В Чехии с Bentley AutoPLANT!
Дмитрий Красковский
«Трубный нефтеводоотделитель ТНВО при блочно-комплектной насосной станции БКНС», «Нефтепроект», г.Уфа
Проект установки каталитического риформинга ОАО «ЛукойлВолгограднефтепереработка». ПМП, г.Санкт-Петербург
Проект комплекса по переработке отходов. ВНИПИЭТ, г.Сосновый Бор
Проект по замене морально устаревшего оборудования Укртатнафта, г.Кременчуг (Украина)
Дмитрий Красковский и Грег Бентли
C 11 по 15 июня в Праге (Чехия) прошла Международная конференция компании Bentley, в рамках которой состоялось награждение победителей 4-го Международного конкурса инженерных проектов, выполненных с использованием программного продукта Bentley AutoPLANT. На мероприятие съехалось огромное количество участников со всего мира (более 2 тыс. человек). Учредителем и организатором конкурса в России выступил партнер компании Bentley — компания «Ребис Раша». О начале акции в нашей стране было объявлено в начале года, а заявки собирались до 20 апреля. В конкурсе приняло участие 21 предприятие, все проекты были разделены на четыре номинации:
• «За лучшее начало». Победитель — «Нефтепроект», г.Уфа;
• «Лучший проект в 3D». Победитель — ПМП, г.Санкт-Петербург;
• «Комплексное решение». Победитель — ВНИПИЭТ, г.Сосновый Бор;
«За лучшую расчетную модель». Победитель — Укртатнафта, г.Кременчуг (Украина).
По итогам заседания технической комиссии были выявлены победители 4-го Международного конкурса инженерных проектов с использованием программного обеспечения Bentley AutoPLANT, которые и получили возможность поехать в столицу Чехии, чтобы поучаствовать в различных семинарах и получить заслуженные призы от компании Bentley. В приведенных врезках представлены краткие описания проектов победителей. Помимо деловых встреч и интереснейших семинаров компания «Ребис Раша» организовала отличную развлекательную программу.
«Трубный нефтеводоотделитель ТНВО при блочно-комплектной насосной станции БКНС», «Нефтепроект», г.Уфа
Пилотный проект предусматривает проведение продукции скважин нефтяного месторождения в успокоительный коллектор (УК), где происходит предварительный отбор газа. УК представляет собой прямолинейный горизонтальный участок трубопровода, выполненный с уклоном.
Из успокоительного коллектора жидкость направляется в трубный нефтеводоотделитель (ТНВО), где происходит ее расслоение на отдельные фракции: газ, нефть и воду, а также сброс пластовой воды. ТНВО представляет собой наклонную трубу диаметром 1400 мм.
Газонефтяная смесь из ТНВО поступает по трубопроводу в нефтенасосную станцию, после чего подается в нефтесборный парк (НСП).
С использованием комплекса ALLPLAN под нефтенасосную станцию выполнен проект производственного здания площадью 33x12 м. Насосная станция, в которой расположены насосы сырой нефти, оснащена вытяжной системой вентиляции.
Пластовая вода из ТНВО поступает на существующую кустовую насосную станцию (КНС) и используется в системе поддержания пластового давления.
Дренаж жидкости из успокоительного коллектора и трубного нефтеводоотделителя осуществляется в дренажную емкость (ЕД) объемом 40 м3.
Антикоррозионную защиту внутренней поверхности трубопроводов нефти и пластовой воды выполняют ингибиторами коррозии при подаче насосами из блоков дозирования реагентов (БДР).
На ТНВО технологические трубопроводы запроектированы как стальные бесшовные диаметром 32-325 мм.
Прокладка технологических трубопроводов на площадке ТНВО предусмотрена на металлических опорах, вне площадки — подземная. Для обслуживания узлов трубопроводов выполнены металлические площадки обслуживания.
Сбор и накопление промдождевых стоков с производственных площадок производится в подземную емкость объемом 40 м3.
Дождевая канализация выполнена из чугунных труб 200 мм и стальных — 219 мм. Прокладка труб подземная.
Для обеспечения электроэнергией производственной площадки выполнена двухтрансформаторная подстанция мощностью 35/6 кВт.
Внутриплощадочные электрические сети оснащены кабелями марок АВВГ, АКВВГ, ВВГ и КВВГ. Прокладка кабелей осуществляется в кабельных коробах.
Планировка площадки под строительство произведена методом проектных отметок в программном комплексе CREDO.
