Думает ли ваш поставщик PLM-решений об оптимизации ваших затрат?
Каждый, кто когда-либо занимался вопросами приобретения комплексных решений для бизнеса, прекрасно понимает, что в этом случае объем необходимых инвестиций значительно превышает стоимость приобретения лицензии. Общая стоимость владения включает расходы на установку, обслуживание, обновления и обучение персонала. В нашем бизнесе — поставках программного обеспечения по управлению жизненным циклом изделия (PLM) — ключевым фактом являются затраты на настройку и конфигурирование приложений для работы с учетом требований конкретного заказчика. Это важнейший вопрос, возникающий при первом внедрении системы и последующем обновлении, чтобы сохранить пользовательские настройки существующих версий в новой.
Я считаю, что идеальный поставщик PLM-решений должен содействать клиенту в снижении общих расходов на владение PLM-системой. На протяжении многих лет наша компания придерживается этого подхода, поскольку имеет очень хорошее представление о том, что такое общая стоимость владения. С 2003 года в каждую новую версию специалисты Siemens PLM Software добавляют функциональные возможности, снижающие общую стоимость владения Teamcenter.
Конфигурирование системы с учетом требований клиента
При выборе PLM-систем заказчикам следует обращать внимание на тех поставщиков, которые уделяют особое внимание содействию клиентам в настройке PLM-решения под специфические цели и бизнес-процессы, в связи с чем возникает значительная доля дополнительных расходов. Для получения наибольшей отдачи ПО необходимо безболезненно интегрировать в бизнес-структуру заказчика.
Один из критериев, которым должны руководствоваться заказчики, — наличие у поставщика специализированных отраслевых PLM-решений. Например, на основе Teamcenter созданы версии для автомобилестроения и авиационно-космической промышленности, разработанные с учетом требований ведущих компаний в этих отраслях. Применение отраслевого решения способствует более быстрому внедрению, так как ряд аспектов системы, ранее требовавших настройки (конструкторские спецификации, принятые в отрасли формы документов и процессы), уже внесены в приложение. К примеру, решение Teamcenter для автомобилестроения и авиационно-космической промышленности позволяет компании Northrop Grumman* и другим ведущим производителям управлять данными о комплектующих, приведенными в контрактах на поставки (CDRL/SDRL), за счет встроенных возможностей системы и вносить изменения в соответствии с принятыми отраслевыми требованиями.
Сравнение традиционной архитектуры «клиент-сервер» и SOA-архитектуры (по материалам компании CIMdata)
Традиционная архитектура «клиент-сервер» |
Сервис-ориентированная архитектура |
Объектно-ориентированная |
Сервис-ориентированная |
Управляется методами или функциями |
Управляется сообщениями |
Сильносвязанная |
Слабосвязанная |
Ориентирована на конкретные приложения |
Обеспечивает взаимодействие различных решений |
Интерфейсы и протоколы обмена «клиент-сервер» зависят от конкретных приложений |
Единые описания интерфейса и протоколов |
Еще один подход к вопросу пользовательской настройки известен как «интегрированная среда разработки бизнес-моделей» (BMIDE), которую мы встроили в Teamcenter. Вместо того чтобы вынуждать заказчика создавать собственное программное обеспечение для поддержки PLM-решений, BMIDE моделирует бизнес-процессы — фактически то, как заказчик видит внедрение PLM, — при помощи проектных нормативов и схем. Затем BMIDE создает программный код, реализующий построенную модель. Поэтому после установки требуется лишь незначительная конфигурация системы, а не полная ее настройка — между конфигурацией и настройкой существует принципиальное отличие.
Экономическая эффективность архитектуры PLM-решений
По большому счету заказчику необходимо, чтобы архитектура выбранной PLM-системы основывалась на новейших технологиях, что в конечном счете уменьшит расходы на внедрение. Вместо ранее применявшейся архитектуры «клиент-сервер» современные PLM-решения основаны на более гибкой сервис-ориентированной архитектуре (SOA). Согласно данным консалтинговой компании CIMdata, для PLM-системы, построенной на базе SOA-архитектуры, «сокращаются затраты, сложность внедрения и обслуживания распределенной PLM-среды». Различия между двумя архитектурами представлены в таблице.
Поставщики решений для бизнеса переходят на архитектуру SOA по причине ее экономичности. Она существенно сокращает время на интеграцию новых функций в программный продукт — этот факт подтверждается опытом разработки PLM-приложений Siemens PLM Software. Кроме того, мы выбрали SOA-архитектуру в соответствии с нашим подходом, направленным на минимизацию общих затрат заказчиков на владение PLM-системой. По данным CIMdata, «в долгосрочной перспективе применение SOA резко снижает затраты на обновления, сохраняя первоначальную настройку специализированных приложений».
Одно из важнейших преимуществ SOA-архитектуры для PLM-решений — упрощение интеграции PLM-системы с другими приложениями. Teamcenter позволяет нашим заказчикам интегрировать конструкторские САПР, программы инженерного анализа, системы управления ресурсами предприятия (ERP) и иные приложения в единую информационную среду. Для бизнеса это означает большую гибкость PLM-системы, что позволяет легко реагировать на меняющиеся требования рынка.
Обеспечение непрерывной работы системы и возможности снижения затрат
Еще один важный аспект снижения стоимости владения PLM-системой — компетентность поставщика в специфических вопросах работы предприятия. Например, многие компании внедрили PLM-решения на своих распределенных предприятиях, где из-за разных временных поясов работа осуществляется круглосуточно. Безболезненно провести перезагрузку серверов для установки новой версии PLM не получится. В Teamcenter указанная проблема решена при помощи механизма «горячих обновлений», не требующего отключения всей системы. Это позволяет предприятию избежать простоя в работе и способствует снижению затрат на PLM.
Также нельзя недооценивать возможность сокращения затрат на обучение. Многие наши клиенты внедряют PLM-решения в разных странах мира, что обусловливает культурно-языковые различия сотрудников фирм, при этом все они должны легко освоить общий интерфейс системы. Разработав интерфейс, аналогичный Microsoft Outlook, мы сделали использование PLM более удобным. Мы также сотрудничаем с корпорацией Microsoft в области применения пакета Microsoft Office в качестве пользовательского интерфейса для ряда задач, решаемых Teamcenter, что облегчает процесс обучения.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что существует много вариантов снижения общей стоимости владения PLM-системой. Стоимость PLM-системы — лишь часть расходов компании. Поставщик PLM-решений должен стать вашим надежным партнером, искренне заинтересованным в вашем успехе. В компании Siemens PLM Software мы постоянно трудимся, применяя накопленные опыт и знание бизнес-процессов для максимального повышения отдачи от инвестиций в PLM-решения.
*Northrop Grumman Corporation (NYSE: NOC) — американская военно-промышленная компания, работающая в области электроники и информационных технологий, авиационно-космической отрасли и судостроении.
Билл Босвелл (Bill Boswell)
Руководитель департамента по продвижению Teamcenter (Senior Director, Teamcenter Product Marketing) компании Siemens PLM Software, подразделения Siemens Industry Sector.