C КОМПАС-3D студентам прививают любовь к «красивым инженерным решениям»
Собравшихся в зале «Сатурн» гостиницы «Космос» на церемонию награждения победителей международного конкурса «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования 2008» объединяло одно — все они гордятся своей профессией — инженер.
В течение шести лет компания АСКОН ежегодно проводит одно из самых известных в России и СНГ соревнований, позволяющих выделить наиболее талантливых студентов технических специальностей.
Благодаря конкурсу свои знания и возможности демонстрируют не только молодые знатоки 3D-моделирования, но и их преподаватели, а кроме того, специалисты могут порадоваться своим достижениям в профессиональной деятельности.
В этом году студенческие проекты для различных отраслей промышленности, таких как машиностроение, приборостроение, архитектура и строительство, претендовали на победу в шестом по счету конкурсе АСКОН.
Церемония награждения победителей состоялась в конце июня и собрала более ста участников: студентов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений России, Украины, Белоруссии и Казахстана , инженеров-профессионалов, работающих в КОМПАС-3D, и представителей компании — разработчика системы. Интерес к инженерным специальностям, гордость за выбранную профессию объединили будущих специалистов, их наставников и состоявшихся профессионалов на торжественном мероприятии АСКОН. Ведь создание проектов в 3D увлекает, превращая учебу в любимое хобби, а профессиональную деятельность — в дело всей жизни.
Начало церемонии
Евгений Антонов, победитель первого конкурса, выпускник Московского государственного университета природообустройства, приглашенный в качестве гостя, подчеркнул: «В то время, когда я поступал в институт, инженерные специальности были не в моде — мои ровесники предпочитали экономику и юриспруденцию. Но я выбрал технический институт, потому что мне всегда было интересно именно машиностроение». Защитив диплом в 2004 году, Евгений в настоящее время заканчивает аспирантуру, имеет в багаже несколько запатентованных проектов, работает по заказам ряда предприятий в области энергетики и ЖКХ. Руководитель конкурсного проекта Евгения Юрий Ревин, заведующий кафедрой механического факультета, отметил: «Конкурс будущих АСов — это фактически начало инженерной карьеры, как правило удачной!»
Евгений Антонов
Предпочтение инженерным специальностям при выборе будущей профессии подтвердил Александр Ляпощенко, руководитель проекта Сумского государственного университета: «На некоторых инженерных факультетах женская ”половина“ составляет до 90%. Это говорит о том, что вовсе не экономические специальности сейчас перспективны».
Женская «половина»
Команда молодых специалистов ОАО «Коломенский завод», победившая в профессиональном конкурсе 2008 года, провела для студентов презентацию своего предприятия и локомотивов, в разработке которых она принимает участие. Специалисты завода участвуют в профессиональном конкурсе с 2003 года и постоянно совершенствуют конструктивные решения. Работа над конкурсными проектами объединила инженеров, они стали сплоченной командой, нацеленной на победу: в прошлом году заняли 2-е место, а в этом — 1-е. Проект-победитель «Тепловоз 2ТЭ70» — это модель реального изделия, которое выпускается серийно. Его работоспособность доказана практически безотказной эксплуатацией на сложных участках Западно-Сибирской железной дороги.
Как показал конкурс, несмотря на юный возраст, подход будущих АСов к разработке проектов носит все более современный характер. О проекте «Зоопарк» ученицы 11-го класса Екатерины Питиримовой (МОУ «Лицей № 1», г.Лысьва) Ольга Калягина, координатор образовательной программы АСКОН, с восхищением сказала: «Под проект подведена целая идеология, проведено исследование детских площадок города, проанализированы их недостатки. В результате разработан проект площадки, которая должна, с одной стороны, развивать и объединять детей разных возрастов, а с другой — соответствовать всем требованиям безопасности и санитарным нормам».
Презентация ОАО «Коломенский завод»
Инициатива студентов понятна — конкурс помогает им раскрыть способность образно мыслить и превращать идеи в конструкторские решения, достойные высокой оценки профессионалов. Впечатлением от желания студентов участвовать в конкурсе поделились преподаватели. «Инициатива полностью принадлежала студентам», — Людмила Чоповая ( Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры); «Благодаря прекрасному студенту я присутствую на этой церемонии», — Татьяна Демиденко ( Харьковская национальная академия городского хозяйства).
По их мнению, студенты в работе с КОМПАС 3D превзошли своих учителей. «Но так и должно быть. Ведь основная задача тренера — не прыгать и бегать самому, а научить спортсмена делать это лучше остальных», — отметил Павел Григорьевич Талалай, доцент Санкт-Петербургского государственного горного института.
Дмитрий Оснач
«Многие конкурсные работы просто идеальны, их можно сравнить, например, со звездным небом. Оценивая их, члены жюри испытывали чувство восхищения», — произнес директор по маркетингу компании АСКОН Дмитрий Оснач в преддверии оглашения результатов конкурса. Он также добавил, что считает будущих АСов не будущими, а настоящими, и выразил благодарность преподавателям за то, что они прививают конкурсантам любовь к инженерной деятельности и созданию «красивых инженерных решений».
