1 - 2008

Применение ГеММа-3D v. 10 для производства моделей

Танк ИС-2

Танк ИС-2 (фото с сайта http://www.cardarmy.ru)

В прошлом цикле статей о практическом применении 10-й версии ГеММа-3D рассматривалось создание простой модели самолета Як-3 и изготовление формы для отливки фюзеляжа. Тот пример был по большей части иллюстративный. Настоящей публикацией мы открываем новый цикл статей об использовании «десятки» в моделировании. Для примера мы выбрали весьма интересный для моделистов предмет — трак для танка ИС-2* (см. фото).

Трак

Трак (фото с сайта http://www.cardarmy.ru)

О добывании чертежей и изготовлении собственно модели будет написано позже — в мемуарах, — так как журнал слишком мал по объему. Отметим лишь, что все обводы современной техники меркнут перед геометрией, созданной нашими предками без компьютеров и систем CAD-CAM-CAE, причем в довольно некомфортных условиях.

На рис. 1 показана электронная модель траков и «пальцев».

Рис. 1. Электронная модель трака

 

Рис. 1. Электронная модель трака

Рис. 1. Электронная модель трака

Столь сложная форма траков обусловлена как обеспечением проходимости и скорости многотонной машины, так и экономией материала.

Шаг первый. Создаем прямую, проходящую через начало координат.

Выбираем в меню Создать кривуюСечение. Получаем кривую, которая и будет линией разъема (рис. 2). Вообще-то это было сделано только для наглядности. Ибо можно, используя только прямую и выбрав рабочую плоскость, выполнить «разделку» трака с помощью пункта меню Обрезка проекцией. Поскольку деталь симметрична относительно плоскости YZ, работаем с половинками детали. Если деталь создана корректно, проблем с разборкой на верх и низ будущей формы не будет. Единственное, что могут предложить производители софта для форм, — автоматизировать именно эту операцию. Но, как подметил еще Л.И.Брежнев, «экономика должна быть экономной». Многие ли моделисты могут позволить себе программное обеспечение за много-много тысяч рублей?

Рис. 2. Линия разъема

Рис. 2. Линия разъема

Шаг второй. Определяем места, которые будут формоваться подвижными знаками.

Здесь ничего не придумано, несмотря на заверения многих производителей технологического софта, поэтому работаем руками и глазами. Места эти выделены красным на рис. 3.

Рис. 3. Проблемные места

Рис. 3. Проблемные места

Места под «пальцы» будут формироваться цилиндрическими знаками, повторяющими форму «пальцев». Создаем знаки для мест, выделенных красным, которые просто-напросто будут повторять форму этих мест. Некоторые геометрические преобразования — и знаки готовы (рис. 4).

Рис. 4. Модель подвижных знаков

Рис. 4. Модель подвижных знаков

Еще парочка несложных геометрических преобразований — и модель формы готова. После выбора пункта меню Создать => Абрис оболочки получаем контур, который описывает поверхности серого цвета на рис. 5.

Рис. 5. Модель формы

 

Рис. 5. Модель формы

Рис. 5. Модель формы

Места, выделенные желтым и ярко-зеленым, — это отверстия под формующие знаки.

Вроде остались пустяки типа литников, выталкивателей и воздушин. Но вот тут призадумаемся. Согласно ТТХ танка ИС-2, каждая гусеница состоит из 86 траков. Значит, модель у нас получится если не платиновой, то золотой точно, если лить каждый трак по отдельности. Выход напрашивается сам собой — лить сразу по нескольку траков. Ширина по оси Y модели трака — 160/35 = 4,57 мм (модель в масштабе 1:35). Так что можно отлить хоть всю ленту. Ну и пара траков, точнее четыре, должны быть отлиты отдельно. Они будут крепиться на лобовой броне танка. Если внимательно рассмотреть фото танка, то можно заметить выступающие скобы — они предназначены для крепления запасных траков. Кроме того, в этой же форме можно отлить «пальцы» и другие элементы ходовой части и подвески (рис. 6).

Рис. 6. Чертеж элементов ходовой части танка ИС-2

Рис. 6. Чертеж элементов ходовой части танка ИС-2

 

Чисто механическое копирование ничего не даст — пример показан на рис. 7. Здесь видно множество мест, где части формы пересекаются и перекрываются. О переделке формы для производства моделей траков речь пойдет в следующей части статьи.

Рис. 7. Накладка частей формы

Рис. 7. Накладка частей формы

Танк ИС-2 — тяжелый танк с классической конструкцией корпуса. Переднюю часть занимает отсек управления с рабочим местом механика-водителя, размещенным по центру, центральную часть корпуса — боевое отделение, над которым установлена башня, а заднюю часть корпуса — машинное отделение, где установлены двигатель и трансмиссия.

Первая партия из 35 танков ИС-2 (обозначались также ИС-122) была выпущена в декабре 1943 года на Кировском заводе в Челябинске. Серийный выпуск был начат в конце января 1944 года, и за месяц было собрано еще 35 танков. Но с февраля темпы выпуска начали нарастать, и уже с августа 1944 года каждый месяц с конвейера сходило по 250  машин. Выпуск был прекращен в декабре 1945 года, всего было изготовлено 4932 танка. После окончания войны эти танки поставлялись в Польшу, Чехословакию, Китай, Кубу и Египет.


*Танк ИС-2 — тяжелый танк с классической конструкцией корпуса. Переднюю часть занимает отсек управления с рабочим местом механика-водителя, размещенным по центру, центральную часть корпуса — боевое отделение, над которым установлена башня, а заднюю часть корпуса — машинное отделение, где установлены двигатель и трансмиссия.

Первая партия из 35 танков ИС-2 (обозначались также ИС-122) была выпущена в декабре 1943 года на Кировском заводе в Челябинске. Серийный выпуск был начат в конце января 1944 года, и за месяц было собрано еще 35 танков. Но с февраля темпы выпуска начали нарастать, и уже с августа 1944 года каждый месяц с конвейера сходило по 250  машин. Выпуск был прекращен в декабре 1945 года, всего было изготовлено 4932 танка. После окончания войны эти танки поставлялись в Польшу, Чехословакию, Китай, Кубу и Египет.

В начало В начало

САПР и графика 1`2008