7 - 2007

Autodesk AliasStudio: совершенный инструмент — российскому промышленному дизайну

22 июня в Москве прошел семинар «Autodesk AliasStudio: российский старт», на котором компания Autodesk объявила о выходе на российский рынок Autodesk AliasStudio. Семинар проводился на территории делового комплекса «Москва-Сити», в башне «Федерация».

Место проведения мероприятия было выбрано не случайно. Здание, под крышей которого собрались все, кто интересуется работой в Autodesk AliasStudio, спроектировано посредством продуктов Autodesk. Посетителей больше всего поразило то, что башня «Федерация», состоящая из двух объединенных зданий (93- и 62-этажных), еще не достроена. Как сказал Александр Тасев, глава представительства Autodesk в России и СНГ, открывший своей речью начало семинара: «Мы — в будущем! Мы в помещении, которое будет доступно людям лишь завтра». Для того чтобы войти в здание, все гости должны были надеть защитные каски, а подъем на 19-й этаж, к месту проведения семинара, осуществлялся с помощью строительного лифта. Помещение, в котором должно было пройти мероприятие, встретило посетителей бетонными стенами и полом — участники семинара одними из первых побывали в здании, которое через несколько лет станет крупнейшим и красивейшим бизнес-центром столицы и одним из самых высоких сооружений в Европе.

«На месте башни “Федерация” всего пять лет назад была пустая поляна. Это здание появилось здесь благодаря продуктам Autodesk, — продолжал Александр Тасев. — Но не только это здание спроектировано в наших продуктах — стулья, на которых мы сидим, и каски, которые мы надели при входе в помещение, а также машины, на которых мы сюда приехали, — все это тоже сделано с помощью программного обеспечения Autodesk. Это наше будущее. Но для того, чтобы будущее было красивым, необходим хороший дизайн. Autodesk AliasStudio поможет проектировщикам и дизайнерам объединить свои усилия, чтобы создавать продукты мирового уровня качества».

Во время семинара вице-президент подразделения промышленных решений (Manufacturing Solution Division) компании Autodesk, Inc. по продуктам семейства Alias Design Ричард Джонс (Richard Jones) любезно согласился дать эксклюзивное интервью ответственному редактору журнала «САПР и графика» Константину Евченко.

Г-н Джонс пришел работать в Autodesk в 1998 году, уже имея 30-летний опыт успешной разработки программного обеспечения. Он родился в Англии, где и начал свою карьеру в General Electric Company. В этой компании он занимал разные технические позиции внутри рабочей группы, исследующей машиностроение (Mechanical Engineering Research). Перед приходом в Autodesk г-н Джонс сделал успешную карьеру в Hewlett-Packard, где занимал несколько управленческих должностей до 1981 года. Ранее он являлся управляющим подразделения Work Manager Division, ответственного за управление данными по продуктам. До этого г-н Джонс был главным исследователем и разработчиком подразделения Mechanical Design Division, в котором отвечал за разработку в области машиностроения САПР-решений Hewlett-Packard. Он также занимал должность исследователя и разработчика в фирме Boeblingen (Германия) и в компании Lake Stevens Instrument Division (США).

Вице-президент подразделения промышленных решений компании Autodesk, Inc. по продуктам семейства AliasDesign Ричард Джонс

Вице-президент подразделения промышленных решений компании Autodesk, Inc. по продуктам семейства AliasDesign Ричард Джонс

 

Константин Евченко: Прежде всего позвольте поприветствовать вас от лица наших читателей. Чтобы было понятнее, для чего предназначен пакет AliasStudio, давайте начнем с определения понятия промышленного дизайна. Какой смысл вы вкладываете в него?

Ричард Джонс: Под процессом дизайна мы понимаем три вещи. Во-первых, это возможность эффективно создавать плоские наброски и эскизы. Во-вторых, на основе этих эскизов создавать трехмерную модель внешнего облика изделия. Сюда же относится и создание технических поверхностей, которые впоследствии могут быть взяты за основу для CAD-модели. В-третьих, динамическая фотореалистическая визуализация внешнего облика изделия с учетом освещения, визуальных свойств поверхностей и окружающей сцены. Отмечу, что продукты AliasStudio позволяют разрабатывать точный облик изделия даже тем художникам и дизайнерам, которые вообще не знакомы с CAD-системами.

К.Е.: С какими аналогичными дизайнерскими продуктами AliasStudio наиболее активно конкурирует на мировом рынке?

Р.Д.: Если рассматривать автомобильную отрасль, то там наш главный конкурент — ICEM, приобретенный Dassault Systemes. Он имеет мощные возможности в задании технических поверхностей. В промышленном дизайне мы конкурируем с SolidWorks и Pro/ENGINEER. В США очень популярен дизайнерский пакет Rhino 3D.

