9 - 2007

«МАКС», «Метеорит», «Яхонт» и ADEM

Андрей Быков

Авиационно-космический салон — это всегда праздник! МАКС 2007 — это феерическая неделя летательных аппаратов, их создателей и пилотов. Но не менее интересна и статическая часть экспозиции.

Незадолго до открытия салона в СМИ появилась информация о том, что специалисты и широкая публика впервые смогут увидеть на нем сверхзвуковую крылатую ракету «Метеорит», разработанную в НПО Машиностроения им. В.Н.Челомея. Эта натурная ракета будет установлена в том месте, где на прошлом салоне демонстрировался макет перспективного космического корабля «Клипер» от РКК «Энергия» им. С.П.Королева.

НПО Машиностроения является разработчиком целого семейства крылатых ракет («Аметист», «Базальт», «Малахит», «Гранит», «Оникс» и др.), которые по праву можно назвать главным калибром российского ВМФ.

Стратегическая крылатая ракета «Метеорит»

Стратегическая крылатая ракета «Метеорит»

Более того, НПО является создателем известной ракеты-носителя космических аппаратов «Протон» (УР-500), а также пилотируемых и автоматических космических аппаратов «Протон», «Полет», «Салют» моделей 2, 3, 5, «Космос-1870», «Алмаз» и других образцов ракетно-космической техники.

Несмотря на то что работы над проектом «Метеорит» были начаты еще в 1976 году, до последнего времени в печати появлялась довольно скудная информация о тактико-технических данных и лишь схематичные рисунки общего вида изделия.

«Метеорит» открывает принципиально новый класс морских стратегических вооружений — сверхзвуковые крылатые ракеты с дальностью более 5 тыс. км. Такая дальность обусловлена стремлением избежать захода подводной лодки-носителя в зону активной противолодочной обороны. Кроме того, одним из требований была задача поражать территорию противника на достаточно большую глубину.

«Метеорит» отличается по концепции от большинства других стратегических крылатых ракет. Она преодолевает ПВО противника на высоте 22- 25 км со скоростью 3500 км/ч. Кроме того, ракета оснащается специальной аппаратурой, создающей за самолетом-снарядом длинный шлейф ионизированного воздуха, препятствующий точному наведению зенитных ракет (плазменные стелс-технологии).

«Метеорит» может стартовать из контейнера подводной лодки, с самолета и наземной пусковой установки. Корабельный, авиационный и наземный варианты ракеты были испытаны и подготовлены к принятию на вооружение во второй половине 80-х годов, но не развертывались в связи с реализацией Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.

Сложные аэродинамические формы «Метеорита»

Сложные аэродинамические формы «Метеорита»

Автору этой статьи посчастливилось принять непосредственное участие в работе над проектом «Метеорит» в качестве инженера-конструктора по корпусу одного из отсеков летательного аппарата. И сегодня я с восторгом вспоминаю творческую атмосферу, в которой шла борьба за каждый грамм массы конструкции, за каждый кубический сантиметр полезного объема.

Конструктивно ракета выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень имеет стреловидное складывающееся крыло и складное вертикальное оперение. Ракета оснащена маршевым турбореактивным двигателем. Ее морской и наземный варианты дополнительно снабжаются стартовыми жидкостными ускорителями.

«Метеорит» имеет довольно сложные аэродинамические формы. Поверхность ее фюзеляжа далека от простого цилиндра. И это при том, что корпус должен выдерживать высокие нагрузки и температуры, не теряя устойчивости. Спроектировать такую конструкцию, обеспечив минимум массы, да еще с учетом технологичности, — задача, мягко говоря, нетривиальная.

Эффективно решать подобные задачи позволяла совместная работа трех специалистов в одном звене: конструктор + технолог + прочнист — прототип современной триады CAD/CAM/CAE.

В это же самое время в НПО Машиностроения удалось создать инициативную группу, которая начала разработку САПР для конструкторов под названием CherryCAD. Слово «Черри» образовано от двух русских слов: чертить и рисовать. Это была первая отечественная CAD-система для персональных компьютеров, которая пользовалась большим успехом на российском рынке. Позже на ее базе была создана современная интегрированная система ADEM-VX.

Это было удивительное время! Днем в КБ мы конструировали крылатые ракеты, а вечером в вычислительном центре создавали ПО для автоматизации конструкторского труда. К слову сказать, оснащение ВЦ в НПО Машиностроения было на самом высоком уровне. Например, первые персональные компьютеры были установлены там практически сразу же после их появления.

Крылатая ракета «Яхонт»

Крылатая ракета «Яхонт»

CherryCAD изначально была написана на FORTRAN под операционной средой MS-DOS. Никаких сред типа Windows на PC тогда еще не было, но CherruCAD была диалоговой с иконным интерфейсом. Это сейчас иконный интерфейс является стандартом, а тогда это было довольно революционным шагом. Кстати, большая часть кода из CherryCAD на FORTRAN до сих пор работает и поддерживается в ADEM-VX наряду с современными средствами.

Первое внедрение CherryCAD состоялось в КБ НПО Машиностроения при проектировании изделия, известного под названием «Яхонт».

Несколько слов об этой ракете. Она способна поражать надводные корабли в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Ее отличают полная автономность боевого применения, высокая сверхзвуковая скорость на всех участках полета, возможность выбора различных траекторий (низковысотной и комбинированной), а также полная унификация для широкого ряда морских, авиационных и наземных носителей.

Итак, НПО Машиностроения им. В.Н.Челомея по праву можно считать не только родителем целого семейства уникальных образцов ракетно-космической техники, но и прародителем системы ADEM.

Сегодня НПО Машиностроения использует систему ADEM как в конструкторском бюро, так и на производстве для программирования многокоординатных станков с ЧПУ. Между разработчиками системы ADEM и НПО поддерживаются тесные взаимоотношения. Например, по заказу НПО были разработаны специальные стратегии фрезерования неплоских колодцев.

Вообще система ADEM довольно широко распространена на предприятиях, связанных с авиацией и ракетно-космическими системами. Приведу названия лишь тех, с представителями которых я успел встретиться во время авиасалона: РКК «Энергия», Завод им. Хруничева, «Моторостроитель» из Самары и «Мотор Сич» из Запорожья, РСК «МиГ», ИЭМЗ «Купол», ФГУП ЦАГИ.

Авиасалон «МАКС» оставил очень радостное впечатление. Еще не один год мы будем черпать вдохновение из воспоминаний о пилотаже крылатых машин и о строгой рациональной красоте образцов техники.

 

При написании данной статьи использовалась информация с сайтов www.npomash.ru, www.airshow.ru, www.testpilots.ru, www.newsru.com и www.airwar.ru.

САПР и графика 9`2007