Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

11 - 2007

Новые функциональные возможности Geo.Series 2008

Екатерина Рыбакова, Ольга Московская

Новости модуля Geo.Profile

Новости модуля Geo.Hydrology

Новости модуля Geo.Section

Новости модуля Geo.PipeLine

Новости модуля GeoDigCalc

Программный комплекс Geo.Series 2008 разработан для 64-разрядной платформы, что по сравнению с предыдущими версиями обеспечивает значительное увеличение производительности при разработке проектов. За прошедшие полгода разработчики дополнили функционал программного продукта инструментами для решения ряда изыскательских и проектных задач, поставленных нашими пользователями.

Новости модуля Geo.Profile

Для подготовки изыскательских данных проекта реконструкции трубопроводов в программном комплексе Geo.Series разработан дополнительный функционал, с помощью которого можно быстро и легко показать высотное положение существующего трубопровода на продольном профиле трассы. Соответствующий раздел структуры формируется по всем точкам поворота трассы, после чего пользователь в интерактивном режиме вводит отметку верха или глубину до верха трубопровода. При этом происходит панорамирование плана трассы, что позволяет быстро найти на чертеже необходимую информацию по редактируемой точке съемки (рис. 1).

Рис. 1. Пример ввода данных по точкам съемки

Рис. 1. Пример ввода данных по точкам съемки

Параметры заложения трубопровода и отметки земли взаимосвязаны между собой. При изменении последних программа сообщает пользователю о несогласованности данных структуры с помощью специального символа «!». Пользователь, открыв диалог параметров данной точки, с помощью флажка фиксирует один из них (рис. 2), затем нажатием на кнопку передает точке съемки фактическую отметку земли, при этом значение незаблокированного параметра пересчитывается.

Рис. 2. Диалог «Точка съемки трубопровода»

Рис. 2. Диалог «Точка съемки трубопровода»

На продольном профиле по введенным данным и заданному диаметру отрисовывается верхняя и нижняя составляющие, осевая линия трубопровода (см. рис. 1), а также заполняются соответствующие строки подвала профиля. Так как линии, отображающие трубопровод, являются элементами модели, то при изменении масштабов продольного профиля они также масштабируются, что удобно, поскольку проектировщик впоследствии может изменять масштабы по своему усмотрению. При этом в любом масштабе он получит соответствующее изображение существующего трубопровода.

Оптимизирован уже имеющийся функционал для задания границ землепользований. В режиме последовательного определения участков пользователь указывает лишь конечную точку текущего участка, а начальная точка создается автоматически — в конечной точке предыдущего участка. Этот режим экономит действия пользователя, а также исключает потерю данных по всей длине трассы. При этом не исключена возможность создания участков путем деления, что в некоторых случаях является более оптимальным. При этом можно менять землепользователей — структура трассы автоматически пересчитывается, участки переходят из одного раздела в другой.

Доработан функционал для создания объектов ситуации по данным пикетажного журнала (файл xls-формата). В этом файле можно ввести не только данные по положению пересекаемых препятствий, но и их основные характеристики (например, для водного объекта — наименование, отметку уреза воды и дату измерений), то есть первичную информацию, которую геодезист получает в ходе полевых изысканий. Сформированный файл пикетажного журнала пользователь считывает в чертеж, при этом автоматически создаются соответствующие объекты структуры и элементы чертежа, в том числе и ординаты продольного профиля с подписями на точках объектов, указанных в пикетажном журнале. Формат подписей соответствует настройкам шаблона, на основе которого создан чертеж. Итак, уже в полевых условиях можно сформировать основную структуру трассы, а на этапе камеральной обработки — дополнить ее.

Введена новая функция, предназначенная для считывания объектов ситуации из базы данных проекта в структуру выбранной трассы. Эту функцию можно эффективно использовать для параллельной подготовки данных инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий. Например, чертеж, содержащий ЦМР, ситуационный план, трассу и профили, а также основные объекты ситуации, которые влияют на характер расположения слоев, можно передать геологу, который на этом чертеже может размещать скважины и строить по ним разрез. В это же время топограф продолжает работу с этим чертежом, дополняя информацию об объектах трассы, определяет границы землепользований и т.п., после чего записывает трассу в БД проекта. Затем объекты ситуации из этой базы можно считать в чертеж, с которым работает геолог, обновляя и дополняя данные по объектам трассы.

В базу данных проекта наряду с полной структурой трассы теперь записываются и подключенные к трассе ЦМР. Таким образом, все данные изысканий, подготовленные для проектирования, хранятся в одном файле и при необходимости могут быть считаны в любой чертеж.