К.Е.: В чем заключаются основные преимущества продуктов AliasStudio перед конкурентами?

Р.Д.: Наши главные преимущества — в области цифрового эскизирования с использованием планшетов, цифрового прототипирования и качественной динамической визуализации.

К.Е.: На мой взгляд, интеграция AliasStudio и Inventor позволит им в какой-то мере конкурировать с высокоуровневыми САПР. Например, очень популярная в автомобилестроении CATIA v5 имеет хорошие интегрированные средства для разработки дизайна автомобилей. Не боитесь ли вы жесткой конкуренции на этом рынке?

Р.Д.: Мы уже сегодня активно соперничаем с системой ICEM фирмы Dassault Systemes — она, так же как и Autodesk, приобрела этот дизайнерский продукт сравнительно недавно. Правда, наша с ними конкуренция касается только построения технических поверхностей. В области визуализации и создания плоских эскизов AliasStudio значительно выигрывает — он удобнее и понятнее для дизайнеров. Поэтому, как правило, в области автомобильного дизайна CATIA v5 всегда используется одновременно с AliasStudio. Если говорить об автомобилестроении, то дизайн практически всех современных автомобилей разрабатывался с применением AliasStudio. И мне думается, что, поскольку Autodesk и Dassault Systemes имеют в области автомобильного дизайна одних и тех же заказчиков, нам придется сотрудничать.

К.Е.: Означает ли сказанное вами, что в скором времени в AliasStudio появится возможность чтения и записи в формат CATIA v5?

Р.Д.: В данный момент мы занимаемся разработкой одностороннего интерфейса для передачи данных из AliasStudio в CATIA v5. Подчеркну, что обратного интерфейса для получения данных из CATIA v5 мы пока создавать не планируем.

К.Е.: Как пакет AliasStudio взаимодействует с другими продуктами Autodesk?

Р.Д.: Стратегия Autodesk заключается в создании цифрового прототипа изделия — это понятие простирается от трехмерной CAD-модели и реалистичной визуализации до моделирования работы изделия. Поэтому средства дизайна AliasStudio предназначены для работы в рамках цифрового прототипирования, и с их помощью вы можете оценить внешний вид и концепцию изделия задолго до его изготовления. В ближайшем будущем мы планируем интегрировать AliasStudio с CAD-системой Inventor.

К.Е.: Планируется ли полная интеграция AliasStudio с CAD-системой Inventor?

Р.Д.: Да, мы планируем глубокую интеграцию — мы уже можем передавать данные из AliasStudio в Inventor. Нашей задачей на данном этапе является совершенствование двусторонней ассоциативной передачи данных между этими продуктами.

К.Е.: Означает ли это, что будет создан единый формат данных для AliasStudio и Inventor?

Р.Д.: Тот формат данных, который мы используем сейчас, в основном базируется на модели данных Inventor и содержит главным образом математическое описание поверхностей. В дальнейшем мы возьмем формат Inventor за основу и дополним его необходимыми для AliasStudio данными, поэтому в разработке принципиально нового формата нет никакой необходимости. Наша задача — добавить в формат Inventor описание сложных технических поверхностей и дизайнерские иллюстрации.

Во время интервью на 19-м этаже недостроенной башни “Федерация”. Слева — Ричард Джонс, справа — Константин Евченко

Во время интервью на 19-м этаже недостроенной башни “Федерация”. Слева — Ричард Джонс, справа — Константин Евченко

К.Е.: Будет ли производиться интеграция AliasStudio с PDM-системой?

Р.Д.: Да, такие планы у нас действительно есть. Пока мы планируем интеграцию AliasStudio с нашей PDM-системой Streamline. Особенностью интеграции этих систем является необходимость переделки интерфейса Streamline, чтобы он стал понятен дизайнеру, а не только инженеру.

К.Е.: Как известно, пользовательские интерфейсы AliasStudio и Inventor очень сильно различаются. Будут ли осуществлена их унификация в дальнейшем?

Р.Д.: Скорее всего, это будет единая платформа, но интерфейс решений останется различным, так как пользователи AliasStudio и Inventor совершенно разные. Первый продукт предназначен для художников и дизайнеров, а второй — для инженеров и конструкторов. Но я думаю, что в скором времени появится комбинированный интерфейс, рассчитанный на усредненного пользователя.

К.Е.: В последнее время у дизайнеров стал популярен метод трехмерного моделирования, имитирующий лепку из пластилина, но пока он реализован лишь в нескольких продуктах. Как вы считаете, появятся ли в обозримом будущем новые принципы дизайнерского 3D-моделирования в AliasStudio?

