом продукте САПР, какую именно версию использует? Возможно, вам понадобится приобрести базовый продукт или его обновление1.

Для некоторых продуктов существует понятие «срок действия лицензии». Уточните, что именно вы приобретаете — «бессрочный» программный продукт или лицензию с ограниченным сроком действия. Если необходимо, заложите в бюджет следующего периода продление срока лицензии.

При покупке некоторых продуктов обязательной является оплата подписки2. И не всегда в комплект поставки входят учебные материалы, необходимые для освоения продукта.

Расходы на аппаратное обеспечение

При покупке программного обеспечения уточните, компьютер какой мощности необходим для его работы. Возможно, в бюджет придется включить обновление компьютерного парка или модернизацию локальной сети проектных отделов. Максимальные требования к технике предъявляются при визуализации, работе с большими сборками, компьютерном моделировании, сложных расчетах, и, возможно, вам понадобится кластер, то есть несколько серверов, объединенных в массив под единым управлением. Для организации электронного архива требуются сервер и системы хранения данных.

Расходы на переквалификацию персонала

Эффективно работать с программным продуктом может только квалифицированный пользователь. Обучение является обязательным условием для внедрения продукта в работу. Мы советуем учить не только тех, кто будет использовать продукт, но и запасного специалиста на случай ухода действующего, а также иметь резерв в бюджете для обучения новых «запасных» для обеспечения преемственности работ.

Как мы уже писали в предыдущей статье, если обучение проводится на предприятии, необходимо учесть затраты на приезд преподавателя и организацию учебного класса. В случае обучения в другом городе учитывайте затраты на проезд и проживание учащихся. Иногда бывает выгоднее нанять нового специалиста, квалифицированного в области САПР, чем обучать имеющихся, даже с учетом затрат на поиск кандидата.

Расходы на внедрение программного обеспечения

Помимо обучения для скорейшего внедрения продукта в работу вы можете воспользоваться дополнительными услугами компаний-поставщиков. Это могут быть те же пилотные проекты, установка и настройка программного обеспечение, пополнение баз данных, создание шаблонов типовых для предприятия документов. Наиболее серьезных расходов требует адаптация программного продукта, то есть написание дополнительных функций под задачи предприятия. Но иногда это является единственным способом оперативного решения вопроса автоматизации и ускорения работы. Вам также может потребоваться интеграция с другими САПР и программным обеспечением АСУП, PDM, ERP. Помимо непосредственных затрат на работы по внедрению, по необходимости оплачиваются проезд и проживание соответствующих специалистов.

Расходы на техническое сопровождение

Все больше услуг по поддержке пользователей компаний-продавцов становятся платными, что позволяет им расширять штат квалифицированных специалистов. Оплата технической поддержки может быть необходимым условием для покупки продукта или для продления срока действия лицензии, будьте внимательны! Уточните стоимость поддержки в гарантийный и послегарантийный период, на что распространяется гарантия, кто оплачивает  выезд специалистов на предприятие в случае необходимости, учтите расходы на оперативную связь. Некоторые компании не оказывают техническую поддержку покупателям, не прошедшим обучение. Мы считаем, что оплатить обучение выгоднее, чем решать элементарные вопросы в удаленном режиме и терпеть убытки от вынужденных простоев.

Обновление продуктов

Бюджет САПР должен в обязательном порядке учитывать  обмен уже имеющихся продуктов на новые версии. Сэкономить в этом случае позволяют вовремя сделанные обновления и подписка, так как некоторые производители  вводят штраф за неоплаченную вовремя подписку, закрывают поддержку и обмен старых версий по истечении определенного времени. Помимо затрат на обновление продуктов учтите также затраты на обучение специалистов новым функциям.

Если просуммировать все расходы, необходимые для успешного внедрения программного продукта, то окажется, что стоимость приобретения составляет лишь небольшую часть стоимости владения. Обратите внимание на этот момент при выборе того, какой продукт включить в программу автоматизации проектных работ предприятия, — не всегда недорогой продукт оказывается более экономичным в плане стоимости владения. 

Читайте нас на сайте www.cad.ru. Пишите нам по адресу ask@cad.ru.


1Обновление (upgrade, обмен, переход) — при наличии старой версии позволяет получить новую версию программного продукта после ее выхода по цене, меньшей ее полной стоимости. Стоимость обновления составляет в среднем порядка 50% стоимости новой версии. 

2Подписка (subscription) — при наличии старой версии позволяет получать все выходящие в течение определенного времени новые версии программного продукта по цене, меньшей стоимости обновления. Подписка оплачивается до выхода новой версии. Стоимость подписки составляет в среднем порядка 30% стоимости новой версии.

САПР и графика 3`2006