В начало В начало

Новости модуля Geo.Hydrology

Изменения касаются функционала для определения возможного размыва дна водного объекта путем совмещения промерных профилей. Эти профили теперь можно определить по точкам загруженной в чертеж ЦМР. Активизировав специальную функцию, пользователь указывает на плане трассы точки модели, определяющие промерный поперечный профиль, при этом считываются расстояния между указанными точками и их высотные отметки, а также отрисовывается линия поперечника (рис. 3). Возможности ввода данных по профилям вручную тоже сохранены.

Рис. 3. Определение промерных профилей по точкам ЦМР

Рис. 3. Определение промерных профилей по точкам ЦМР

В начало В начало

Новости модуля Geo.Section

На заключительной стадии реализации находится новый алгоритм построения геологических разрезов. Основное отличие от предыдущей версии — возможность локального построения. Пользователь сможет определить границы участка построения разреза по своему усмотрению, учитывая, например, условия залегания слоев, характер рельефа и т.д., и полностью его проработать: при необходимости изменять взаимное положение слоев, выполнять выклинивания, редактировать границы слоев, наносить геологическую информацию и штриховку (рис. 4).

Рис. 4. Локальное построение геологического разреза

Рис. 4. Локальное построение геологического разреза

Если потребуется внести изменения в уже готовый разрез, то нужно будет указать границы участка пересчета, создавая тем самым новый участок разреза, построение которого следует провести заново. Таким образом, будут исключены основные трудности, с которыми сталкиваются пользователи текущей версии: время, затрачиваемое программой на локальный пересчет георазреза, и проблемы фиксирования мощностей слоев на других участках разреза с помощью виртуальных скважин.

Немного изменен принцип взаимосвязи геологического разреза на общем профиле и профилях переходов через препятствия. Новый алгоритм позволяет строить разрез на профилях переходов с одновременным отображением на общем профиле трассы. Это позволит пользователю не изменять масштаб общего профиля для построения разреза на участках переходов, а обрабатывать данные на соответствующих профилях.

Также за счет ввода собственной штриховки уменьшится объем чертежа, а следовательно, увеличится скорость обработки данных, например при редактировании границ слоев вручную. Несколько упрощена и структура границ георазреза. С помощью новых функций проводить ручное редактирование границ будет значительно проще.

Обновленный функционал обещает быть удобным как для опытных, так и для новых пользователей программного комплекса Geo.Series.

Также пользователям будет приятно узнать, что за счет оптимизации структуры чертежа значительно сократился объем необходимого редактирования геологического разреза в программе AutoCAD, например порядок прорисовки элементов передается напрямую и не требует изменений.

В начало В начало

Новости модуля Geo.PipeLine

В приложении Geo.PipeLine разработан функционал для работы с теплогидроизолированными трубами. Теплогидроизолированные трубы предназначены для строительства нефтегазопроводов, нефтепродуктопроводов, технологических и промысловых трубопроводов подземной и надземной прокладки с температурой транспортируемого продукта до +60 °С. Трубы изготавливаются в виде конструкции «труба в трубе», в которой в качестве теплоизоляции используется монолитный жесткий пенополиуретан, а в качестве гидроизоляционного покрытия — полиэтиленовая оболочка или металлический кожух в виде спиральнозамковой трубы.

В процессе работы пользователь задает пикет начала и конца участка теплоизоляции и выбирает материал гидроизоляционного кожуха: металл, полиэтилен (рис. 5).

Рис. 5. Участки теплоизоляции

Рис. 5. Участки теплоизоляции

Расчет балластировки на теплогидроизолированном участке проводится с учетом параметров гидроизоляционного кожуха и плотности металла (полиэтилена) и пенополиуретана (рис. 6).

Рис. 6. Расчет балластировки

Рис. 6. Расчет балластировки

Подводные переходы трубопроводов через реки, ручьи, протоки и т.д. в программном комплексе Geo.Series 2008 формируются автоматически с учетом данных гидрологических, инженерно-геологических и топографических изысканий. Один из распространенных методов проектирования подводных переходов — прокладка трубопровода в подводной траншее или непосредственно по дну с закреплением против всплытия балластными грузами. При автоматическом формировании перехода участок балластировки определяется протяженностью горизонта высоких вод 1%-ной обеспеченности.

В новом релизе у пользователя появилась возможность интерактивно изменять границы участка балластировки, делить участок балластировки на подводном переходе и назначать на русле и пойме реки разные типы утяжелителей (рис. 7).

