6 - 2007

Конкурс АСов КОМПьютерного 3D-моделирования: первая пятилетка

Константин Евченко, Илья Альков

Состоялся уже пятый конкурс проектов, выполненных пользователями системы КОМПАС-3D. Высочайший профессионализм участников, стабильность их работы, формирование клуба профессионального общения — вот главные итоги конкурса за пять лет его проведения. Отметим, что работа клуба идет не только в период подведения итогов соревнования — диалог разработчиков и заказчиков осуществляется постоянно.

Участники пятого конкурса Асов КОМПьютерного 3D-моделирования

Участники пятого конкурса Асов КОМПьютерного 3D-моделирования

За пять лет свои 3D-модели на конкурс представили более 130 предприятий из России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Узбекистана. Многие из них стали постоянными его участниками. Например, ООО «Велмаш-С» (г.Великие Луки) участвовало во всех пяти конкурсах. В числе постоянных участников также — ФГУП «86 ЦКБ» МО РФ (г.Москва), ООО «СЭПО-ЗЭМ» (г.Саратов), ОАО «Завод «Фиолент» (Симферополь, Украина). На пятый конкурс проекты прислали 43 предприятия, количество полученных работ — 52.

Модели победителей. 1-е место

1-е место. ОАО «Сарэкс» (г.Саранск). Проект «Экскаватор-погрузчик»

1-е место. ОАО «Сарэкс» (г.Саранск). Проект «Экскаватор-погрузчик»

1-е место. ОАО «Сарэкс» (г.Саранск). Проект «Экскаватор-погрузчик»

1-е место. ОАО «Сарэкс» (г.Саранск). Проект «Экскаватор-погрузчик»

Церемония награждения победителей пятого, юбилейного Конкурса АСов КОМПьютерного 3D-моделирования состоялась 27 апреля в Москве, в зале «Париж» отеля Novotel Moscow Center.

По оценке продакт-менеджера КОМПАС-3D Олега Зыкова, год от года увеличивается сложность проектов, объем сборок. В этом году 33 из 52 проектов содержат более тысячи деталей, семь проектов — более 10 тыс. Конкурс способствует развитию и совершенствованию КОМПАС. Работая над сложными проектами, требовательные заказчики обращаются в АСКОН с пожеланиями о пополнении системы новыми функциями, необходимости увеличения мощности по тем или иным направлениям.

«В этом году конкурс отличается самым широким отраслевым представительством участников, — отмечает Олег Зыков. — Это практически все отрасли машиностроения (транспортное, энергетическое, нефтегазовое, судостроение и многие другие). Прекрасные проекты представили и приборостроительные предприятия (сразу восемь работ!). Еще одна особенность нынешнего конкурса — некоторые проекты высочайшего уровня выполнены всего одним конструктором. Некоторые конкурсанты начали использовать систему совсем недавно, но уже достигли впечатляющих результатов. Другие предприятия являются давними заказчиками КОМПАС и сегодня применяют комплексные решения от АСКОН на базе ЛОЦМАН:PLM и ВЕРТИКАЛЬ. В целом, анализируя итоги пяти конкурсов, можно увидеть, сколь большие шаги сделаны разработчиками КОМПАС-3D с одной стороны и предприятиями-пользователями САПР — с другой, как активно цифровые технологии проектирования осваиваются нашей промышленностью.

Модели победителей. 2-е место

Тележка электровоза
Тележка электровоза
2-е место. ОАО «Коломенский завод». Проект «Тележка электровоза»
Стан калибровочный
Стан калибровочный
2-е место. ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения» (ЭЗТМ). Проект «Стан калибровочный»

Церемония подведения итогов конкурса — это не только торжественное награждение, но и обмен опытом по автоматизации, дискуссия по различным вопросам применения САПР.

Представители НПО «Искра» (г.Пермь), ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения» (ЭЗТМ) и ОАО «Коломенский завод» поделились опытом использования КОМПАС-3D и создания программных комплексов для конструкторско-технологической подготовки производства.