Не будущие, а настоящие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования!
Конкурс «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования» — это оценка перспектив отечественной промышленности, которая сегодня работает в условиях ужесточающейся международной конкуренции. Он обращает на себя пристальное внимание профессионалов — руководителей конструкторских подразделений предприятий, которые нуждаются в талантливых выпускниках. Поэтому для студентов победа в конкурсе — это залог будущих карьерных успехов.
Компания АСКОН активно сотрудничает со многими учебными заведениями, поэтому система твердотельного трехмерного моделирования КОМПАС-3D доступна для всех школ России в составе стандартного базового пакета ПО. Кроме того, лицензии профессионального ПО АСКОН есть у 815 университетов, институтов, колледжей, техникумов, профессиональных училищ и лицеев.
Кубки
В этом году в соревновании участвовало 95 проектов из 54 вузов и колледжей. «Радует обширная география представленных на конкурс работ. Очень приятно встречаться с друзьями из Украины, Казахстана и Белоруссии. В результате совместной деятельности наши страны станут не только ведущими индустриальными державами, но и мировыми лидерами во многих отраслях промышленности», — заявил Дмитрий Оснач.
В состав жюри конкурса вошли специалисты АСКОН, а также независимые эксперты: доцент Санкт-Петербургского государственного горного института Павел Григорьевич Талалай (руководитель проекта — призера конкурса 2007 года) и победитель прошлогоднего конкурса Дмитрий Шрамко.
Гран-при
Вологодский государственный технический университет. Вуз стал двукратным победителем конкурса (первую победу он одержал в 2005 году).
Проект — «Троллейбус»
Авторы — группа студентов 5-го курса
Руководитель проекта — Борис Алексеевич Шкарин
Технический руководитель — Алексей Алексеевич Антонюк
«Этот проект выполняется в течение двух лет и постоянно модернизируется. На его базе создается гибридный троллейбус. Он сможет перемещаться как за счет электродвигателя, так и за счет двигателя внутреннего сгорания. Сейчас такой троллейбус испытывается — он должен потреблять вдвое меньше энергии. КОМПАС-3D — это алмаз, который постепенно приобретает все больше граней и превращается в бриллиант», — подчеркнул Борис Шкарин.
Категория «До 200 деталей». 1-е место
Витебский государственный технологический университет
Проект — «Установка лабораторная для литья полимерных материалов»
Авторы — Ольга Эдуардовна Строганова, Виктор Викторович Лагутчев
Руководитель — Александр Кузьмич Новиков
Алексей Голубев, который представлял университет, отметил: «КОМПАС-3D у нас на кафедре используется как повседневный рабочий инструмент. Мы начинали с версии 5.11. И хочу отметить, что система заметно прогрессирует. Мы и впредь будем достаточно полно использовать ее функционал».
Категория «До 200 деталей». 2-е место
Западно-Казахстанский аграрно-технический университет
Проект — «Винтовка»
Автор — Александр Владимирович Рауш
Руководитель — Аскар Максутович Хамсин
«Я закончил 3-й курс машиностроительного факультета. Уже давно работаю в КОМПАС и даже участвовал в III Казахстанской студенческой олимпиаде КОМПАС-3D в Темиртау. О конкурсе АСов узнал, когда представитель АСКОН приезжал к нам в институт устанавливать 10-ю версию. Тогда и решил отправить свой проект. Изучил все проекты, которые были ранее, и появилась идея спроектировать винтовку, так как оружие на конкурс еще не представлялось. Это было достаточно трудно — в короткие сроки создать сложный интеллектуальный проект. Но у меня получилось, я даже занял 2-е место в ”легкой“ весовой категории. В этом году мы единственные, кто представляет Казахстан. И от того, что мы заняли призовое место, вдвойне приятно», — заявил Александр Рауш.
Категория «До 200 деталей». 3-е место
Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики
Проект — «Редуктор электропневматического автомата»
Авторы — Алексей Алексеевич Тонких, Никита Александрович Чурилов, Евгений Олегович Юрин
Руководители — Елена Александровна Матвеева, Жанна Ивановна Бородина
Категория «От 200 до 1000 деталей». 1-е место
Воронежский государственный технический университет
Проект — «Редуктор звездообразного однорядного девятицилиндрового поршневого авиадвигателя»
Авторы — Олег Николаевич Кириллов, Андрей Алексеевич Никитин
Руководитель — Виктор Иванович Гунин
«У меня ни дня, ни вечера не проходит без дружелюбного продукта КОМПАС-3D. Спасибо компании АСКОН за радость, которую доставляет работа в этой системе!» — сказал Андрей Никитин.
