12 - 2006

Советы опытного пользователя

Инструменты для работы с поверхностями

Михаил Казаков

Участок поверхности

Обрезка поверхности

Удлинение поверхности

Скульптор

Пружина

При создании трехмерных моделей деталей сложной формы не всегда удается ограничиться работой с твердотельными объектами. Иногда гораздо удобней перейти от твердотельной модели к поверхностной, а после создания необходимой геометрии в поверхностном виде снова вернуться к твердотельному представлению детали. Поэтому на этот раз среди новинок рассмотрим инструменты для поверхностного моделирования.

Участок поверхности

Данная команда позволяет создавать участок поверхности, используя объекты модели, такие как ребра модели и элементы эскиза (отрезки, дуги и т.д.). Обязательное условие создания  участка поверхности — замкнутость выбранного контура. Такая команда существовала и раньше, но была недостаточно функциональной. Ее можно было применять лишь  к контуру, находящемуся в одной плоскости. Команда «Участок поверхности» имеет единственную опцию для контроля формы создаваемой поверхности (рис. 1). Другими словами, по желанию пользователя поверхность может создаваться с условием касания к смежным поверхностям.

Рис. 1. Команда «Участок поверхности»

Рис. 1. Команда «Участок поверхности»

В начало В начало

Обрезка поверхности

Данная команда позволяет производить обрезку одной поверхности по границе пересечения с другой. Аналогичная возможность существовала и раньше, но была более сложной в применении. Для этого приходилось сначала разделять поверхность, а затем удалять одну из частей (рис. 2).

Рис. 2. Разделение и удаление поверхности

Рис. 2. Разделение и удаление поверхности

Теперь все осуществляется при помощи одной команды (достижение аналогичного  результата с использованием команды «Обрезка поверхности» представлено на рис. 3). Для того чтобы выбрать вариант поверхности для удаления, достаточно кликнуть опцию «Исключить» (красный прямоугольник на рис. 3).

Рис. 3. Команда «Обрезка поверхности»

Рис. 3. Команда «Обрезка поверхности»

Следует отметить, что, как и раньше, при разделении поверхностей для обрезки поверхности можно использовать элементы двумерных эскизов (рис. 4).

Также в качестве инструмента обрезки можно применять рабочую плоскость.

Рис. 4. Обрезка поверхности при помощи элементов двумерных эскизов

Рис. 4. Обрезка поверхности при помощи элементов двумерных эскизов

В начало В начало

Удлинение поверхности

По функциональности для Inventor данная команда является абсолютно новой. В предыдущих версиях для осуществления аналогичных результатов к модели приходилось применять довольно сложные манипуляции, причем результат можно было получить только с несплайновыми поверхностями.

Рассмотрим опции команды «Удлинение поверхности». На рис. 5 представлен результат выбора дополнительных опций «Удлинение ребра».

Рис. 5. Опции удлинения ребра

Рис. 5. Опции удлинения ребра

Также существует два типа ограничения при удлинении поверхности: «Расстояние» и «До выбранного».

При выборе «Расстояние» достаточно задать расстояние, на которое будет увеличена длина поверхности.

При ограничении «До выбранного» необходимо указать поверхность или рабочую плоскость, до которой будет произведено удлинение (рис. 6).

Рис. 6. Удлинение одной поверхности до другой

Рис. 6. Удлинение одной поверхности до другой

В начало В начало

Скульптор

Данный инструмент позволяет создавать твердые тела из набора поверхностей, которые образуют замкнутый объем.

В предыдущих версиях Inventor аналогичная операция осуществлялась при помощи команды «Сшить поверхности». Но создание твердого тела при помощи данной команды имеет более громоздкий алгоритм, чем при применении «Скульптора».

Чтобы лучше понять разницу между «Скульптором» и «Сшить поверхности», рассмотрим конкретные примеры.

Построим некоторый замкнутый контур (рис. 7). Для начала создадим тело при помощи команды «Сшить поверхность» (рис. 8).

Рис. 7. Построение замкнутого контура

Рис. 7. Построение замкнутого контура

Рис. 8. Сшивание поверхностей в твердое тело

Рис. 8. Сшивание поверхностей в твердое тело

Затем создадим это же тело, но при помощи команды «Скульптор» (рис. 9). Теперь разница очевидна.

При сшивке поверхностей в твердое тело при помощи команды «Скульптор» Inventor сам находит подходящий замкнутый контур, образованный пересекающимися поверхностями, и производит создание твердого тела. Это значительно упрощает создание требуемой геометрии детали, освобождая пользователя от лишних операций.

Рис. 9. Применение команды «Скульптор»

Рис. 9. Применение команды «Скульптор»

Команда «Сшивка» позволяет производить логические операции при создании деталей: сложение и вычитание, в то время как команда «Сшить поверхность» способна лишь осуществлять логическое сложение создаваемой геометрии с остальной геометрией модели.

В начало В начало

Пружина

Функциональность данного инструмента не изменилась, но добавлена возможность создания пружин в виде поверхности. Раньше создание винтовой поверхности осуществлялось только за счет построения твердотельной пружины с последующим удалением лишних поверхностей (рис. 10).

Рис. 10. Создание винтовой поверхности путем удаления лишних граней

Рис. 10. Создание винтовой поверхности путем удаления лишних граней

Рис. 11. Создание винтовой поверхности

Рис. 11. Создание винтовой поверхности

Теперь для создания винтовой поверхности достаточно выбрать соответствующую опцию «Вывод» (рис. 11).

Автор благодарит «Русскую Промышленную Компанию» за предоставленную для тестирования программу.

Программные продукты можно заказать в «Русской Промышленной Компании». Информация о программах, ценах, семинарах и курсах обучения, а также о специальных акциях — на www.cad.ru.

В начало В начало

САПР и графика 12`2006