Revit Architecture 2009 — простое решение сложных задач
Модуль работы с масс-объектами
Инструменты по улучшению работы с объектами
В настоящее время на платформе Revit реализовано три самостоятельных решения:
- Revit Architecture — программа, предназначенная для архитектурного проектирования;
- Revit Structure — программа для проектирования и подготовки полного пакета технической документации структурных элементов строения, несущего каркаса здания;
- Revit MEP — программа для проектирования внутренних инженерных коммуникаций зданий и сооружений.
На платформе Revit можно осуществлять сквозное проектирование всего объекта, включая создание архитектурной модели здания, проработку несущих конструкций и разводку инженерных коммуникаций по зданию с получением полного комплекта технической документации, презентационной графики и видеоматериалов для представления проекта заказчику.
Отличительной особенностью принципа моделирования на платформе Revit является создание единой информационной модели здания, так называемой BIM-системы (Building Information Modeling) — общей базы данных, в которой на протяжении всего жизненного цикла, начиная с проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции и заканчивая сносом, хранится вся информация, относящаяся к данному зданию. Другими словами, BIM — это трехмерная модель здания, связанная с информационной базой данных, в которой каждому элементу модели можно присвоить дополнительные атрибуты, такие как цена, материал, стадия возведения, сноса объекта и т.д.
Ведение общей базы данных позволяет уже на самых ранних стадиях регистрировать и исправлять конфликты и разногласия с технической документацией, вносимые разными отделами и организациями в процессе работы над общим проектом.
В марте 2008 года фирма Autodesk объявила о выходе новой линейки программ, предназначенных для проектирования различных объектов. Среди них была и программа архитектурно-строительного направления — Revit Architecture 2009. Основные возможности, появившиеся в данной версии и отличающие ее от предыдущих, мы и рассмотрим в данной публикации.
До сих пор одним из главных недостатков программы Revit Architecture при создании тонированных изображений было то, что встроенные в него возможности не позволяли получать достаточно качественные изображения. Данная проблема была решена в 2009-й версии, где движок AccuRender был заменен на более сложный — движок для визуализации Mental Ray.
Безусловно, данная замена открыла для Revit Architecture новые перспективы при работе с естественным освещением, улучшив тем самым создание выбранных сцен, которые теперь получаются более качественными по сравнению со сценами, которые можно было получить в предыдущих версиях, где для визуализации использовался AccuRender (рис. 1).
Рис. 1. Визуализация, выполненная при помощи AccuRender
Теперь при выполнении задач по визуализации в Revit Architecture 2009 стало меньше диалоговых окон, с ними стало проще работать. Новым пользователям легче понять и выбрать необходимые команды, а у опытных появилась возможность получить доступ к более сложным настройкам для работы с выбранным объектом. Можно взять отдельный участок сцены для предварительного тестирования. Это бывает полезно для подбора оптимального варианта настроек, прежде чем будет обработано все изображение полностью.
Замена механизма, предназначенного для рендеринга, улучшила работу с различными материалами. Библиотека в Revit Architecture 2009 теперь содержит библиотеку различных материалов, аналогичных имеющимся в программе 3ds Max Design, которая была создана компанией Autodesk в 2009 году и предназначена для расширения возможностей архитекторов.
Mental Ray, встроенный в Revit Architecture 2009, безусловно, увеличивает возможности программы, хотя и не ставит ее на один уровень с другими полномасштабными профессиональными программами, такими как 3ds Max и 3ds Max Design, которые справляются с проблемами визуализации лучше. Новый движок повышает функциональность Revit Architecture 2009 в области визуализации, необходимой при представлении проекта членам команды или клиентам, а также улучшает возможности корректной передачи данных в 3ds Max и 3ds Max Design и обратно.
Рис. 2. Изображение с высококачественным разрешением, выполненное с помощью Mental Ray
На рис. 2 представлено изображение с высококачественным экранным разрешением. Операция создания подобных сцен занимает 35-40 мин. Конечно, это не быстрое решение поставленной задачи, однако у пользователя появилась наконец возможность, не прибегая к специализированным программам, создать достаточно качественное изображение за время обеденного перерыва или же при подготовке документов к ответственному заседанию. Широкий спектр текстур, содержащихся в пополненных библиотеках материалов, также является большим плюсом для использования встроенного в программу модуля визуализации при создании тонированных изображений.
