6 - 2008

«САПР при проектировании необходима как воздух. Но без воздуха, конечно, проще…»

«САПР и графика» продолжает галерею портретов «АСов 3D-моделирования», победителей конкурса АСКОН. Сегодня мы представляем серебряного призера 2007 года Павла Трифонова, выпускника Тольяттинского электротехнического техникума.
Конкурс «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования» — одно из самых известных и престижных мероприятий для студентов технических вузов и колледжей. Он показывает, каких результатов могут добиться студенты, работая с программным обеспечением АСКОН, и определяет самых талантливых и перспективных. Интервью с конкурсантом — яркое тому подтверждение.

«САПР и графика»: Павел, где начинается взлетная полоса будущего «аса 3D-моделирования»?

Павел Трифонов: Наверное, моя взлетная полоса началась в 1985 году в Тольятти, когда я родился. А если говорить о первых профессиональных знаниях, то к черчению я пристрастился еще в школе. По причине переезда пришлось менять несколько мест учебы, и вот в одной из школ я встретил замечательного преподавателя  — Сергея Гивиевича. Он проводил уроки не просто интересно — он заражал своим предметом, и хотелось рисовать, чертить, творить, perpetuum mobile, так сказать. Он поставил мне «отлично» на экзамене. Видимо, в итоге это положительно повлияло на мое пространственное мышление. Хотя геометрия тоже всегда была моим любимым предметом.

Павел Трифонов, призер студенческого конкурса АСКОН

Павел Трифонов, призер студенческого конкурса АСКОН

А увлечения были совершенно обычные для школьников: спорт, музыка. Свободное время полностью посвящал лыжным гонкам: в будни — тренировки, почти каждые выходные — соревнования, сначала городского уровня, позже — областного.

С друзьями-гитаристами готовили выступления на школьные праздники. Играли в две и в три гитары, нам очень нравилось, слушателям, надеюсь, тоже. Но, я думаю, хорошо, что нас не слышали учителя музыки.

СГ: Тяжело было выбирать между лыжами и черчением? Как определялся с профессией?

П.Т.: В свое время я думал: «А не пойти ли мне на технологию деревообработки…» Но все-таки не пошел. Сложно выбрать, когда нравится почти все. Более перспективным мне показалось направление электроники, туда-то я и направился, а именно поступил в Тольяттинский электротехнический техникум. Выбор во многом был обусловлен тем, что техникум располагает богатой материально-технической базой, отвечающей современным требованиям к подготовке квалифицированных специалистов. В техникуме работает высокопрофессиональный педагогический коллектив, о котором положительно отзывались мои знакомые, окончившие его. А специальность я выбрал «Проектирование электронных приборов и устройств». Отучившись год, меня безудержно потянуло в ряды вооруженных сил. Я не смог отказать себе в этом удовольствии. Поскольку учеба шла успешно, а экзамены сдать не успевал, их мне поставили досрочно и автоматом. И отправился я в болотистую местность Дальнего Востока отдавать долг Родине. Поскольку Родине я был должен только два года, то по прошествии этого времени не замедлил вернуться, но уже в звании старшего сержанта.

Людмила Юрьевна Смирнова

Людмила Юрьевна Смирнова. Окончила Ленинградский институт авиационного приборостроения (ныне Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения). По распределению работала в Эстонии инженером-конструктором в городе Силламяэ. Затем вернулась в родной Тольятти. В настоящее время преподает в Тольяттинском электротехническом техникуме проектирование и технологию радиоэлектронной техники

Результатом двухлетнего обучения в техникуме стал еще и красный диплом. Тема дипломного проекта — «Разработка модуля индикации», частью которого была подробная 3D-модель электронного измерительного прибора. Научным руководителем моего дипломного проекта была Людмила Юрьевна Смирнова.

СГ: Каждый житель города Тольятти так или иначе связан с ОАО «АвтоВАЗ». И ты по окончании учебы отправился на автомобильный гигант?

П.Т.: Да, сейчас я работаю в лаборатории электроники. «АвтоВАЗ» — очень большая организация, я это понял, когда, передвигаясь по территории завода на автомобиле, попал в пробку... До моего подразделения добираться долго даже на словах: механосборочное производство => отдел электротехнических систем => лаборатория средств активного контроля. Мы занимаемся настройкой и ремонтом измерительной аппаратуры — из названия лаборатории видно, что приоритетными для нас являются приборы активного контроля.

Индикатор световой-линейный (ИСЛ)

Индикатор световой-линейный (ИСЛ)

Активный контроль следит за размером обрабатываемой детали. Как только деталь достигает нужного размера, сигнал попадает на электронное управление станком, обработка прекращается, автоматика меняет готовую деталь на заготовку, и цикл повторяется. Лаборатория обслуживает 600 единиц оборудования, а поскольку почти каждый станок уникальный, работа не бывает скучной и однообразной.

Измерительные датчики

Измерительные датчики

 

Система

Система

СГ: И параллельно с работой ты продолжаешь учиться?

П.Т.: После окончания техникума я поступил в Самарский государственный аэрокосмический университет. Поскольку я учусь по специальности «Проектирование и технология радиоэлектронных средств», дальнейшие планы неразрывно связаны с САПР. Ведь сейчас при проектировании САПР необходима как воздух. Хотя без воздуха, конечно, проще…

СГ: Как произошло твое знакомство с системами автоматизированного проектирования? Ведь в школьном курсе черчения их не изучают.