Все вышеперечисленные объекты, кроме оговоренных особо, были выполнены с использованием программного обеспечения компании Bentley Systems — AutoPLANT:
• AutoPLANT Piping,
• AutoPLANT Equipment,
• AutoPLANT Structural Detailer,
• AutoPLANT RaceWase,
• AutoPLANT Hvac,
• AutoPLANT Interference Detection. |
|
|
В рамках этого мероприятия состоялась встреча с основателем и владельцем компании Bentley — Грегом Бентли, который любезно согласился ответить на вопросы нашего журнала.
Дмитрий Красковский: Грег, очень многие компании ведут агрессивную маркетинговую политику на российском рынке. Почему компания Bentley не делает этого?
Грег Бентли: Я не могу полностью объяснить стратегию моей компании, особенно в России, потому что некоторых деталей просто не знаю. Но мы предпримем все усилия, чтобы учесть опыт конкурентов, и поделимся этим опытом с нашими партнерами в России, чтобы они смогли принимать полноценные решения для достижения общих целей.
Наша компания уже имеет определенные наработки, и даже успехи в этой области. Особенно хорошо мы представлены в нефтегазовой промышленности, а поскольку весь мир нуждается в энергетических ресурсах, мы в первую очередь займемся развитием именно этого направления. Что касается остальных сфер нашего бизнеса, они тоже постепенно будут реализованы.
Д.К.: Не секрет, что в России в большей степени распространено ПО компании Bentley под AutoCAD. Будет ли ваша компания поддерживать партнерские отношения с Autodesk?
Г.Б.: Сегодня на повестке дня, в принципе, не стоит вопрос о партнерстве с Autodesk, тем не менее, Bentley является одним из крупнейших разработчиков программных средств на платформе AutoCAD. И в дальнейшем мы собираемся развиваться в этом направлении. Что касается наших клиентов и покупателей, которые пользуются AutoCAD и Microstaition, мы предоставляем им право самим выбирать платформу, на которой они предпочитают работать.
Д.К.: Недавно компания Bentley объявила, что переходит на работу через прямые продажи. Если это так, то что будет с компаниями, которые сейчас продвигают ПО компании Bentley — они должны будут искать новые сферы применения своего бизнеса?
Г.Б.: У компании Bentley во всем мире существует очень много продавцов-партнеров. Кроме того, мы развиваем электронные продажи, поэтому, в принципе, уже существующие партнеры и представительства должны работать в одной связке.
Д.К.: Как быстро в компании Bentley происходит локализация после выхода новой версии продукта?
Г.Б.: Обычно через 30 дней после выхода новой версии наших продуктов выходят локальные версии, поддерживающие четыре европейских языка. Что же касается России, то это зависит от наших партнеров.
Д.К.: Именно на это я и намекаю. Сейчас в России сложилась такая ситуация, что каждый партнер делает свою локализацию. Вопрос в том, когда это прекратится и когда появится единая версия?
Г.Б.: Этой проблемой, наряду с другими, и будет заниматься Московское представительство. Я ожидаю большую отдачу от наших инвестиций в России. Наша компания хорошо и динамично развивается, и мы считаем, что будущее принадлежит Bentley. Мы рассматриваем российский рынок как очень перспективный, и пользователи, выбравшие наши продукты, сделают качественный переход на новый уровень проектирования, что, естественно, расширит их возможности. И вообще, я считаю, что рынок, на котором присутствует большое количество пользователей AutoCAD, для нас гораздо лучше, чем рынок, где люди вообще не имеют компьютеров.
Проект установки каталитического риформинга ОАО «ЛукойлВолгограднефтепереработка». ПМП, г.Санкт-Петербург
Установка каталитического риформинга ОАО «ЛукойлВолгограднефтепереработка» предназначена для получения высокооктанового компонента автомобильных бензинов, ароматизированного концентрата для производства ароматических углеводородов и технического водорода.
В настоящий момент она находится в стадии строительства.
Этот проект является первой работой, выполненной в программе Autoplant Plant Design. Трехмерная модель разрабатывалась специалистами монтажного и строительного отделов в течение 1,5 месяцев на основании имеющихся двумерных чертежей, выполненных в программе AutoCAD. В связи с этим работа над моделью велась поэтапно: сначала были разработаны компрессорная, постамент, реакторно-печной блок, котельная и т.д., затем эти части, в строгом соответствии с привязками, были вставлены в чертеж, в котором впоследствии были созданы эстакада, газоход и соединения между собой указанных частей. Работа над монтажной и строительной частью проекта велась параллельно, то есть привязки оборудования, трубопроводов и строительной части постоянно корректировались во избежание пересечений.
Общий вид установки
Реакторно-печной блок
Котельная
Вид на постамент |
|
|
Д.К.: Каким образом компания Bentley планирует бороться с пиратством во всем мире и в частности России?
