8 - 2006

Где готовят асов 3D-моделирования?

Ольга Калягина

3-е место. Полтавский национальный технический университет (Украина). Проект «Станок-качалка»

2-е место. Южно-Уральский государственный университет (Челябинск). Проект «Гироблок с прокачкой опор»

1-е место. Смоленский филиал ГОУ ВПО Московский энергетический институт (Технический университет). Проект «Генератор»

Чем запомнился конкурс «Будущие АСы 3D-моделирования — 2006»

Модели победителей

Модели номинантов конкурса

Лучшие проекты в области тяжелого машиностроения

Острый дефицит инженерных кадров на российских предприятиях, наблюдавшийся в  1990-е годы, в настоящее время постепенно сокращается. Тем не менее на растущем промышленном рынке вопрос о том, где искать молодых, квалифицированных, энергичных сотрудников,  безусловно, продолжает оставаться актуальным.

Представителям кадровых служб заводов можно было бы порекомендовать посетить 19 мая один из конференц-залов Российской академии наук, где состоялась церемония награждения студенческого конкурса «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования». Конкурс проводится уже четыре года, за это время он стал настоящим клубом профессионального общения. В сообщество участников вступило более 70 учебных заведений России, Украины, Белоруссии и Казахстана. А нынешний год вообще стал показательным — активность студентов превзошла показатели участия в аналогичном профессиональном конкурсе трехмерного моделирования — учебные заведения представили 99 проектов.

«Именно вузовская аудитория более других интересуется новыми идеями, новыми возможностями в области САПР, стремится изучать опыт коллег, сравнивать результаты. По энтузиазму и результативности студенты уже обгоняют профессионалов», — открывая церемонию награждения, отметил директор по маркетингу АСКОН Максим Богданов.

Напомним, АСКОН проводит конкурс «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования» среди учебных заведений — официальных пользователей системы трехмерного моделирования КОМПАС-3D. Первоначально это была университетская секция «Конкурса АСов КОМПьютерного 3D-моделирования», но в 2005 году студенческое соревнование стало самостоятельным и получило новое имя. Статистика мероприятия является бесспорным свидетельством роста популярности КОМПАС-3D. Если в 2003 году в конкурсе приняли участие четыре университета, то в 2006-м — 58 университетов, институтов, колледжей и техникумов.

Конкурс создает возможности для интересного общения, позволяет студентам оттачивать мастерство и готовиться к другим творческим состязаниям. Всероссийские олимпиады по инженерной графике в Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Омске, Новосибирске, конкурс «Компьютерный инжиниринг», Олимпиада пользователей CAD/CAM/CAE-систем в Самаре, Фестиваль компьютерного моделирования в Тольятти, всероссийская выставка «Научно-техническое творчество молодежи» — везде студенты, знающие КОМПАС-3D, завоевывают призовые места.

В этом году оценка работ проводилась специалистами АСКОН с привлечением независимых экспертов — сертифицированных преподавателей КОМПАС-3D из Балтийского государственного технического университета «Военмех» и Тульского государственного университета. Итак, назовем три лучших проекта.

3-е место. Полтавский национальный технический университет (Украина). Проект «Станок-качалка»

Авторы проекта — студенты 3-го курса Артем Скубицкий и Андрей Хайнацкий. Научный руководитель — ассистент кафедры компьютерных и информационных технологий и систем Инна Владимировна Хоменко.

Экспертам запомнилась не только качественно выполненная 3D-модель, но и эффектный анимационный ролик, иллюстрирующий процесс работы агрегата.

Модели победителей

3-е место. Полтавский национальный технический университет. Станок-качалка 3-е место. Полтавский национальный технический университет. Станок-качалка

3-е место. Полтавский национальный технический университет. Станок-качалка

2-е место. Южно-Уральский государственный университет. Гироблок с прокачкой опор 2-е место. Южно-Уральский государственный университет. Гироблок с прокачкой опор

2-е место. Южно-Уральский государственный университет. Гироблок с прокачкой опор

1-е место. Смоленский филиал ГОУ ВПО Московский энергетический институт (Технический университет). Генератор 1-е место. Смоленский филиал ГОУ ВПО Московский энергетический институт (Технический университет). Генератор

1-е место. Смоленский филиал ГОУ ВПО Московский энергетический институт (Технический университет). Генератор

2-е место. Южно-Уральский государственный университет (Челябинск). Проект «Гироблок с прокачкой опор»

Автор — студент 4-го курса Артем Цыкунов, научные руководители — профессор Николай Тимофеевич Виниченко и старший преподаватель Ирина Анатольевна Баранова.

В данном проекте эксперты оценили сложность изделия, выбранного для моделирования, корректно выполненные сопряжения,  максимальное использование массивов и библиотек.

