Инструменты взаимодействия заказчика, отдела маркетинга и разработчиков продукции предприятия в системе Omega Production
Представление продукции в системе Omega Production
Заказ и производство продукции в заказных комплектациях
Электронные каталоги в системе Omega Production
Среди основных принципов концепции CALS, таких как единая технология информационной поддержки жизненного цикла продукции, использование интегрированной информационной среды, обеспечение единообразного способа управления процессами, есть также требование обеспечения взаимодействия всех участников жизненного цикла продукции — от разработчика до заказчика. Согласно международным стандартам это взаимодействие должно происходить преимущественно посредством электронного обмена данными.
В соответствии с данной концепцией в системе Omega Production большое внимание уделяется программным инструментам структуризации и представления продукции предприятия, формирования заказных комплектаций изделий, представления данных о продукции службам сервиса и заказ запасных частей через систему электронных каталогов, интегрированных в единую корпоративную информационную систему.
Представление продукции в системе Omega Production
Представление продукции предприятия для всех внутренних подразделений и для заказчиков производится через электронный справочник продукции. Он определяет структуру и состав продукции предприятия, обозначения и наименования единиц продукции, описание технических характеристик изделий, спецификации изделий и технические условия, связанные с единицами продукции, систему серийных номеров производимых изделий и другие данные об изделиях.
Большинство важнейших задач системы и работающих с ними групп пользователей, связанных с разработкой изделий, технической подготовкой производства, планированием производства, учетом выпуска продукции, экономическими расчетами, оценкой качества изделий, продажей и продвижением продукции на рынках сбыта, непосредственно взаимодействуют со справочником продукции предприятия.
Структура и состав продукции предприятия, отражаемые в справочнике продукции, тесно соотносятся со стратегией выпуска продукции предприятием и со всеми вопросами маркетинга и рекламы. Представление продукции в формализованном электронном справочнике способствует унификации обозначения изделий, понятному и логичному представлению структуры продукции для потребителя.
Удобство представления и понимания структуры продукции обеспечивается ее иерархическим построением. При этом количество уровней иерархии определяется на самом предприятии.
Для машиностроительных предприятий часто используется структура продукции с тремя, четырьмя и более уровнями иерархии. При этом для обозначения группы продукции применяется понятие серия продукции, а для обозначения единиц продукции — понятия модель, исполнение модели, комплектация модели. Пример четырехуровневой структуры: серия моделей — модель продукции — исполнение модели — комплектация модели.
Серии моделей, в свою очередь, могут объединяться в произвольные классификационные группы.
Модель продукции может быть адекватна конкретным производимым изделиям или определять единицу документации об изделии. При этом изделия производятся в конкретных исполнениях или комплектациях.
Разные предприятия используют различные обозначения единиц и групп продукции, поэтому в системе Omega Production имеется словарь синонимов для обозначения продукции, благодаря чему каждое предприятие может определить продукцию привычными для него понятиями.
Пример структуры продукции нескольких предприятий приведен на рис. 1.
Рис. 1. Структуры продукции предприятий
Заказ и производство продукции в заказных комплектациях
Инструментарий заказных комплектаций в Omega Production обеспечивает возможность заказа изделий с нужными заказчику функциональными характеристиками, автоматическое формирование структуры и состава изделия, адекватных заданным функциональным свойствам, планирование потребности в ресурсах производства для заказных комплектаций изделий, учет производства, контроль состава комплектаций изделий в рамках управления качеством, сопровождение изделий в эксплуатации.
Совокупность задач по управлению документацией изделий с большим числом вариантов комплектования можно определить как задачи конфигурирования изделий. Управление конфигурацией изделия обеспечивает контроль соответствия характеристик изделия требованиям заказчика и предполагает создание и ведение конструкторской документации для большого количества комплектаций конструкторских объектов. В рамках традиционно используемых в ЕСКД форматов спецификаций решить эту задачу не представляется возможным. В связи с этим в системе Omega Production введен ряд новых видов спецификаций: функциональные и общая конструкторская. Функциональные спецификации делятся на общие и функциональные спецификации комплектаций.
Общие функциональные спецификации (ОФС) являются типом электронных документов, в котором описывается совокупность возможных значений вариантных свойств изделия, включающих также и стандарты исполнения.
Функциональная спецификация комплектации (ФСК) — это электронный документ, представляющий значения функциональных свойств изделия, требующихся заказчику.
Общая конструкторская спецификация (ОКС) — это вид конструкторской спецификации, которая отражает структуру и состав узла (конечного изделия) со всеми вариантами обязательных и допустимых замен конструкторских элементов в соответствии с требуемыми функциональными характеристиками. ОКС обеспечивает возможность получения точных единичных спецификаций узлов или конечных изделий по условиям выбора, задаваемым в функциональных спецификациях или в интерактивном режиме выбора.
Стартовой точкой для управления конфигурацией изделия является формирование заказчиком и/или отделом маркетинга функциональной спецификации комплектации изделия, которая является приложением к контракту на поставку изделий. При формировании заказа для производства маркетинг производит с помощью инструментов системы генерацию контрактной спецификации комплектации, которая отражает точную структуру и состав заказной комплектации изделия на уровне обозначений конструкторских элементов и кодов комплектаций технологических узлов.
На рис. 2 представлены интерфейсы функциональной и контрактной спецификаций комплектаций.