Г.Б.: Не секрет, что у нас есть служба, которая занимается контролем над интеллектуальной собственностью. Безусловно, мы боремся с пиратством, но я бы не сказал, что это проблема номер один для нашей компании. Нужно понимать, что тот, кто не платит за собственность, не получает технической поддержки, не вступает в общение со специалистами, не повышает свой интеллектуальный уровень, то есть как профессионал он не может развиваться. Ну, если человек хочет это делать, то почему бы и нет. Люди пользуются ломаными версиями ПО различных производителей, что особенно опасно для тех, кто занимается индустриальным проектированием — ведь они таким образом сами себя наказывают.
Проект комплекса по переработке отходов. ВНИПИЭТ, г.Сосновый Бор
Сосновоборский ВНИПИЭТ выполняет разработку комплексной проектно-конструкторской документации для объектов и сооружений атомной отрасли, промышленного и гражданского строительства.
Для повышения экономической эффективности было принято решение о внедрении технологии комплексного автоматизированного проектирования и создании единой информационной системы института.
Главной целью внедрения IT-технологий в ВНИПИЭТ является создание единого информационного пространства внутри института и интеграция его с организациями-партнерами и с заказчиком.
Выполнение поставленной задачи по внедрению информационных технологий было разделено на несколько этапов.
Первый этап включал техническое оснащение:
• полностью компьютеризированы все рабочие места проектировщиков;
• рабочие станции объединены в единую локальную вычислительную сеть, построенную на основе структурированной кабельной системы;
• организован внутренний информационный портал.
Специально созданное IT-подразделение, укомплектованное квалифицированными специалистами, обеспечивает надежную работу техники, системного и программного обеспечения.
На втором этапе были проведены мероприятия по оптимизации комплексной работы сотрудников в части двумерного проектирования. Разработка единых стандартов и методик работы с чертежами позволила повысить эффективность труда проектировщиков.
В настоящий момент начат третий этап — внедрение технологии трехмерного проектирования на базе единой комплексной системы.
Перед выбором базовой системы был проведен анализ рынка ПО и тестирование систем, по результатам которого было принято решение в качестве базовой системы принять систему AutoPlant.
Комплексность системы, хорошее соотношение «цена/качество», понятный интерфейс, возможность интеграции с уже имеющимся в институте САПР, простота внедрения, возможность использования системы для проектирования объектов как атомной отрасли, так и гражданского и промышленного значения — все это повлияло на решение о приобретении данной системы.
Для внедрения системы были выделены специалисты из подразделений института и проведено их обучение.
Руководством института перед коллективом была поставлена задача — в процессе опытной эксплуатации системы AutoPlant выполнить проект комплекса по переработке отходов.
Исполнителям необходимо было создать демонстрационную трехмерную модель комплекса и продемонстрировать ее заказчику.
Описание выполненного проекта
В состав комплекса входят:
• производственное здание;
• складской терминал;
• административный корпус;
• трансформаторная подстанция;
• проходная (КПП).
Для разработки модели было использовано следующее ПО:
• Модули AutoPlant v 8.6 (Piping 3D, Equipment 3D, Explorer ID);
• Structural 3D;
• Architectural Desktop 3.3 и Architectural Desktop 2005;
• MagiCAD.
Модель производственного здания включает архитектуру, основные и вспомогательные технологические системы, системы вентиляции, водопровода и канализации, транспортно-технологические системы.
Моделирование объекта проводилось по готовым чертежам с целью проверки качества принятых решений. Над созданием модели работали четыре специалиста САПР.
Все технологические системы, системы ВК выполнялись с помощью модулей AutoPlant.
Архитектурная модель здания реализована средствами ADT 3.3.
Металлические лестницы, площадки и подкрановые балки проектировались с помощью программы Stractural 3D.
Модели нестандартного оборудования были выполнены средствами AutoCAD 2002.
Для проведения проверки на коллизии и визуализации выполненного проекта был использован модуль Bentley Explorer.
Модель содержит в себе около 100 тыс. элементов технологических систем.
В результате модель производственного здания позволила на стадии проектирования определить несоответствия и коллизии и исправить ошибки до сдачи документации заказчику.
Модель складского терминала включает металлоконструкции, системы вентиляции, пожаротушения, отопления и освещения, складское оборудование.
Проект склада был выполнен с применением технологии трехмерного проектирования.
Над созданием модели работали шесть специалистов проектных подразделений института.
Все технологические системы выполнены средствами AutoPlant; архитектура и металлокаркас — ADT 2005; складское оборудование — AutoCAD 2005.
Модель складского терминала содержит около 70 тыс. элементов.
В процессе работы над проектом складского терминала постоянно проводилось согласование, проверка на коллизии, поиски ошибок и нестыковок различных частей проекта с помощью Bentley Explorer.