В частности, ведущий конструктор НПО «Искра» Татьяна Бояршинова рассказала, что в КБ предприятия применяется свыше 200 сетевых лицензий КОМПАС. Конкурсный проект «Агрегат газоперекачивающий», лауреат номинации «Лучший коллективный проект», стал показательным в вопросе перехода с 2D- на 3D-проектирование. Создание модели агрегата велось по существующей конструкторской документации. Было обучено свыше ста специалистов, разработаны процедуры и правила работы с 3D-моделями. Проработано взаимодействие между отделами, в том числе при параллельном проектировании. Модель агрегата — первая полномасштабная 3D-модель, разработанная на предприятии. Сборка создавалась силами 26 человек в течение трех месяцев. Общее количество деталей — свыше 10 тыс., из них уникальных — 2500, стандартных и покупных изделий — более 300. 3D-моделирование выявило свыше 60 конструкторских ошибок, которые были сразу устранены. В настоящее время производится монтаж полностью изготовленной установки.

По традиции в начале церемонии были награждены участники конкурса и лауреаты в специальных номинациях. Во второй части мероприятия состоялось представление и награждение победителей с подробным рассказом о проектах.

Победители рассказывают о проекте

Победители рассказывают о проекте (слева направо): Алексей Кербицков и Олег Карпушкин, директор по маркетингу АСКОН Максим Богданов

Олег Карпушкин: «Это совершенно новая разработка предприятия, которая была реализована за два года. Сама 3D-модель создавалась в течение полугода. Уже выполнены единичные заказы на этот экскаватор, и вскоре предприятие планирует запустить изделие в серийное производство».

В ходе конкурса сформировалась группа лидеров. В результате жюри учредило два третьих и два вторых места. Абсолютный победитель в этом году был определен однозначно — ОАО «Сарэкс» (г.Саранск) с проектом «Экскаватор-погрузчик». Первым призом стала мощная графическая станция, которая позволит конструкторам предприятия с еще большим успехом использовать технологии трехмерного моделирования.

В заключение церемонии победители ответили на вопросы представителей предприятий и журналистов. Затем участникам конкурса была предложена экскурсионная программа, в ходе которой они смогли ознакомиться с достопримечательностями Москвы. С фоторепортажем о церемонии вы можете ознакомиться на сайте АСКОН: http://www.ascon.ru/?news=288.

Итак, конкурс отметил пятилетний юбилей. Клуб пользователей КОМПАС-3D продолжает свою работу! Прием заявок на участие в следующем конкурсе начнется в ноябре 2007 года. Постоянно действующий адрес оргкомитета конкурса: kompas3d@ascon.ru. Ждем ваших проектов!

Модели победителей. 3-е место

3-е место. ФГУП «Омский НИИ приборостроения». Проект «Фильтр гармоник» 3-е место. ФГУП «Омский НИИ приборостроения». Проект «Фильтр гармоник»
3-е место. ФГУП «Омский НИИ приборостроения». Проект «Фильтр гармоник»
3-е место. ОАО «Рудгормаш» (г.Воронеж). Проект «Станок буровой шарошечный» 3-е место. ОАО «Рудгормаш» (г.Воронеж). Проект «Станок буровой шарошечный»
3-е место. ОАО «Рудгормаш» (г.Воронеж). Проект «Станок буровой шарошечный»

1-е место ОАО «Сарэкс» (г.Саранск) Проект «Экскаватор-погрузчик»

Авторы: Алексей Вячеславович Кербицков, Олег Николаевич Карпушкин.

Экскаватор-погрузчик предназначен для выполнения погрузочных и земляных работ. Проект-победитель выделяется среди других проектов-участников сложностью поверхностей кабины и салона модели экскаватора, использованием оптимальных приемов работы, проработкой на высочайшем уровне всех подвижных узлов, а также созданием фотореалистичных изображений экскаватора-погрузчика, выполненных в Библиотеке фотореалистики.

