9 - 2007

Образование на расстоянии, или Несколько слов о дистанционном обучении

Сергей Круглов

Новое программное обеспечение требует обязательного повышения квалификации его пользователей. Стремясь к максимальному извлечению прибыли, руководитель в первую очередь думает не столько о целесообразности приобретения ПО, сколько о том, освоят ли это ПО его сотрудники. Надеяться на авось в данной ситуации нельзя. Самое правильное решение — это дать сотрудникам возможность получить максимум знаний, касающихся этого вопроса. Но как сделать обучение менее затратным без отрыва от производства и без выезда преподавателя на предприятие? В этом случае может выручить мультимедийное дистанционное обучение (ДО). При дистанционном обучении связь преподавателя, обучаемого, а также источников, расположенных в различных географических регионах, реализуется посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие.

Дистанционное обучение — это заочное обучение, при котором общение с преподавателем (в ДО используется термин «тьютор») происходит через Интернет. Заочные курсы всегда строятся по следующей методике:

  • обучаемому определяют сроки прохождения курса;
  • ему пересылаются учебный план, методические пособия и задания для самостоятельного выполнения;
  • слушатель выполняет контрольные задания и в конце обучения сдает квалификационную работу или экзамен.

В случае дистанционного обучения — все то же самое, только происходит это посредством электронной почты и других средств интернет-коммуникаций. Обучаемые могут задавать преподавателю вопросы и оперативно получать на них ответы.

Идея дистанционного обучения (distance learning) появилась в 1963 году. А в 1969-м в Великобритании был учрежден Открытый британский университет, в котором студенты самостоятельно работали с учебниками, записями на кассетах, компьютерными программами, при этом учебные материалы подбирались персонально по тематике курса каждого студента. Постепенно дистанционное образование распространилось в США, Канаде и Австралии. Эксперимент в сфере дистанционного обучения в России официально был начат в 1997 году.

Мировая культура стремительно меняется под влиянием телекоммуникационных технологий. В современном мире географические расстояния не имеют никакого значения — важна только возможность подсоединения к Всемирной сети. Новые технические средства — это лишь продолжение человеческих функций, новые средства реализации человеческих ценностей. Прежде всего это ценности отношений, ценности единства знаний и практик, а теперь — и ценности образования.

Обычный учебник, который знаком нам по школе или вузу, построен линейно. Все темы в нем располагаются в определенном порядке. Можно, конечно, начать читать с середины, пропустить несколько глав, но невозможно изменить их содержание. Электронная система позволяет как ученику, так и учителю (тьютору) постоянно создавать новые учебники, в которых не только порядок, но и способ подачи материала может быть необычным. Каждый может избрать для себя собственный путь — короткий или длинный, сложный или простой, определить направление и стоянки. Тьютор может сориентировать ученика, объяснить, как продвигаться по маршруту, рассказать о трудностях, которые могут возникнуть на его пути. Важное достоинство электронных обучающих систем состоит в том, что в них размещается гораздо больше информации, нежели в традиционных учебниках. А вот чего точно нет в обычном учебнике — так это звука, анимации и видео, то есть мультимедийного представления учебного материала.

Строго говоря, дистанционное обучение является наиболее адекватным ответом на ситуацию в мире. Конкуренция на рынке труда ужесточается, и знакомство с последними концепциями и достижениями научной и технической мысли становится для самых разных категорий профессионалов жизненно необходимой задачей.

Работа с системами автоматизированного проектирования (САПР) требует постоянного обновления знаний: программные пакеты устаревают, изменяются методики работы, не стоит на месте и развитие техники. Традиционный вариант — заниматься под руководством профессионального инструктора в учебном центре с полным отрывом от производства. Опытный педагог-практик оптимально построит план занятий, ответит на вопросы, ориентируясь на базовый уровень знаний. Но не каждый руководитель предприятия решается направить своих сотрудников для повышения квалификации на подобные тренинги и курсы. Ведь если служащий будет проводить там значительное время, кто станет выполнять его работу? А если учесть и накладные расходы, то неудивительно, что в последнее время все более популярным становится электронный способ получения знаний.

Помимо всего прочего дистанционное обучение обходится дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных учебных центров показывает, что их затраты составляют примерно 60-70% затрат на подготовку специалистов по дневной форме обучения. Относительно низкая себестоимость ДО обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большее количество обучающихся, а также благодаря более эффективному использованию существующих учебных площадей и технических средств, например в выходные дни.

Дистанционное обучение особенно интересно специалистам, которые хотят самостоятельно пройти курсы обучения. Руководители не возражают против того, что подчиненные повышают свою квалификацию, при условии, что они делают это за свой счет и без ущерба для основной работы. Этот момент весьма существен для работников, служащих в коммерческих структурах. При весьма достойном заработке с обучением, требующим отрыва от производства, здесь порой возникают проблемы.

В Академии САПР и ГИС, ведущей подготовку и переподготовку инженерно-технических специалистов и руководящего состава предприятий, организаций, проектных институтов России и стран СНГ по полному спектру высокопроизводительных САПР и ГИС, начинают работу программы дистанционного обучения по линейке программных продуктов Autodesk. Несмотря на популярность в нашей стране решений этого мирового лидера в области производства программного обеспечения для проектирования и обработки цифровой информации, дистанционное обучение по работе с ними до сих пор не было реализовано ни в одном авторизированном учебном центре, хотя об этой услуге заявило большинство из них.

При выборе дистанционной формы обучения слушатель получает пакет сопроводительных материалов, куда обязательно входят методические пособия или литература, на базе которых он проходит обучение. Как правило, за основу берется тот же план, что и для очного обучения. Во время обучения слушатель использует методические пособия и СD-диски, содержащие примеры и задачи. Слушатель вместе с преподавателем (почти так же, как и при очном обучении в учебном центре) шаг за шагом осваивает программное обеспечение, при этом темп выбирает сам обучаемый. Тьютор выявляет проблемные места в обучении по использованию программного обеспечения, которые представляют особую трудность для усвоения, и дополнительно разъясняет и прорабатывает их с обучаемым.

Важность образования понятна каждому. Доступность дистанционного обучения без отрыва от производства и личного выезда преподавателя — тем более! Руководство академии и тьюторы, разрабатывающие курсы дистанционного обучения, надеются, что данный вид обучения найдет отклик у многих пользователей, заинтересованных в повышении квалификации и профессиональном росте.

Для того чтобы изучить упомянутые в статье программные продукты в полном объеме, предлагаем пройти обучение и получить сертификат в Академии САПР и ГИС.

САПР и графика 9`2007