Применение ГеММа-3D v. 10 для производства моделей
Танк ИС-2 (фото с сайта http://www.cardarmy.ru)
В прошлом цикле статей о практическом применении 10-й версии ГеММа-3D рассматривалось создание простой модели самолета Як-3 и изготовление формы для отливки фюзеляжа. Тот пример был по большей части иллюстративный. Настоящей публикацией мы открываем новый цикл статей об использовании «десятки» в моделировании. Для примера мы выбрали весьма интересный для моделистов предмет — трак для танка ИС-2* (см. фото).
Трак (фото с сайта http://www.cardarmy.ru)
О добывании чертежей и изготовлении собственно модели будет написано позже — в мемуарах, — так как журнал слишком мал по объему. Отметим лишь, что все обводы современной техники меркнут перед геометрией, созданной нашими предками без компьютеров и систем CAD-CAM-CAE, причем в довольно некомфортных условиях.
На рис. 1 показана электронная модель траков и «пальцев».
Рис. 1. Электронная модель трака
Столь сложная форма траков обусловлена как обеспечением проходимости и скорости многотонной машины, так и экономией материала.
Шаг первый. Создаем прямую, проходящую через начало координат.
Выбираем в меню Создать кривую — Сечение. Получаем кривую, которая и будет линией разъема (рис. 2). Вообще-то это было сделано только для наглядности. Ибо можно, используя только прямую и выбрав рабочую плоскость, выполнить «разделку» трака с помощью пункта меню Обрезка проекцией. Поскольку деталь симметрична относительно плоскости YZ, работаем с половинками детали. Если деталь создана корректно, проблем с разборкой на верх и низ будущей формы не будет. Единственное, что могут предложить производители софта для форм, — автоматизировать именно эту операцию. Но, как подметил еще Л.И.Брежнев, «экономика должна быть экономной». Многие ли моделисты могут позволить себе программное обеспечение за много-много тысяч рублей?
Рис. 2. Линия разъема
Шаг второй. Определяем места, которые будут формоваться подвижными знаками.
Здесь ничего не придумано, несмотря на заверения многих производителей технологического софта, поэтому работаем руками и глазами. Места эти выделены красным на рис. 3.
Рис. 3. Проблемные места
Места под «пальцы» будут формироваться цилиндрическими знаками, повторяющими форму «пальцев». Создаем знаки для мест, выделенных красным, которые просто-напросто будут повторять форму этих мест. Некоторые геометрические преобразования — и знаки готовы (рис. 4).
Рис. 4. Модель подвижных знаков
Еще парочка несложных геометрических преобразований — и модель формы готова. После выбора пункта меню Создать => Абрис оболочки получаем контур, который описывает поверхности серого цвета на рис. 5.
Рис. 5. Модель формы
Места, выделенные желтым и ярко-зеленым, — это отверстия под формующие знаки.
Вроде остались пустяки типа литников, выталкивателей и воздушин. Но вот тут призадумаемся. Согласно ТТХ танка ИС-2, каждая гусеница состоит из 86 траков. Значит, модель у нас получится если не платиновой, то золотой точно, если лить каждый трак по отдельности. Выход напрашивается сам собой — лить сразу по нескольку траков. Ширина по оси Y модели трака — 160/35 = 4,57 мм (модель в масштабе 1:35). Так что можно отлить хоть всю ленту. Ну и пара траков, точнее четыре, должны быть отлиты отдельно. Они будут крепиться на лобовой броне танка. Если внимательно рассмотреть фото танка, то можно заметить выступающие скобы — они предназначены для крепления запасных траков. Кроме того, в этой же форме можно отлить «пальцы» и другие элементы ходовой части и подвески (рис. 6).
Рис. 6. Чертеж элементов ходовой части танка ИС-2
Чисто механическое копирование ничего не даст — пример показан на рис. 7. Здесь видно множество мест, где части формы пересекаются и перекрываются. О переделке формы для производства моделей траков речь пойдет в следующей части статьи.
Рис. 7. Накладка частей формы
Танк ИС-2 — тяжелый танк с классической конструкцией корпуса. Переднюю часть занимает отсек управления с рабочим местом механика-водителя, размещенным по центру, центральную часть корпуса — боевое отделение, над которым установлена башня, а заднюю часть корпуса — машинное отделение, где установлены двигатель и трансмиссия.
Первая партия из 35 танков ИС-2 (обозначались также ИС-122) была выпущена в декабре 1943 года на Кировском заводе в Челябинске. Серийный выпуск был начат в конце января 1944 года, и за месяц было собрано еще 35 танков. Но с февраля темпы выпуска начали нарастать, и уже с августа 1944 года каждый месяц с конвейера сходило по 250 машин. Выпуск был прекращен в декабре 1945 года, всего было изготовлено 4932 танка. После окончания войны эти танки поставлялись в Польшу, Чехословакию, Китай, Кубу и Египет.
*Танк ИС-2 — тяжелый танк с классической конструкцией корпуса. Переднюю часть занимает отсек управления с рабочим местом механика-водителя, размещенным по центру, центральную часть корпуса — боевое отделение, над которым установлена башня, а заднюю часть корпуса — машинное отделение, где установлены двигатель и трансмиссия.
Первая партия из 35 танков ИС-2 (обозначались также ИС-122) была выпущена в декабре 1943 года на Кировском заводе в Челябинске. Серийный выпуск был начат в конце января 1944 года, и за месяц было собрано еще 35 танков. Но с февраля темпы выпуска начали нарастать, и уже с августа 1944 года каждый месяц с конвейера сходило по 250 машин. Выпуск был прекращен в декабре 1945 года, всего было изготовлено 4932 танка. После окончания войны эти танки поставлялись в Польшу, Чехословакию, Китай, Кубу и Египет.