«Мы начинали работать с КОМПАС по графику: по два часа два раза в неделю…»
Продукты компании АСКОН уже давно завоевали популярность среди профессиональных конструкторов промышленного производства самых разных отраслей отечественной промышленности. О многолетнем сотрудничестве с компанией, об использовании программы КОМПАС и об эволюции сознания инженера советской эпохи мы беседуем с главным конструктором ОАО «Информационные телекоммуникационные технологии» Владимиром Дмитриевичем Голуненко (г.Санкт-Петербург).
«САПР и графика»: Владимир Дмитриевич, история вашего предприятия исчисляется десятилетиями, немалая часть которых отмечена неизменным сотрудничеством с компанией АСКОН. Расскажите, как все начиналось?
Владимир Голуненко: Да, действительно, мы уже давно сотрудничаем с компанией АСКОН. А все начиналось в начале 90-х. В те годы компания уже успела заявить о своих разработках, и мы пристально к ним присматривались. Наше предприятие образовалось на базе Научно-исследовательского института объединения «Красная заря», известного в СССР как разработчик и производитель АТС.
На тот период мы уже были, как сейчас говорят, «продвинутыми» в том смысле, что имели возможность знакомиться с новыми технологиями, в частности с продуктами зарождающейся компьютерной эпохи. Находясь на стажировке во Франции, например, мы одни из немногих наших соотечественников могли пользоваться системой PDM и посмотреть спецификацию какого-нибудь завода на компьютере — для многих в то время это было недоступно.
Наш генеральный директор понимал перспективы развития САПР, поэтому профессионально интересовался новинками программного обеспечения. Мы уже тогда проводили исследования разных графических пакетов, среди которых был и КОМПАС. Прежде чем остановиться на нем, мы перепробовали разные варианты продуктов программного обеспечения того времени. Купили даже минский пакет, дилеры пообещали нам поддержку, но после установки возникла масса вопросов, поскольку, сами понимаете, техника в то время была несовершенна, система работала с большими сбоями, а разработчики были далеко. Параллельно мы изучали решения АСКОН, нам тогда уже передали пакет в опытную эксплуатацию. Надо сказать, наши инженеры очень быстро освоили продукт. Техническая поддержка отечественного вендора была безупречна — стоило только позвонить, специалист без промедления приезжал, разбирался, помогал; даже по телефону можно было решить какие-то вопросы. Таким образом, мы стали осваивать программу. Сначала у нас появилось два компьютера, на которых был инсталлирован КОМПАС, и люди по установленному графику (!) работали на них — по два часа два раза в неделю. В результате мы поняли, что работа на компьютере дает более быстрый и более качественный результат. Так что необходимость в закупке новых компьютеров и установке на них программ АСКОН была очевидна. Проведя научно-технический совет, на котором были заслушаны доклады специалистов с результатами сравнительных анализов разных программных пакетов, мы остановились на КОМПАС.
СГ: А чем конкретно в те годы занималось ваше предприятие?
В.Г.: Основная деятельность нашего предприятия — приборостроение. Я вспоминаю годы перестройки, когда специалистов нашего направления стало мало, и мне, как главному конструктору, надо было решать, каким образом малочисленным коллективом выполнять крупные заказы — большие объемы работ. Надо сказать, приобретение графического пакета АСКОН нам очень помогло. Как раз в тот период экономика страны стала разваливаться, но, тем не менее, госзаказы еще были. Для сравнения: в конструкторских отделах до перестройки работало до 200 специалистов, а после осталось только 13. И вот с помощью этих 13 человек, мы, используя элементы САПР, успевали что-то строить. Сегодня у нас в штате специалистов-конструкторов недостаточно — всего 22 человека, но они, используя все возможности нашего программного обеспечения и многолетний опыт, успевают справляться со своими производственными задачами. Во многом благодаря тому, что мы с АСКОН сотрудничаем уже много лет, компания всегда идет нам навстречу и позволяет пользоваться опытным пакетом новых версий программ, прежде чем мы получаем возможность их купить.
В настоящее время у нас готовится новый большой совместный проект, под который мы приобретаем много лицензионных мест, готовим серверы, покупаем технику, ремонтируем помещения.
СГ: Вам хватает возможностей программы КОМПАС?