Всего деталей: 3491.

Уникальных деталей: 2354.

Стандартных изделий: 787.

Победители в специальных номинациях конкурса

Станция управления забойным и двумя штрековыми конвейерами
Станция управления забойным и двумя штрековыми конвейерами
Комплексный поход к проектированию электротехнического оборудования. ООО «Пассат» (г.Солигорск, Белоруссия). Проект «Станция управления забойным и двумя штрековыми конвейерами»
Газоперекачивающий агрегат
Газоперекачивающий агрегат
Лучший проект для газовой отрасли. ООО «Самара-Авиагаз». Проект «Газоперекачивающий агрегат»
Яхта
Яхта
Лучший проект в области судостроения. ОАО «Северное Речное Пароходство» (г.Архангельск). Проект «Яхта»

2-е место ОАО «Коломенский завод» Проект «Тележка электровоза»

Авторы: Алексей Валерьевич Романский, Виталий Валентинович Жданов, Сергей Александрович Плеханов, Сергей Николаевич Кропачев.

Трехосная локомотивная тележка с конструкционной скоростью до 160 км/ч предназначена для электровоза ЭК2К. На разработку изделия отводилось не более года.

В декабре 2006 года электровоз успешно прошел ходовые испытания в жестких климатических условиях Восточной Сибири и получил хорошие отзывы от железнодорожников. В настоящее время электровоз проходит динамико-прочностные испытания.

Всего деталей: 7361

Уникальных деталей: 4423

Стандартных изделий: 2413

Алексей Романский: «При отработке изделия было выполнено большое количество прочностных и динамических расчетов в пакетах NASTRAN и ADAMS. При проработке рамы конструкции электровоза нам удалось оптимизировать ее конструкцию, уменьшив ее вес более чем на 400 кг при общей массе 12,5 т. Благодаря корректной передаче трехмерной геометрии из КОМПАС в CAE-пакеты, нам удалось снизить трудоемкость создания расчетных моделей. КОМПАС показал себя прекрасной базовой САПР, которую можно применять для решения широкого спектра конструкторских задач».

Победители в специальных номинациях конкурса

Трансмиссия силового агрегата
Трансмиссия силового агрегата
Лучший проект в области машиностроения. ФГУП Конструкторское бюро транспортного машиностроения (г.Омск). Проект «Трансмиссия силового агрегата»
Свеклоуборочный комбайн
Свеклоуборочный комбайн
Лучший проект в области сельскохозяйственного машиностроения. ООО с ИИ «Днепромаш-Инвест» (г.Днепропетровск). Проект «Свеклоуборочный комбайн»
Пресс-форма для литья «Основания
Пресс-форма для литья «Основания
Лучший проект в области проектирования оснастки. ОАО «Элеконд» (г.Сарапул, Республика Удмуртия). Проект «Пресс-форма для литья «Основания»

2-е место ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения» (ЭЗТМ) Проект «Стан калибровочный»

Авторы: Андрей Евгеньевич Щетинин, Сергей Олегович Касаткин, Евгений Олегович Терещенко.

Стан предназначен для калибровки труб по диаметру при температуре 500-750 °С и устанавливается в поточной линии термообработки. В конце этого года планируется его сборка. Вес оборудования составляет порядка 150 т.

Всего деталей: 11 026.

Все детали уникальные.

Начальник КБ станов продольной прокатки Юрий Ершов: «На предприятии используется свыше ста лицензий КОМПАС и десять лицензий систем ВЕРТИКАЛЬ и ЛОЦМАН:PLM. Преподавателями из АСКОН обучено свыше ста конструкторов. Мы оказались сложным и требовательным заказчиком в связи с большим объемом проектирования и производства.

Несколько слов о проекте. При разработке уникальных редукторов с помощью КОМПАС-3D удалось исключить ошибки компоновки, благодаря чему на стадии изготовления и сборки проблем у нас не возникло. В октябре этого года планируется сборка изделия».