1-е место. Смоленский филиал ГОУ ВПО Московский энергетический институт (Технический университет). Проект «Генератор»

Авторы — студенты 4-го курса Елена Радченкова и Дмитрий  Ермольев, аспирант Александр Полупанов. Научный руководитель — Денис Иванович Баловнев, сертифицированный преподаватель КОМПАС-3D.

Безупречная грамотность 3D-моделирования, точное техническое и визуальное решение определили единогласное лидерство проекта по оценке всех экспертов.

Инна Владимировна Хоменко, Полтавский национальный технический университет, руководитель проекта «Станок-качалка», занявшего 3-е место:

«С КОМПАС работаю седьмой год — с первого курса учебы в институте, затем уже в рамках преподавательской работы на кафедре. Знакомство с системой началось с учебной версии LT. У меня до сих пор хранится диск “1000 чертежей. В помощь инженеру, преподавателю, студенту”. Внедрение КОМПАС в учебный процесс университета происходило по инициативе первого проректора Анатолия Владимировича Васильева. Наша кафедра “Компьютерные и информационные технологии и системы” приобрела университетскую лицензию. Узнав о конкурсе, проректор сказал: “Надо участвовать!” Над конкурсным проектом “Станок-качалка” работали два студента 3-го курса, которые изучают КОМПАС второй год.

Наши компьютерные классы оснащены достаточно мощными машинами. Доступ туда свободный, студентам нравится работать вместе — веселее, есть с кем посоветоваться. Ребята с энтузиазмом относятся к трехмерному моделированию. Если в прошлом году в компьютерный класс зачастую приходили поиграть, то сейчас — моделируют в САПР. Даже удивительно — работают иногда до 9 часов вечера.

Большинство наших выпускников идут работать на производство. Недавно мы ездили на конференцию в Кременчуг, где встретились с молодыми специалистами заводов — нашими бывшими студентами. Многие предприятия переходят на КОМПАС и принимают выпускников со знанием системы. В числе таких предприятий — Полтавский электромеханический завод “Лтава”, Продмаш, Полтавский турбомеханический завод.

Наша кафедра полностью перешла на КОМПАС-3D,  и только эту САПР будем преподавать. Переработана программа курса, делаем новые графические работы. Приступаем к написанию методических пособий для студентов».

Команда Смоленского филиала ГОУ ВПО Московский энергетический институт (Технический университет) —победитель конкурса

Команда Смоленского филиала ГОУ ВПО Московский энергетический институт (Технический университет) —победитель конкурса

Дмитрий Ермольев, Смоленский филиал МЭИ (ТУ), студент 4-го курса:

«Проект “Генератор” был сделан за три недели. Причем один из авторов не имел опыта трехмерного моделирования. За этот срок он не только изучил систему, но и сделал больше нас всех. Как видите, научиться трехмерному моделированию в КОМПАС — задача очень простая.

Направление 3D-моделирования в институте развивается благодаря нашему преподавателю Денису Ивановичу Баловневу. Целенаправленно изучает КОМПАС только  специальность “Пищевая инженерия”, хотя студенты и других специальностей выполняют чертежи к дипломным работам в КОМПАС».

Елена Радченкова, Смоленский филиал МЭИ (ТУ), студентка 4-го курса:

«Мы изучали КОМПАС в течение двух семестров: в первом — построение чертежей, во втором — трехмерное моделирование. Знаний было достаточно, и это позволило достичь высокого результата».

Александр Полупанов, Смоленский филиал МЭИ (ТУ), аспирант:

«Я самостоятельно освоил AutoCAD, потом перешел на КОМПАС. Приняв участие в конкурсе, мы убедились, что нам по силам серьезные проекты».

Модели номинантов конкурса

Специальный приз «Новое поколение 3D». МОУ Лицей № 1 (г.Лысьва, Пермская обл.). Якорь необмотанный

Специальный приз «Новое поколение 3D». МОУ Лицей № 1 (г.Лысьва, Пермская обл.). Якорь необмотанный

Лучшая работа среднего специального учебного заведения. Тульский автомеханический колледж транспортного строительства. Двигатель двухтактный бескоробочный

Лучшая работа среднего специального учебного заведения. Тульский автомеханический колледж транспортного строительства. Двигатель двухтактный бескоробочный

Лучшая визуализация 3D-модели. Воронежский государственный технический университет. Привод гидроусилителя промышленного робота

Лучшая визуализация 3D-модели. Воронежский государственный технический университет. Привод гидроусилителя промышленного робота

Лучшая реализация кинематики механизма. Астраханский государственный технический университет. Компрессор поршневой

Лучшая реализация кинематики механизма. Астраханский государственный технический университет. Компрессор поршневой