В.Г.: Да вполне — мы, в принципе, имеем дело с несложными изделиями, к тому же у нас специально разработаны базовые несущие конструкции, на основе которых мы делаем компоновку изделия или аппаратуры, используя уже готовые наработки. Благодаря тому что наш основной партнер — знаменитый завод имени Козицкого (ФГУП «ОПЗ им. Козицкого», в советское время выпускал телевизоры. — Прим. ред.) устанавливает родственные программы, мы надеемся на успешное сотрудничество в плане сквозного проектирования и доведения наших изделий до конкретных производств.
СГ: Молодые специалисты к вам приходят? Они знакомы с программой КОМПАС?
В.Г.: Приходят... Программу КОМПАС, как правило, ребята уже знают. Понимаете, так как наше предприятие относится к оборонной промышленности, уровень зарплат у нас невысок, в основном уровень зарплаты определяется стажем работы. Наше руководство, безусловно, старается разрешить этот вопрос, увеличивая зарплаты, но пока все-таки специалистов не хватает, несмотря на специальную программу по привлечению молодежи.
СГ: Когда вы только начинали осваивать САПР АСКОН, тяжело было убедить людей сесть за компьютер и научить их работать по-новому?
В.Г.: Да, вообще-то это было непросто, поскольку люди были уже в возрасте, они привыкли работать по-старинке, то есть — карандаш, бумага, кульман. Это сегодня наши дети и внуки, кажется, с рождения знают компьютер, настолько легко они осваивают программы любой сложности. Тогда же время было другое, убедить людей жить и работать по-новому было довольно трудно. Но, поскольку программа оказалась весьма доступной, со временем все наши сотрудники преодолели этот барьер и научились прекрасно в ней работать.
СГ: Вам приходилось работать в других зарубежных сапровских программах?
В.Г.: Да, мы работали. Но «Автокад» — это что? Это тот же самый кульман и карандаш… КОМПАС — это уже библиотеки, это автоматизация работы. Надо сказать, что сейчас выбор чертежно-конструкторских программ достаточно широк, но, как выяснилось, они нам не очень нужны. КОМПАС идеален для нас во всех смыслах, другие аналогичные программы для нашей специфики просто-напросто избыточны. У каждой программы есть свой уровень. Одно дело — конструирование самолета, там сотни тысяч деталей и сборок, а другое — как у нас — базовые конструкции и проектирование на их основе. В нашем случае лучше продукции АСКОН и не придумаешь, к тому же соотношение цены и качества оптимально, а это тоже весьма существенный момент.
СГ: Руководство вашего предприятия поддерживает вашу позицию использования отечественного САПР?
В.Г.: Да, конечно, наш нынешний директор — представитель молодого поколения, он прекрасно понимает, что за такими программами будущее. Во-первых, техническая поддержка — это важный аспект; во-вторых, большое количество обновлений. В-третьих, отсутствие тайных закладок. И самое главное — это родной, русский продукт, техническое обеспечение которого просто и доступно. Все это значительно упрощает процесс. Иностранный программный пакет в этом смысле предусматривает очень сложную процедуру использования, поскольку работать через посредников всегда очень неудобно.
СГ: Не секрет, что многие зарубежные САПР сложны в освоении и расходы на обучение работе с этой программой для предприятия иной раз сопоставимы со стоимостью приобретения CAD-решения. Как у вас решается вопрос обучения специалистов?
В.Г.: Наши специалисты проходили обучение в фирме АСКОН. Совсем недавно мы установили две лицензионные системы КОМПАС-3D. Наши сотрудники имели все возможности подробно ознакомиться с программой, увидеть все ее преимущества, попробовать создать модель в трехмерном пространстве, где можно отследить все мелочи, стыки деталей и т.д.
За три месяца наш завод освоил новую конструкцию, а раньше на это потребовалось бы не меньше года, а полный цикл работ вообще мог длиться до пяти лет (это при работе на кульмане). КОМПАС-3D у нас знают все конструкторы, и если есть необходимость создать конструкцию именно в этом формате, то любой из наших инженеров способен это сделать. Причем здесь главное преимущество в том, что в 3D невозможно допустить ошибку, на нее всегда укажет программа, а раньше такие ошибки обнаруживались уже на стадии производства, в процессе сборки, когда, например, какая-то крышка оказывалась не того размера, и приходилось перезапускать производство и переделывать детали, что, естественно, требовало и дополнительного времени, и дополнительных финансов. Продукция компании АСКОН оптимально нам подходит, устраивает нас и помогает осуществлять массу инженерно-конструкторских задач на нашем производстве. Мы вполне довольны нашим сотрудничеством и надеемся на то, что в дальнейшем оно будет не менее плодотворным.
СГ: Владимир Дмитриевич, спасибо за интересную беседу!