Победители в специальных номинациях конкурса

Трансформатор с полупроводниковым преобразователем
Трансформатор с полупроводниковым преобразователем
Лучший проект в области приборостроения. ООО «Энергия-Т» (г.Тольятти). Проект «Трансформатор с полупроводниковым преобразователем»
Агрегат газоперекачивающий
Агрегат газоперекачивающий
Лучший коллективный проект. ОАО НПО «Искра» (г.Пермь). Проект «Агрегат газоперекачивающий»
Погрузчик манипуляторный навесной
Погрузчик манипуляторный навесной
Стабильность качества проектирования ООО «ВЕЛМАШ-Сервис» (г.Великие Луки Псковской обл.). Проект «Погрузчик манипуляторный навесной»

3-е место ФГУП «Омский НИИ приборостроения» Проект «Фильтр гармоник»

Автор: Евгений Александрович Чукавов.

Фильтр предназначен для подавления гармоник выходного сигнала усилителя мощности стационарной радиостанции. Эта сложная модель выполнена одним конструктором!

Всего деталей: 4384.

Уникальных деталей: 375.

Стандартных изделий: 1955.

Евгений Чукавов: «Одной из целей создания модели было показать, где будут проходить трассировки и как они будут экранироваться. Для этого необходимо было сделать тщательную отрисовку кабелей и жгутов, параметризацию эскизов, чего с успехом удалось добиться с помощью КОМПАС-3D».

Победители в специальных номинациях конкурса

Сеялка хлопковая
Сеялка хлопковая
Специальный приз экспертной комиссии АСКОН. ОАО «Агрегатный завод» (г.Ташкент, Узбекистан). Проект «Сеялка хлопковая»
Комплектное распределительное устройство
Комплектное распределительное устройство
Масштабность проектирования. Республиканское научно-производственное унитарное предприятие «Ратон» (г.Гомель, Белоруссия). Проект «Комплектное распределительное устройство»
Установка зачистки внутренней поверхности труб
Установка зачистки внутренней поверхности труб
Специальный приз экспертной комиссии АСКОН. ОАО «Газстройдеталь» (Тула, предприятие ОАО «Газпром»). Проект «Установка зачистки внутренней поверхности труб»

Победители в специальных номинациях конкурса

Узел перегрузки известняка
Узел перегрузки известняка
Лучшая анимация проекта. ОАО «Крымский содовый завод» (г.Красноперекопск, Украина). Проект «Узел перегрузки известняка»
Машина изолировочная
Машина изолировочная
Специальный приз экспертной комиссии АСКОН. ЗАО «Промизоляция» (г.Нижний Новгород). Проект «Машина изолировочная»

3-е место ОАО «Рудгормаш» (г.Воронеж) Проект «Станок буровой шарошечный»

Авторы: Василий Акимович Коршков, Николай Дмитриевич Зубахин, Владимир Павлович Глазунов, Александр Игоревич Дронов, Леонид Митрофанович Захаров, Елена Геннадьевна Барабаш, Алексей Сергеевич Крутских, Наталья Николаевна Дудушкина, Александр Александрович Чумаков.

Станок предназначен для бурения вертикальных и наклонных взрывных скважин при добыче полезных ископаемых открытым способом.

Всего деталей: 14 474.

Уникальных деталей: 9225.

Стандартных изделий: 3850.

Ведущий конструктор предприятия Владимир Глазунов: «Хочу обратить внимание на габариты изделия: высота станка — 14 м, общий вес конструкции — 56 т.

Конструкторская и технологическая документация на изделие создавалась именно на основе 3D-модели. Для управления проектом использовалась система КОМПАС-Менеджер. В этом году на предприятии рассматривается переход на ЛОЦМАН:PLM. В настоящее время станок собран, испытан и отправлен для разработки угольных разрезов ЗАО «Сибирский Антрацит».

В начало В начало

САПР и графика 6`2007