Рис. 7. Балластировка на подводном переходе

Рис. 7. Балластировка на подводном переходе

В начало В начало

Новости модуля GeoDigCalc

В модуле GeoDigCalc при расчете объемов земляных работ по траншее появилась новая функция, предназначенная для локального пересчета параметров участка траншеи.

Траншея формируется автоматически по проектному положению трубы, с учетом данных инженерно-геологических изысканий, наличия участков балластировки, плановых отводов, кожухов под автомобильными, железными дорогами и подземными препятствиями. После того как траншея сформирована, пользователь может редактировать границы определенных программой участков, объединять участки или создавать новые, откорректировать предложенные значения ширины дна, откосов траншеи, толщину подсыпки, присыпки мягким грунтом и рекультивации, изменять способ разработки и засыпки траншеи.

В предыдущих версиях Geo.Series, если после расчета земляных работ требовалось изменить проектное положение трубы, то значения параметров для участков траншеи, отредактированные пользователем, заменялись по всей длине трассы на соответствующие значения по умолчанию. В новом релизе пользователю предлагается функционал для локального пересчета траншеи на измененном проектном участке, с полным сохранением результатов ручного ввода за пределами участка пересчета (рис. 8).

Рис. 8. Параметры участка траншеи

Рис. 8. Параметры участка траншеи

При переходе трубопровода через железные и автомобильные дороги можно выбрать следующие способы прокладки футляра: открытый, прокол, продавливание. В двух последних случаях траншея под дорогой не рассчитывается. А для задания рабочего и приемного котлованов в диалоговом окне Параметры участка траншеи появился тип создания «Дополнительный» и флажок «Разработка вручную».

Использование этих параметров позволяет в строках подвала получить соответствующую информацию по рабочему и приемному котлованам, а на плане — достоверное графическое изображение перехода через железную или автомобильную дорогу.

Модель запроектированного трубопровода и параметры рассчитанной траншеи передаются в модуль Geo.CPipeLight 1.0, который предназначен для анализа напряженно-деформированного состояния (НДС) линейной части подземных трубопроводов. Расчет, проведенный в модуле Geo.CPipeLight, позволяет выбрать оптимальный по допустимым напряжениям вариант прокладки.

Определение напряженно-деформированного состояния трубопровода производится методом конечных элементов с учетом следующих воздействий: собственного веса трубопровода, веса транспортируемого продукта (погонный вес жидкости или газа), веса балластных грузов, температурного перепада стенки трубопровода, внутреннего давления в трубопроводе, взаимодействия трубопровода с грунтом.

Для оценки напряженно-деформированного состояния подземного трубопровода программа Geo.CPipeLight 1.0 предоставляет следующие возможности:

  • визуализация исходной и деформированной геометрической модели трубопровода;
  • визуализация распределения перемещений в трубопроводе;
  • визуализация распределения напряжений в поперечных сечениях трубопровода;
  • построение эпюры напряжений в поперечном сечении трубопровода;
  • интерактивный просмотр результатов расчета;
  • вывод таблиц значений перемещений, усилий и напряжений в трубопроводе;
  • проверка на прочность и деформативность трубопровода по СНиП 2.05.06-85*.

По модели трубопровода, созданной в Geo.Series 2008, можно получить весь проект рабочей документации: планы и профили в формате AutoCAD 2000-2008, спецификации и ведомости в формате MS Excel. В новом релизе экспорт в AutoCAD доработан с учетом пожеланий пользователей предыдущих версий Geo.Series. Решены вопросы, связанные с экспортом полилиний, текстов, инверсией цветов, распределением элементов чертежа по слоям. Спецификация по трубопроводу и ведомости по объемам земляных работ (ведомость участков планировки, ведомость объемов выемки грунтов с учетом степени обводнения, ведомость объемов участков подсыпки/присыпки мягким грунтом, ведомость участков перезаглубления траншеи, сводная ведомость объемов земляных работ по траншее) по каждому участку трассы автоматически сохраняются в файл MS Excel.


Екатерина Рыбакова

В 1998 году закончила факультет прикладной геодезии МИИГАиК. Инженер-консультант ЗАО «Компания ПОИНТ» по обработке инженерно-геодезических и геологических данных.

Ольга Московская

В 2003 году закончила факультет проектирования систем трубопроводного транспорта РГУ нефти и газа им. Губкина. Инженер-консультант ЗАО «Компания ПОИНТ» по проектированию нефтегазопроводов.

В начало В начало

САПР и графика 11`2007

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО «НТЦ ГеММа»

ИНН 5040141790 ОГРН 1165040053584