Материалы и освещение
Материалы в библиотеке разбиты по разделам, таким как «Бетон», «Ткани», «Стекло», «Металл», «Дерево» и т.д. Их можно легко искать по ключевым словам и просматривать. Для каждого материала в Revit Architecture 2009 возможно задавать варианты внешнего вида с помощью различных визуализационных эффектов. Пример задания таких настроек для одного и того же материала приведен на рис. 3 и 4.
Рис. 3. Просмотр и настройка внешнего вида текстуры
Рис. 4. Библиотека различных текстур
При необходимости можно заменить выбранный вами материал на любой из уже внесенных в библиотеку нажатием кнопки «Заменить» в диалоговом окне. При этом на экране появляется большой спектр имеющихся текстур. Такая возможность есть при работе с любыми материалами, содержащимися в различных разделах (бетон, стекло, ткани, дерево и т.д.), а прибегать к текстурам, имеющимся во внешних библиотеках, за исключением специализированных типов и разновидностей материалов, нет необходимости.
К немаловажным усовершенствованиям в Revit Architecture 2009 можно отнести настройку более точного и реалистичного освещения при создании изображений и работу с фотометрическими элементами. Кроме того, источники освещения теперь могут быть объединены в группы.
Модуль работы с масс-объектами
Модуль работы с масс-объектами, который в последних версиях Revit Architecture был неизменным, в Revit Architecture 2009 претерпел значительные улучшения и теперь стал центральным. В него включен новый инструмент моделирования твердотельных объектов — Blend. Данный инструмент позволяет создавать сложную форму плавного перехода из одного профиля в другой по заданной траектории. Введение Blend расширяет спектр возможностей программы Revit Architecture при работе по созданию сложных форм, что может пригодиться при концептуальном проектировании нестандартных объектов. Как и раньше, если потребуется, вы можете преобразовать масс-объекты в элементы конструкции здания, такие как стены, крыши и перекрытия.
Инструменты по улучшению работы с объектами
В новой версии Revit Architecture 2009 появился инструмент Mirror («Зеркало»), позволяющий с легкостью создавать изображения, зеркально повторяющие уже созданные без повторной прорисовки. Например, если у вас есть детально проработанный план, вы можете получить его зеркальное отображение, выполнив всего одну операцию. Ранее такой возможности не было.
Кроме того, появились и другие улучшения в области моделирования, такие как автоматическая подчистка мест соединения бетонных балок между собой, присоединение их к стенам и колонам.
Немного изменился внешний вид интерфейса. В программу были введены такие средства навигации и манипуляции, как ViewCube и Steering Wheels. Они были добавлены не только в семейство программ, созданных на платформе Revit, но и во все продукты фирмы Аutodesk, которые используются при 3D-моделировании.
Рис. 5. Инструмент навигации ViewCube
Рис. 6. Инструмент навигации Steering Wheels
ViewCube (рис. 5) является инструментом навигации, который указывает на текущую ориентацию модели в пространстве. По мере необходимости положение модели легко изменить. Эта команда отображается по умолчанию, когда вы открываете 3D-изображение, но по желанию пользователя может быть отключена.
Steering Wheels (Штурвал), показанный на рис. 6, дает различные возможности работы с объектами, например он позволяет легко переключаться из 2D- в 3D-изображение и обратно, а также увеличивать, уменьшать, передвигать изображение и открывать виды, которые недавно использовались.
Работа с помещениями и зонами
В Revit Architecture 2009 улучшены функции работы с помещениями и зонами. Появилась возможность единовременной маркировки всех немаркированных помещений, перемещение марки при перемещении комнаты, поворот марки помещения, выравнивание в зависимом повернутом виде, возможность изменения вертикальных пределов, выравнивание границ помещений по высоте, а также заливка цветом на разрезах и сечениях.
Вообще, если сравнивать работу в программах, созданных на платформе Revit с программами, основанными на ядре AutoCAD, мы можем найти как преимущества, так и недостатки в работе обеих платформ. Но в отличие от универсального AutoCAD, ядро Revit изначально создавалось для работы с объемными объектами в области строительного проектирования. Построение объектов, а следовательно, и возможности работы с ними на ядрах Revit и AutoCAD принципиально различаются.
Использование платформы Revit открывает широкие перспективы в области архитектурно-строительного проектирования, и новые функции, внесенные в 2009-ю версию программы — еще один шаг к их реализации.
Получить подробные консультации и демо-версии упомянутых в статье программных продуктов вы можете у специалистов «Русской Промышленной Компании». Регистрация на семинары и тест-драйвы, подробная информация, специальные акции — на сайте (www.cad.ru).