Лучшая параметризация эскизов 3D-модели. Челябинский государственный агроинженерный университет. Установка компрессорная винтовая

Лучшая параметризация эскизов 3D-модели. Челябинский государственный агроинженерный университет. Установка компрессорная винтовая

За комплексное проектирование промышленного объекта. Курганский государственный университет. Планировка участка цеха механической обработки

За комплексное проектирование промышленного объекта. Курганский государственный университет. Планировка участка цеха механической обработки

Лучший проект в области промышленного транспорта. Самарский государственный технический университет. Конвейер катучий

Лучший проект в области промышленного транспорта. Самарский государственный технический университет. Конвейер катучий

Лучший проект в области станкостроения. Бийский технологический институт. Универсальный токарно-винторезный станок 16К20

Лучший проект в области станкостроения. Бийский технологический институт. Универсальный токарно-винторезный станок 16К20

Лучший проект в области приборостроения. Ковровская государственная технологическая академия. Электронный блок преобразования и управления

Лучший проект в области приборостроения. Ковровская государственная технологическая академия. Электронный блок преобразования и управления

Лучший проект в области архитектурно-строительного проектирования. Омский колледж транспортного строительства. Здание жилое пятиэтажное

Лучший проект в области архитектурно-строительного проектирования. Омский колледж транспортного строительства. Здание жилое пятиэтажное

Чем запомнился конкурс «Будущие АСы 3D-моделирования — 2006»

А теперь расскажем, чем же еще запомнился этот конкурс, и назовем победителей в различных номинациях, учрежденных жюри.

Впервые в конкурсе приняли участие школьники — ученики 10-11 классов МОУ Лицей № 1 (г.Лысьва, Пермская обл.). Команда из восьми человек под руководством преподавателя Ирины Валерьевны Барановой выполнила 3D-модель якоря — элемента двигателя постоянного тока. Компания АСКОН учредила для ребят специальный приз «Новое поколение 3D» — за смелость, энтузиазм и мастерство.

Победители конкурса (слева направо): Инна Владимировна Хоменко, Денис Иванович Баловнев, Елена Радченкова, Дмитрий Ермольев, Ирина Анатольевна Баранова, Артем Цыкунов

Победители конкурса (слева направо): Инна Владимировна Хоменко, Денис Иванович Баловнев, Елена Радченкова, Дмитрий Ермольев, Ирина Анатольевна Баранова, Артем Цыкунов

Впервые в истории конкурса соучредителем одной из номинаций — «За лучшие проекты в области тяжелого машиностроения» — выступил заказчик АСКОН ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения» (г.Электросталь, Московская обл.). В этой номинации был отмечен Карагандинский металлургический институт (г.Темиртау, Казахстан).  Специальный диплом конкурса подписал директор по конструкторской и исследовательской работе — главный конструктор ЭЗТМ В.В.Бедняков.

Установлен рекорд конкурса «Будущие АСы 3D-моделирования» по количеству деталей в сборке — в проекте «Здание жилое пятиэтажное», представленном Омским колледжем транспортного строительства, насчитывается 28 842 детали.

Постепенно в вузах накапливается опыт коллективной работы над проектами: конкурсные работы Курганского государственного университета, Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского, Поволжской государственной академии телекоммуникаций и информатики выполнены группами студентов из 7-10 человек.

Лучшие проекты в области тяжелого машиностроения

Карагандинский металлургический институт

Станина четырехвалковой рабочей клети

Станина четырехвалковой рабочей клети

Промежуточный рольганг

Промежуточный рольганг

 

Лучший коллективный проект. Вологодский государственный технический университет. Троллейбус городской пассажирский с низким уровнем пола

Лучший коллективный проект. Вологодский государственный технический университет. Троллейбус городской пассажирский с низким уровнем пола

Чтобы подчеркнуть важность данной тенденции, компания АСКОН учредила номинацию «Лучший коллективный проект», в которой победил Вологодский государственный технический университет. Группа из 25 студентов под руководством заведующего кафедрой «Технология и оборудование автоматизированных производств» Бориса Алексеевича Шкарина разработала 3D-модель троллейбуса с низким уровнем пола. Количество авторов объясняется масштабом проекта: модель троллейбуса включает 390 сборок, общее число деталей —  8586, из которых 4348 —  оригинальные.

Близится новое состязание! Конкурс «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования» открыт для более 550 учебных заведений, официально использующих в подготовке студентов систему КОМПАС-3D. Заявки на участие в конкурсе принимаются с 1 сентября 2006 года до 1 июня 2007 года. 

Постоянно действующий адрес электронной почты оргкомитета конкурса: konkurs@ascon.ru.

В начало В начало

САПР и графика 8`2006