Параллельно с проектом складского терминала был разработан генплан комплекса.
Модель генплана включает расположение дорог, тротуаров и ограждений внутри площадки всего комплекса, расстановку зданий и сооружений, расположение автомобильных стоянок.
Модель генплана, выполненная одним специалистом по генплану с помощью программы GEOCAD, позволила наглядно определиться и согласовать с заказчиком планировку объекта.
Архитектурные модели административного здания, трансформаторной подстанции и проходной выполнены средствами ADT 2005.
|
|
|
Д.К.: В последние два года в России прошло два громких уголовных процесса, связанных с борьбой с пиратским ПО...
Г.Б.: Чтобы далеко не ходить за примером: мы сейчас находимся в Чешской республике, в которой еще несколько лет назад совсем не было нормального рынка программного обеспечения и мы со своими западными ценами вообще не могли здесь ничего сделать, но определенные изменения произошли, они налицо. Верю, что подобное произойдет и в России. Я оптимист…
Д.К.: Тем не менее, когда я сейчас приеду в Москву, легко смогу около ближайшего метро купить всю линейку компании Bentley за 10 долларов…
Г.Б.: Безусловно верю, почему бы и нет? Я знаю, что для многих компаний эта проблема очень актуальна. Но я смотрю в будущее с оптимизмом.
Проект по замене морально устаревшего оборудования Укртатнафта,
г.Кременчуг (Украина)
АО «Укртатнафта» является одним из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий Украины. Проектно-конструкторский отдел предприятия специализируется на выпуске проектной документации для выполнения ремонтных работ, а также модернизации объектов предприятия и внедрения на них новых технологий.
Проект по замене морально устаревшего оборудования (замена двух печей на одну новую) был выполнен инженерами отдела в кратчайшие сроки, а использование программного комплекса AutoPlant для трехмерного проектирования и программы Bentley AutoPIPE для проведения расчетов трубопроводов позволило выполнить работу на высоком уровне. В процессе выполнения работы использовались следующие модули AutoPlant: Structural Modeler — для создания моделей металлоконструкций, Piping 3D — для моделирования трубопроводов, Equipment — для создания нестандартного оборудования, Bentley AutoPIPE — для расчета на прочность ответственных трубопроводов печи с высокой температурой и давлением. Результаты расчетов позволили проверить конфигурацию трубопроводов, провести анализ напряженного состояния трубопроводов и элементов несущих конструкций. Применение графического отображения результатов расчетов дало возможность наглядно и быстро оценить состояние трубопровода по различным параметрам (давление, температура, перемещение и др.), что позволило заметно сократить время выполнения проекта.
По итогам проведенной работы можно отметить положительные стороны использования программного комплекса AutoPlant:
• возможность организовать совместную работу над проектом нескольких исполнителей (проектных групп);
• возможность проверки неточностей и ошибок на начальных этапах проектирования для устранения ошибок при получении проектной документации;
• возможность видеть проектируемый объект в целом и т.д.
Наличие определенного опыта работы с комплексом позволит значительно повысить производительность и качество труда при выполнении проектных работ, исключив ошибки, получаемые при традиционных методах организации процесса проектирования.
Замена печи (общий вид объекта)
Расчет выходных трубопроводов печи в программе
Bentley AutoPIPE
Расчет входных трубопроводов печи в программе
Bentley AutoPIPE |
|
|
Д.К.: Журнал «САПР и графика» выходит уже 8 лет, его знают очень многие, он расходится по всему СНГ. Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
Г.Б.: Во-первых, я хочу выразить большую благодарность и восхищение уровнем сложности проектов, которые разрабатывают пользователи нашего программного продукта в России и странах СНГ, в частности те, кто приезжал на наши конференции. Я надеюсь, что и других пользователей, которые еще не пришли к выбору Bentley и которые собираются с нами работать, ждут такие же успехи и они получат удовольствие от работы. Мы поставим программное обеспечение, которое будет удовлетворять их запросам, потребностям и, я надеюсь, они тоже добьются хороших результатов, а мы им в этом поможем. Вообще я считаю, что русские специалисты рождены для создания интеллектуальной собственности. Мы работаем с ними и очень им благодарны. Кроме того, мы собираемся расширять привлечение специалистов из России для работы с нашими системами в будущем.
Д.К.: Спасибо за интересную беседу.
В заключение хочется выразить огромную благодарность генеральному директору компании «Ребис Раша» Игорю Караулову и менеджеру по маркетингу Татьяне Столяровой за организацию поездки и за помощь в проведении интервью с Грегом Бентли.
САПР и графика 8`2006