П.Т.: Действительно, впервые САПР я увидел уже в техникуме на предмете «Информационные технологии», на уроках осваивали 2D-проектирование в программе КОМПАС. Форсированное изучение КОМПАС-3D пришлось на последний год обучения параллельно с подготовкой дипломного проекта. За один учебный год надо было освоить программу и выполнить объемную 3D-работу.

При освоении программы постоянно пользовался удобной справочной системой, в которой без труда находил ответ почти на все интересующие вопросы. На начальных стадиях освоения большую теоретическую помощь получил от Людмилы Юрьевны, с которой мы нередко включали компьютер и разбирались, почему же у меня «не рисуется и не создается». В итоге обнаруживалась какая-нибудь моя глупая ошибка, после исправления которой я снова продолжал бурное плавание в трехмерном пространстве. Работая в системе, я настраиваю ее под себя, наиболее часто используемые операции привязываю к удобным для меня сочетаниям клавиш, в результате работа идет максимально продуктивно. Сейчас работаю в 9-й версии КОМПАС-3D.

Переменный резистор СП5-2 (в собранном и разнесенном виде)

 

Переменный резистор СП5-2 (в собранном и разнесенном виде)

Переменный резистор СП5-2 (в собранном и разнесенном виде)

СГ: Павел, победители студенческого конкурса АСКОН, те, кого называют асами моделирования, отличаются нестандартным подходом к учебе. Для них работа с КОМПАС-3D не просто способ получить хорошую оценку за курсовую, а возможность реализовать себя и проявить свои скрытые таланты. Как ты подходил к конкурсному проекту?

П.Т.: Узнав, что наш техникум ежегодно участвует в конкурсе «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования», я подумал: а я чем хуже? — и принялся за работу двойного назначения: диплом-конкурс.

Выбор объекта моделирования был связан с моим дипломным проектом. Я создавал модель электронного измерительного прибора. Это стационарный прибор для измерения автомобильных деталей после их обработки. Он разработан в научно-производственной лаборатории «Автоматические системы контроля», которая является совместной структурой Тольяттинского государственного университета и «АвтоВАЗа» и решает задачи автоматизации механообработки и производственного контроля качества деталей по геометрическим параметрам. С настройкой и обслуживанием данного прибора связана и моя трудовая деятельность.

Свой проект я в основном делал с натуры, но были и некоторые чертежи, которыми поделилась лаборатория. Индикатор работает в системе. К каждому такому индикатору подключаются два измерительных датчика, позволяющие измерить один размер, к примеру диаметр детали. Я сказал «к каждому» потому, что, как правило, для определения качества детали одного размера недостаточно.

Максим Юрьевич Богданов, генеральный директор АСКОН (слева); Людмила Юрьевна Смирнова, преподаватель Тольяттинского электротехнического техникума; Павел Трифонов, автор проекта «Индикатор световой-линейный»

Максим Юрьевич Богданов, генеральный директор АСКОН (слева); Людмила Юрьевна Смирнова, преподаватель Тольяттинского электротехнического техникума; Павел Трифонов, автор проекта «Индикатор световой-линейный»

В системе девять пар датчиков: три — по длине, три — по окружности. На каждую пару датчиков приходится один компаратор (он же индикатор), то есть всего девять приборов. Вот на такие системы смотришь с восхищением и думаешь: «Не приведи Бог их настраивать…»

Работа над проектом проходила на одном дыхании. Это действительно захватывающий процесс. Из-за ограниченности во времени приходилось работать допоздна. Казалось, я даже был рад, что сон не мешает моему творческому процессу. Получалось, что чем больше работаешь, тем больше хочется, и чем сложнее деталь, тем подробнее ее хотелось показать. Дошло до того, что переменный резистор с размерами 13x13x8 мм я разобрал и изобразил со всеми подробностями, благо измерительного оборудования под рукой хватало и даже такие миниатюрные детали можно было точно измерить.

СГ: Как ты оцениваешь работы своих соперников по конкурсу?

П.Т.: Я пожал руку Дмитрию Шрамко из Полтавы, автору проекта-победителя «Горный велосипед», согласившись, что его работа лучше. Действительно, детальность проработки велосипеда впечатляет, а сопровождение работы видеодемонстрацией многократно усилило визуализацию проекта.

СГ: Какую роль сыграл для тебя конкурс?

П.Т.: Участие в конкурсе дало мне очень много. В процессе подготовки пришлось выйти на высокий уровень владения 3D-моделированием, чем пользуюсь сейчас в повседневной жизни, на работе и в учебе. На награждении в Москве познакомился с интересными людьми, участниками конкурса и организаторами. Немалую роль при защите дипломного проекта сыграло то, что 3D-модель, сопровождающая теоретический материал и расчеты, была достойно оценена на международном конкурсе.

СГ: Что хотелось бы пожелать участникам конкурса?

П.Т.: Всем участникам новых конкурсов я предлагаю хорошо подумать перед началом работы и предупреждаю — это затягивает! Будьте осторожны: вполне может получиться, что трехмерное моделирование станет делом всей вашей жизни!

САПР и графика 6`2008