Р.Д.: Действительно, прямое манипулирование твердотельными объектами является очень интересным и перспективным подходом, особенно когда дизайнер изначально работает в 3D-пространстве. Компания Autodesk пристально следит за всеми тенденциями рынка, поэтому сейчас мы как раз занимаемся поиском и развитием новых техник 3D-моделирования. В обозримом будущем техника прямого манипулирования твердотельными объектами появится и в AliasStudio. Скорее всего, на разработку потребуется один-два года.

К.Е.: Как вы считаете, должен ли дизайнер обладать знаниями конструктора и технолога для минимизации стоимости изделия?

Р.Д.: Тенденция сочетания концептуального и инженерного дизайна усиливается с каждым годом. Раньше нужно было найти инженера, который также обладал бы талантом художника. Сегодня мы создаем инструменты, которые позволят дизайнерам, конструкторам и технологам работать вместе. Компания Autodesk постарается объединить дизайнеров и производственников, чтобы повысить продуктивность их работы.

К.Е.: Как осуществляется сегодня взаимосвязь дизайнера, моделирующего в AliasStudio, и конструктора, работающего в Inventor?

Р.Д.: На данный момент AliasStudio передает 3D-геометрию технических поверхностей в Inventor, а конструктор на основе точно заданных внешних поверхностей изделия прорабатывает его структуру, то есть пока процесс идет в одностороннем направлении. В будущем AliasStudio сможет напрямую получать данные из Inventor, чтобы изменения, сделанные конструктором или технологом, могли учитываться дизайнером. Например, конструктор сможет влиять на форму образующих кривых и изменять геометрию.

К.Е.: Одним из очень перспективных направлений в CAD-системах является создание баз знаний и визардов, автоматически контролирующих 3D-геометрию на производственные ограничения. Например, может отслеживаться наличие литейных уклонов и скруглений, контролироваться минимальный радиус кривизны и т.п. Планируется ли создание чего-то подобного в AliasStudio?

Р.Д.: Подход Autodesk заключается в создании функционального дизайна на основе CAD-системы. Поэтому задачи по анализу геометрии полностью возлагаются на Inventor, а AliasStudio останется системой для художественного дизайна.

К.Е.: Хотелось бы также узнать о вашем видении применения продуктов AliasStudio с учетом российской специфики. Дело в том, что на большинстве российских предприятий станочный парк сильно устарел. Современный дизайн, как правило, предполагает при изготовлении оснастки трех- или пятиосевое фрезерование на станках с ЧПУ. Как вы считаете, можно ли в таких условиях тратить средства на дизайн продукции или лучше сначала заняться техническим переоснащением?

Р.Д.: Средства дизайна AliasStudio позволят расширить видение интегрированной среды Autodesk. Например, возможность динамичной фотореалистичной визуализации в режиме реального времени может быть очень полезна даже производителям оборудования, а не только в автомобильной отрасли. Когда конструктор может увидеть реалистичное изображение будущего изделия, рассмотреть его со всех сторон, проанализировать форму и выбрать цветовые схемы окраски, результат всегда выглядит лучше независимо от типа используемого оборудования при изготовлении изделия.

К.Е.: Как бы вы убеждали заказчика, уже имеющего в своем распоряжении Inventor или SolidWorks, приобрести пакет AliasStudio?

Р.Д.: Сегодня современный дизайн изделия во многих случаях является единственным реальным преимуществом перед конкурентами. Поэтому AliasStudio предоставляет возможность разрабатывать именно ту продукцию, которая привлечет покупателя.

К.Е.: Как вы считаете, дизайнер должен работать в самостоятельном дизайн-бюро, чтобы на него не оказывало давление производство, или в рамках конкретного предприятия, тесно сотрудничая с конструкторами или технологами?

Р.Д.: Это очень сложный вопрос. В каждом случае он должен решаться индивидуально в зависимости от типа продукции. При создании облика высокотехнологичной продукции взаимодействия с конструкторами и технологами дизайнеру не избежать. Но, конечно же, дизайнер должен иметь определенную свободу для творчества.

К.Е.: Спасибо за интересную беседу! Надеемся скоро вновь встретить вас в России.

