7 - 2007

Новая версия ГеММа-3D. Создание реалистичной модели самолета

Антон Горбачев

Построение модели

Постановка задачи

Решение

С Як-3 немецкие самолеты сравниться не могли. Этот истребитель имел лучшие характеристики скорости, маневренности и скороподъемности. С появлением на фронте Як-3 советская авиация достигла фатального для Люфтваффе превосходства и завоевала господство в воздухе.
Генерал Люфтваффе Вальтер Швабедиссен.
Русские ВВС глазами командования Люфтваффе

Построение модели

Нам неоднократно приходилось слышать мнение о системе ГеММа — мол, замечательная цеховая система, но не более того. Эдакий комплекс «гадкого утенка». Да, действительно, для инструментальных подразделений лично я лучше систем не знаю. А чтобы доказать (себе в первую очередь), что ГеММа не уступает другим CAD/CAM-системам любого уровня, необходимо поставить достаточно сложную задачу и попытаться ее решить.

В начало В начало

Постановка задачи

По чертежу (рис. 1) создать модель одного из лучших фронтовых истребителей Великой Отечественной войны Як-3 и фрагмент формы для ее изготовления.

Рис. 1. Чертеж истребителя Як-3 в растровом формате

Рис. 1. Чертеж истребителя Як-3 в растровом формате

В начало В начало

Решение

Шаг первый. Импортируем в геометрический редактор ГеММа растровый рисунок (см. рис. 1). Он хорош тем, что даны практически все необходимые для построения поверхностей сечения. Вышеупомянутый редактор предлагает два способа обводки — сплайнами и дугами. Используем оба — подойдем к решению проблемы творчески. Сплайны удобнее в том плане, что не надо заморачиваться с построением множества дуг и последующим поиском плавных сопряжений. После довольно монотонной работы не забываем «подписать» сечения, используя пункт меню Текст, который вообще-то предназначен для создания текстов для гравировки. Но, как уже было сказано, подходим к делу творчески. Теперь мы имеем всё необходимое для создания модели (рис. 2).

Рис. 2. Обводка сечений дугами и сплайнами

Рис. 2. Обводка сечений дугами и сплайнами

Шаг второй . Приступаем к построению трехмерной модели. В 3D-редакторе получаем следующую картинку, показанную на рис. 3.

Рис. 3. Вид сечений в 3D-редакторе ГеММа

 

Рис. 3. Вид сечений в 3D-редакторе ГеММа

 

Рис. 3. Вид сечений в 3D-редакторе ГеММа

Рис. 3. Вид сечений в 3D-редакторе ГеММа

Шаг третий . С помощью элементарных пространственных преобразований переносим и разворачиваем сечения. Теперь все готово для построения модели.

Шаг четвертый . Строим по сечениям бикубические поверхности — почему-то в авиации так принято: то ли не признают легких путей, то ли чтобы лучше летало — не знаю. Дело технологов — потакать всем прихотям заказчика. По образующим сплайнам получаем поверхность фюзеляжа (рис. 4).

Рис. 4. Модель фюзеляжа

Рис. 4. Модель фюзеляжа

Аналогично строим поверхности плоскостей, кабины и винта (рис. 5).

Рис. 5. Модель винта

Рис. 5. Модель винта

Достраиваем всякие мелочи: шасси, обечайку кабины пилота, кок, пулеметы — с помощью линейчатых поверхностей и поверхностей вращения.

На рис. 6 показан окончательный результат работы — упрощенная (без закрылков, элеронов, рулей, швов) модель легендарного самолета Як-3.

Рис. 6. Созданная упрощенная модель самолета

Рис. 6. Созданная упрощенная модель самолета

Рис. 6. Созданная упрощенная модель самолета

Рис. 6. Созданная упрощенная модель самолета

Рис. 6. Созданная упрощенная модель самолета

Продолжение следует

В начало В начало

САПР и графика 7`2007