Контрактная спецификация комплектации в разных вариантах включается в планы расчета ресурсов производства и в оперативные планы сборки изделий.
Рис. 2. Выбор функциональной спецификации и заказная спецификация
Для удобства отдела маркетинга и других служб предприятия по управлению заказами и заказными комплектациями изделий данная группа задач связана со справочником продукции предприятия. В справочнике продукции можно не только просматривать, но и создавать функциональные спецификации, автоматически формировать заказные спецификации комплектаций. В этом случае данный инструмент активно используется отделом маркетинга при работе с заказчиком и формировании совместно с ним требуемых комплектаций изделий.
На рис. 3 показан интерфейс справочника продукции с отражением данных о комплектациях и заказах.
Справочник продукции предприятия и общие функциональные спецификации представляются в портале предприятия. Поэтому формировать заказы и функциональные спецификации комплектаций к ним заказчик может по Интернету.
Рис. 3. Управление заказными комплектациями в интерфейсе справочника продукции
Электронные каталоги в системе Omega Production
Основным источником данных о структуре и составе изделий для служб сервиса и потребителей являются каталоги изделий и различные технические руководства.
Требованием времени является наличие каталогов изделий в электронном виде. Однако для самого предприятия, сопровождающего свою продукцию каталогами, в условиях динамически растущего и изменяющегося производства, большого количества моделей или вообще работы под заказ поддержка и ведение актуальных каталогов для каждого вида продукции становится все более сложной задачей. Очевидно, что для ее автоматизации требуется специальный программный инструмент, входящий в единую корпоративную информационную систему предприятия. Таким инструментом стал модуль ведения электронных каталогов, разработанный в системе Omega Production.
Электронный каталог изделия по сути является компьютерной системой представления информации о конструкции и составе изделия, определенных как подсистемы и механизмы единой системы изделия. Представление конструкции изделия в виде функциональных подсистем и механизмов единой системы наиболее адекватно отвечает требованиям к представлению информации для потребителей изделия, обеспечивающих поддержание его в работоспособном состоянии.
Электронный каталог должен меняться при изменении документации по изделию. Поэтому наиболее адекватным способом поддержания каталогов изделий в актуальном состоянии для их разработчиков является привязка каталожных данных к электронной конструкторской документации по изделию. По сути дела, каталог — это другое представление конструкторской документации, представление для служб и организаций, выполняющих сервисное обслуживание изделий.
В Omega Production электронные каталоги базируются на конструкторских спецификациях в единой корпоративной информационной системе. Такая связка позволяет использовать электронные каталоги в подразделениях предприятия, для которых данное представление является более удобным, чем спецификации и чертежи КД.
Преимуществами электронных каталогов, формируемых в связи с электронной конструкторской документацией, являются:
• возможность ведения каталогов для широкой номенклатуры выпускаемой продукции;
• оперативное отражение изменений конструкции и связывание их с серийными номерами изделий;
• возможность оперативного извещения потребителей об изменениях, возникших вследствие изменения КД;
• оперативное формирование заказных каталогов на партию продукции.
Система ведения электронных каталогов изделий в Omega Production включает следующие основные функции:
• формирование и ведение каталожного представления данных о структуре и составе изделий на основе электронной конструкторской документации;
• представление электронных графических иллюстраций к структуре и составу групп и подгрупп изделий;
• обеспечение возможности выделения и просмотра каталожной структуры и состава для изделия с заданным серийным номером;
• представление в рамках электронных каталогов функциональных свойств конструкторских элементов и их вариантности;
• организация и поддержка многоязычности каталога. Каталог может выводиться одновременно на нескольких языках. При этом число языков не ограничено;
• построение и вывод на печать печатной формы каталога в привычном традиционном виде.
В реализации электронных каталогов решены вопросы представления структуры и состава покупных изделий, которые в конструкторской документации записываются одной строкой в разделе спецификации «Прочие изделия».
Система поддерживает создание одного каталога для нескольких моделей изделий.
Пример редактора каталожных данных приведен на рис. 4.
Рис. 4. Редактор каталожных данных
Процесс создания электронного каталога состоит из двух основных этапов:
• формирование каталожных данных для электронной КД;
• автоматическое формирование каталога, отделенного (отрезанного) от исходной электронной КД.
Такой подход позволяет, с одной стороны, сохранять расстановку номеров групп, подгрупп, номеров рисунков и позиций на рисунках в процессе изменения самого изделия, каждый раз дополняя каталожные данные только новой информацией или немного изменяя существующую; а с другой — зафиксировать состояние изделия на определенную дату его выпуска путем автоматического формирования отрезного каталога. При этом редактор каталожных данных адаптирован для ввода информации оператором. А отрезной каталог — это конечный продукт, готовый для печати или для использования в электронном виде и предназначенный для получения из него информации о структуре изделия в удобной для потребителя форме.
Пример интерфейса отрезного каталога приведен на рис. 5.
Рис. 5. Просмотр каталога
Использование инструментария электронного справочника продукции, заказных спецификаций и электронных каталогов позволяет значительно увеличить эффективность работы отдела маркетинга предприятия с потребителями продукции в оперативной связке с разработчиками изделий. Это дает возможность быстрее реагировать на потребности рынка в продукции и на информационные потребности потребителей продукции. Значительно увеличивается скорость и повышается качество выполнения заказов.