После Александра Тасева перед гостями семинара выступил вице-президент подразделения промышленных решений (Manufacturing Solution Division) компании Autodesk, Inc. по продуктам семейства Alias Design Ричард Джонс (Richard Jones). Он изложил взгляды Autodesk на то, насколько важен промышленный дизайн для успешного бизнеса. Слушатели узнали, что основная стратегия Autodesk AliasStudio — в цифровом прототипировании. «Цифровое прототипирование описывает, как проект будет работать в реальной жизни. Прежде чем разработка будет запущена в производство, мы создаем ее прототип, — сообщил г-н Джонс и продолжил: Но почему это имеет такое большое значение? Каждое предприятие хочет иметь высокие темпы роста, но компании, проектирующие с помощью двухмерных технологий, уже не пользуются таким большим успехом. Исследования показали, что если предприятие хочет завоевать лидирующие позиции на рынке, то оно должно использовать 3D-технологии, а также переходить к цифровому прототипированию».

По словам Ричарда Джонса, 3D-модели помогут заметно сократить затраты на производство и время, которое требуется для того, чтобы инженер передал свою идею конструкторам и производство продукта было запущено, минуя возможные ошибки и неточности. «Контроль и управление всем процессом производства — вот, что дает нам цифровое прототипирование, — продолжал г-н Джонс. А чтобы произведенный продукт был узнаваемым на рынке, необходимо придать ему хороший внешний вид, то есть сделать высококачественный дизайн. И значение дизайна в современном мире в дальнейшем будет только расти. Разработка концепций и цифровое моделирование, визуализация всех поверхностей с помощью 3D — вот что обеспечивает Autodesk AliasStudio лидирующие позиции, вот благодаря чему эту программу используют ведущие промышленные компании во всем мире».

Как правильно применять инструментальные возможности Autodesk AliasStudio? Об этом на семинаре подробно рассказал Антон Шаменков, дизайнер компании Chrysler. Он продемонстрировал слушателям эскизы своих работ по дизайну автомобилей марок Chrysler, Jeep и Dodge, выполненные в Autodesk AliasStudio. Г-н Шаменков показал, как в три этапа: эскизирование, 3D-моделирование и визуализация — проходит создание модели в AliasStudio. Кроме того, он представил галерею своих авторских работ, которая очень понравилась слушателям.

Интересный доклад подготовил Святослав Саакян, директор «Студии Святослава Саакяна». В своей презентации дизайнер продемонстрировал применение Autodesk AliasStudio для разработки дизайна предметов быта. Показав участникам семинара ведро, он убедил слушателей в том, что для разработки даже такого простого предмета требуется труд дизайнера.

Как выглядит идеальный дизайн-процесс? Когда дизайнер может и должен включаться в проектный процесс: в начале конструкторской работы или задолго до этого? Данные вопросы были освещены в ходе открытой дискуссии, ведущими которой выступили Павел Брук, директор машиностроительного направления представительства Autodesk в России и странах СНГ, и Александр Матвеев, куратор проекта Designet.ru. По их словам, принижение значения внешнего вида промышленного изделия делает большинство российских товаров неконкурентоспособными на мировом рынке. Ведь если отводить дизайну роль второго плана в цепочке от идеи до выхода продукта на рынок, то процесс разработки не может быть в достаточной степени эффективным. По единогласному мнению ведущих дискуссии, «очень важно, чтобы промышленный дизайн в бизнес-процессах оказался в центре внимания компаний-производителей, а дизайнер чувствовал себя действительно необходимым участником процесса разработки того или иного изделия».

Как создать качественный дизайн промышленного продукта? Разработка внешнего вида изделия выполняется в несколько этапов, каждый из которых имеет определенную специфику. О том, каково место Autodesk AliasStudio в общей цепочке создания и производства продукта, а также о том, какие программные модули AliasStudio соответствуют тому или иному этапу дизайн-процесса, рассказала Рената Оливейра, консультант по продажам AliasStudio Autodesk. Из ее выступления посетители семинара узнали, какие приложения входят в продуктовую линейку Alias, а именно: AliasStudio, PortfolioWall, Showcase и DirectConnect. С помощью красочной презентации слушателям было продемонстрировано, как согласуются эти программные модули между собой и каковы основные преимущества каждого приложения для выполнения тех или иных функций.

Особым гостем семинара «Autodesk AliasStudio: российский старт» стал Михал Елинек, главный консультант по дизайну компании Autodesk и пользователь Autodesk AliasStudio с многолетним опытом. Его выступления участники семинара ждали с особым нетерпением, ведь г-н Елинек продемонстрировал возможности модулей AliasStudio (эскизы, поверхности класса «A», рендеринг и визуализация, взаимодействие с другими системами проектирования) на реальных примерах. Он дал подробные комментарии относительно того, как использовать тот или иной графический инструмент программы, позволив слушателям семинара почувствовать себя участниками процесса создания проекта.

САПР и графика 7`2007