Категория «От 200 до 1000 деталей». 2-е место
Полтавский национальный технический университет
Проект — «Гидроприводная штукатурно-смесительная машина»
Авторы — Валерий Александрович Петля, Александр Сергеевич Филенко
Руководитель — Александр Григорьевич Онищенко
Категория «От 200 до 1000 деталей». 3-е место
Сумский государственный университет
Проект — «Установка вакуум-выпарная»
Авторы — Виталий Михайлович Маренок, Елена Леонидовна Хряпина
Руководитель — Александр Александрович Ляпощенко
«Представленные нами работы — это лишь часть выпускных работ студентов по нашей специальности. Они касаются монтажной проработки основного технологического оборудования на строительных участках. Компоновка оборудования и обвязка трасс трубопровода — это задача отделов отраслевых институтов, которые решают ее в очень длительные сроки. Мне приятно, что студенты, используя КОМПАС-3D, выполняют эти сложные задачи в короткое время, а также что эти работы заслужили высокую оценку организаторов конкурса», — с гордостью заявил Александр Ляпощенко.
Категория «Свыше 1000 деталей». 1-е место
Омский государственный технический университет
Проект — «Первая ступень межконтинентальной баллистической ракеты»
Автор — Дмитрий Викторович Шейкин
Руководитель — Анна Генриховна Янишевская
Категория «Свыше 1000 деталей». 2-е место
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
Проект — «Зернопогрузчик»
Автор — Виктор Викторович Дмитриев
Руководитель — Игорь Григорьевич Пономаренко
Категория «Свыше 1000 деталей». 3-е место
Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
Проект — «Кран башенный»
Авторы — Максим Эдуардович Хожило, Дмитрий Иванович Левченко
Руководители — Александр Иванович Голубченко, Людмила Николаевна Чоповая
Специальные приз экспертной комиссии «За творчество и оригинальность»
МОУ «Лицей № 1» (г.Лысьва).
Проект — «Детская площадка “Зоопарк ”»
Автор — Екатерина Питиримова, ученица 11-го класса
Руководитель — Ирина Валерьевна Баранова
Специальные приз экспертной комиссии «За творчество и оригинальность»
Самарский государственный технический университет
Проект — «Электрогитара ibanez»
Автор — Константин Сергеевич Глотов
Руководитель — Владимир Александрович Дмитриев
За лучший проект учебного заведения среднего профессионального образования
Тульский автомеханический колледж транспортного строительства
Проект — «Коробка перемены передач ЗИЛ-431410»
Авторы — Александр Юрьевич Седов, Дмитрий Александрович Перминов, Александр Николаевич Стариков, Александр Сергеевич Верещако
Руководители — Игорь Николаевич Хромченков, Римма Викторовна Бондарь
За лучший проект в области проектирования средств технологического оснащения
Челябинский государственный агроинженерный университет
Проект — «Приспособление для растачивания колодцев корпусов насосов»
Автор — Евгений Владимирович Кочкин
Руководители — Юрий Анатольевич Гурьянов, Виктор Иванович Шатруков
За комплексное проектирование промышленного объекта
Сумский государственный университет
Проект — «Абсорбционно-сушильное отделение производства серной кислоты»
Авторы — Виталий Михайлович Маренок, Юлия Александровна Толстун
Руководитель — Александр Александрович Ляпощенко
За лучший проект в области архитектуры и градостроительства
Харьковская национальная академия городского хозяйства
Проект — «Проект жилой группы»
Автор — Сергей Леонидович Леонтьев
Руководители — Татьяна Павловна Демиденко, Александр Вячеславович Завальный, Татьяна Владимировна Жидкова
«Сергей — уже ас, и за ним должна стоять очередь из работодателей, которые занимаются строительством», — заявила Татьяна Демиденко.
За лучший проект в области приборостроения
Южно-Уральский государственный университет
Проект — «Пульт оператора»
Авторы — Оксана Жавдатовна Шагиахметова, Ксения Рифкатовна Хасанова
Руководители — Дмитрий Алексеевич Кацай, Ирина Анатольевна Баранова
Критерии оценки конкурсных работ на церемонии награждения озвучил Игорь Волокитин, продакт-менеджер АСКОН по КОМПАС-3D:
- грамотность 3D-моделирования (оценивается подход к проектированию с точки зрения использования этого изделия в производстве и легкости внесения в его конструкцию изменений);
- использование функциональных возможностей системы;
- сложность спроектированного изделия;
- качество инженерной проработки;
- работоспособность изделия (большое внимание уделялось сборкам, где правильно должны быть наложены сопряжения, которые дают возможность легко получить анимацию сборки и разнесенных узлов, проверить механизм в действии, не прибегая к сторонним продуктам);
- визуальное оформление модели (многие работы заявлялись не как конструкторские, а как изготовление наглядных пособий для самих учебных заведений, чтобы студенты могли ознакомиться с конструктивными решениями);
- представление конкурсного проекта — наличие презентаций, видеороликов и соответствующих материалов, чертежей и описаний.
В этом году проекты впервые были разделены на «весовые» категории — это было пожеланием участников прошлогоднего соревнования. В каждой категории присуждались три призовых места.
Дмитрий Шрамко заметил: «Есть много работ, которые превзошли мой проект, занявший в прошлом году первое место. Это говорит о том, что студенты заметно прогрессируют».
С 1 сентября по 1 июля — период ежегодного проведения конкурса. Постоянный адрес конкурса: konkurs@ascon.ru. Галерея конкурсных проектов: http://edu.ascon.ru/yearlist.php. Итоги следующего конкурса «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования» будут подведены в середине 2009 года.