5 - 2007

Кадровое обеспечение в автоматизации жизненного цикла изделий

Новые информационные технологии открывают широкие возможности в области автоматизации жизненного цикла изделий (Product Lifecycle Management, PLM). Ключевым звеном в этом процессе является человек. Подготовка общества к формализации объектов и процессов является необходимым и достаточным условием информационной поддержки изделий. Стратегической линией обеспечения этих процессов является подготовка специалистов. Исторические реалии таковы, что появление концепции PLM и первый опыт ее практического применения стали неотъемлемыми атрибутами процессов, связанных с разработкой и производством сложных наукоемких изделий аэрокосмической промышленности. Именно поэтому ведущие технические вузы страны одними из первых начали внедрять в учебный процесс новые технологии объемного параметрического моделирования. Московский авиационный институт (технический университет) является ведущим отраслевым вузом, активно развивающим направление профессиональной подготовки специалистов САПР/PLM на базе авторизованного учебного центра SolidWorks Russia (АУЦ SWR). Глава АУЦ SWR Михаил Юрьевич Куприков любезно согласился дать интервью журналу «САПР и графика».

Михаил Юрьевич Куприков

Михаил Юрьевич Куприков

Докт. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Инженерная графика», декан факультета «Прикладная механика» Московского авиационного института, академик Академии проблем качества.

«САПР и графика»: Михаил Юрьевич, позвольте поприветствовать Вас от лица читателей журнала и задать первый вопрос: какова роль современных информационных технологий в образовании?

Михаил Куприков: В настоящее время информационные технологии начинают играть очень важную роль в образовании. Представьте себе: в МАИ каждый год более 5 тыс. студентов первого и второго курсов проходят обучение на кафедре «Инженерная графика», причем теперь весь этот поток, помимо традиционного черчения (которое, кстати, никто не отменял), изучает основы 3D-моделирования и компьютерного дизайна. Благодаря такой базовой подготовке студенты приходят на старшие курсы, имея навыки работы в системах геометрического моделирования. Это позволяет им выходить на защиту диплома, а затем и устраиваться на работу, владея спектром знаний в области САПР/PLM. Таким образом, молодые специалисты могут быстрее приступить к решению реальных проектных задач с использованием систем объемного геометрического моделирования.

СГ: Каковы специфические особенности деятельности высшей школы в настоящее время? Как вы себе представляете стратегию развития высшего и профессионального технического образования в рамках концепции PLM?

М.К.: Специфической особенностью деятельности высшей школы сегодня является аккумулирование и консервация знаний. Однако в столь динамичной области, как прикладные информационные технологии, реновационный цикл обновления как программных, так и аппаратных средств постоянно сокращается, что требует еще более ускоренного обновления знаний. Поэтому наиболее важной задачей, стоящей перед современным обществом, является кадровое обеспечение на всех этапах жизненного цикла изделий. Это сложная и многогранная задача, но нам необходимо ее решать, поскольку только квалифицированные специалисты смогут обеспечивать качественное сопровождение изделий как на стадии проектирования и производства, так и на всех этапах эксплуатации.

СГ: Как, по вашему мнению, соотносятся жизненный цикл изделия (ЖЦИ), жизненный цикл специалиста, сопровождающего это изделие, и жизненный цикл программного и аппаратного обеспечения, используемого для автоматизированной поддержки ЖЦИ?

М.К.: Уже сейчас стало очевидным, что соизмеримость временных интервалов жизненного цикла изделий наукоемкого машиностроения и жизненного цикла специалиста вступает в диалектическое противоречие с реновационным циклом обновления аппаратных и программных средств. Разрешение этого противоречия можно найти в обеспечении непрерывности и мобильности образования. Автоматизация жизненного цикла изделий ставит перед нами задачу формирования знаний в информационной среде как корпоративного актива общества, то есть знаний, которые имеют лимитированный и инвариантный доступ в едином информационном поле. Создает знания одно поколение специалистов, а отдачу от них продолжают получать их преемники в следующих поколениях. Увеличение жизненного цикла специалиста становится обязательным условием реализуемости всей концепции информационного общества в целом.

СГ: Каким образом развитие прикладных информационных технологий влияет на обновление научно-методического и кадрового обеспечения?

М.К.: Новая технология требует подготовки новых кадров и повышения квалификации кадровых работников. Учебные планы по подготовке инженеров перегружены традиционными общетехническими дисциплинами. Динамичное развитие кафедр параллельно с развитием прикладных информационных технологий привело к существенному обновлению научно-методического и кадрового обеспечения. Неизбежная компьютеризация оказала на деятельность кафедры «Инженерная графика» большее влияние, чем на другие общетехнические кафедры. Объективные и субъективные причины привели к открытию в рамках специальности № 351400 «Прикладная информатика в области компьютерного дизайна» новой специализации «Системы компьютерной графики и геометрического моделирования» с квалификацией «Информатик-дизайнер».

СГ: Изменилось ли что-то в подготовке аспирантов и кадровых работников?

М.К.: Мы ведем подготовку и переподготовку кадров не только в контексте получения первого и второго высшего образования, но и в рамках аспирантуры и докторантуры. Для завершения образовательного цикла был сформирован специализированный Совет Д 212.125.13 по защите диссертаций на соискание ученых степеней докторов и кандидатов наук по специальностям: 05.01.01 «Прикладная геометрия и компьютерная графика» и 05.13.12 «Системы автоматизации проектирования». Кроме того, на кафедре «Инженерная графика» в рамках целевой программы «SWR-Академия» был организован первый в России авторизованный учебный центр SolidWorks (сертификат № SWR-121005-002). Нам был поставлен учебный программный комплекс SolidWorks Education Edition. Все преподаватели нашего учебного центра прошли обучение и сертификацию в компании SolidWorks Russia.

СГ: Каковы основные преимущества учебного программного комплекса SolidWorks Education Edition?

М.К.: В первую очередь это его функциональные возможности. SolidWorks Education Edition — единственный учебный пакет, имеющий в своем составе полнофункциональный расчетный пакет COSMOS, решающий задачи прочностного, кинематического и аэродинамического анализа. Кроме того, в учебной версии нет ограничений функционала по сравнению с коммерческими лицензиями. И, конечно же, это поддержка русского языка и ЕСКД.

СГ: Какие преимущества получил МАИ, присоединившись к программе «SWR-Академия»?

М.К.: Преимуществ много. Например, нам не требуется платить за обновление версий, так как лицензии являются бессрочными и обеспечиваются бесплатной технической поддержкой. Кроме того, мы получили возможность открыть авторизованный учебный центр, что не только повысило наш статус, но и обеспечило дополнительный приток средств, которые мы можем тратить на развитие сетевой инфраструктуры, открытие новых учебных классов и т.д. Наши студенты и аспиранты активно участвуют в ежегодном конкурсе проектов «SWR-AWARD»: в 2005 году мы заняли призовые места сразу в нескольких номинациях. В принципе, каждый вуз, присоединившийся к программе «SWR-Академия», получает в свое полное распоряжение учебный пакет SolidWorks Education Edition, а вместе с ним возможность сымитировать виртуальный прототип действующего предприятия, применяя модули по механообработке, проектированию оснастки, трубопроводов и жгутов, расчету размерных цепей и т.п., включая системы PDM и Workflow для организации коллективной работы над проектом. Кроме того, вуз получает возможность использовать на специальных льготных условиях коммерческие лицензии САПР SolidWorks для выполнения проектов по заказу промышленных предприятий и КБ.

СГ: Спасибо за интересное интервью!

САПР и графика 5`2007