Наступает время хороших новостей
Уважаемые читатели «САПР и графика»! Все вы заметили, что в последних номерах нашего журнала появилась информация о новом отечественном продукте — nanoCAD, разработанном российской компанией ЗАО «Нанософт». За эти месяцы в редакцию поступило очень много обращений с просьбой рассказать, что это такое и с чем его «едят». Я связался с компанией «Нанософт» и попросил дать пояснения. Каково же было мое изумление, когда я узнал, кто является основателем компании!
Здесь я позволю себе небольшое историческое отступление. Человек этот не только стоял у истоков создания отечественного рынка САПР, но и на протяжении всего последующего периода, а это более 20 лет, активно менял приоритеты направления его развития не только в нашей стране, но и за ее пределами. Две крупнейшие отечественные сапровские компании были созданы при непосредственном его участии. Мало того, он являлся основным идеологом создания журнала «САПР и графика» более 12 лет назад. Именно тогда мы и познакомились: когда по окончании аспирантуры я пришел в издательство, он присутствовал при моем первом собеседовании.
Итак, смотрите, кто пришел!.. Представляю вашему вниманию интервью с председателем Совета директоров компании ЗАО «Нанософт» Игорем Даниловичем Ханиным, который любезно согласился ответить абсолютно на все наши вопросы, что также стало для меня большим сюрпризом, ведь за 12 лет существования журнала «САПР и графика» это первое его интервью.
Дмитрий Красковский: Компания ЗАО «Нанософт» была организована два месяца назад. Расскажите, каковы основные направления ее деятельности.
Игорь Ханин: Для начала я попробую изложить саму бизнес-идею. Она очень проста: отсутствие платежей за право пользования нашими программными продуктами. Иными словами — инсталлируй, зарегистрируйся и работай с выбранным пакетом на здоровье, будучи лицензионно чистым ровно на 100%! Вот и вся идея. Вы спросите, а где в этой идее бизнес? Все еще проще. Программный продукт — живой организм, который постоянно развивается, обрастает новыми функциями, адаптируется к нуждам пользователей. Хочешь иметь ко всему этому доступ и влиять на развитие продукта — купи абонемент. Цена определенно удивит и обрадует. 300 рублей в месяц, например. Не нравится тебе продукт, не подходит, привык к другому ПО — не покупай. В любом случае ты ничего не теряешь, потому что у тебя есть быстрая, бесплатная и легальная возможность убедиться в том, что он тебе не нужен. По-моему, просто и красиво.
Теперь по поводу основных направлений нашей деятельности. Собственно, они практически совпадают с тематикой вашего журнала — автоматизация проектирования в различных областях. Иными словами, мы предлагаем набор программных решений для автоматизации проектирования в строительстве промышленных и гражданских объектов, дорожном строительстве, проектировании объектов инфраструктуры, в машиностроении и т.д.
Все наши решения базируются на собственной графической 3D-платформе — nanoCAD. При разработке nanoCAD мы поставили перед собой две серьезные задачи. Во-первых, совместимость по данным и форматам хранения с наиболее популярными и распространенными сегодня платформами. Во-вторых, простота применения и минимальные временные затраты — не больше одного рабочего дня для перехода с используемых платформ на nanoCAD. Мы постарались эти задачи решить, а насколько хорошо это у нас получилось — судить нашим будущим пользователям.
Что дает нам дополнительные силы и веру в наш успех? То, что называют сверхидеей, которая звучит так: «Сделано в России». Для нас это очень важно — реализовать разумный, полезный и красивый проект, который без преувеличения может стать такой же визитной карточкой страны, как, скажем, победа «Зенита» в футбольном кубке УЕФА. Мы считаем, что можем разрабатывать и продвигать программное обеспечение не хуже западных производителей. Наши решения предназначены прежде всего для российских инженеров и конструкторов, проектировщиков и строителей. Вместе с тем мы совершенно не собираемся ограничиваться территорией России и даже стран СНГ. Уже к концу 2008 года ожидается релиз наших продуктов на китайском и японском языках. Идет работа по локализации на испанский и португальский языки. Да, совсем забыл отметить, что разработка всех продуктов проходит параллельно на русском и английском. Мы, безусловно, понимаем, что язык меню, справки и документации — это далеко не все, что нужно для успешного выхода на международный рынок. Работа по «кантрификации» тоже идет полным ходом, благо понимание и опыт у нас есть.
Д.К.: Сколько сейчас сотрудников в компании «Нанософт»?
И.Х.: Несмотря на кажущуюся простоту, вопрос сложный. Попробую объяснить, почему. Как вы успели заметить, у нас довольно дерзкая и необычная бизнес-идея. Для быстрой и успешной ее реализации нам потребовалось нестандартное организационно-структурное решение в плане построения компании ЗАО «Нанософт». Непосредственно в компании сегодня работает не очень много людей — около 20 человек. Бoльшая часть разработок программных продуктов и реализация других бизнес-процессов выполняется по аутсорсингу. Полностью своими силами мы делаем только 3D-платформу — nanoCAD и инструментарий для работы с ней. Кстати, еще раз подчеркну, что nanoCAD спроектирована как открытая платформа. В недалеком будущем весь инструментарий для разработчиков приложений станет полностью доступным.
Естественно, в течение следующих шести месяцев количество сотрудников удвоится, но не более того. По крайней мере, я на это надеюсь.
Мы не открываем позиций в нашей новой компании, и в этом наше отличие от множества классических организаций, но при этом постоянно ищем талантливых и увлеченных людей, которые верят в идею и готовы работать в режиме высокого творческого тонуса. Очень внимательно относимся к тем, кто просто приходит или обращается по телефону и прямо заявляет, что хочет работать в нашем проекте, потому что видит за ним силу и правоту. На самом деле так и должно быть. Это правильная реакция профессионала, человека думающего и свободного, на феномен рождения «Нанософта». Так что добро пожаловать всем, кто хочет реализовать себя в действительно инновационном проекте, благо идея очень многогранна и даже нам видны пока лишь предварительные ее очертания. Но то, что уже построилось и оформилось, — радует. Словом, есть невероятно простая и красивая идея, имя которой «Нанософт».
Д.К.: Расскажите немного о разработках вашей компании.
И.Х.: Сегодня мы выходим на рынок с двумя решениями: nanoCAD СПДС и nanoCAD Механика. Названия говорят сами за себя в смысле области применения. Но это сегодня... А уже в начале осени мы выпустим nanoCAD СКС — проектирование систем кабельных сетей, nanoCAD Электро — проектирование систем электроснабжения, nanoCAD ОВ — проектирование систем отопления и вентиляции, nanoCAD ВК — системы водоснабжения и канализации. К концу осени ожидаем выхода решений в области проектирования технологических трубопроводов, проектирования электрики для машин и механизмов. В начале следующего года будут готовы решения для архитекторов, проектирования металлоконструкций, фундаментов и армирования, а также для работы с генпланом, внешними коммуникациями и т.д.
Разработчики особо заботятся о максимальной функциональности программного обеспечения — инструменты каждой конфигурации позволяют немедленно приступать к созданию полноценных рабочих проектов, имея начальные элементарные навыки работы в САПР. Технологические настройки среды проектирования полностью соответствуют российским нормам проектирования и международным отраслевым стандартам. Здесь очень важно, что это не просто локализованное и адаптированное ПО. Эти разработки делаются для России и, что называется, рождаются в России, естественным образом впитывая национальные особенности и, если хотите, сам уклад проектирования.
Д.К.: На специалистов каких областей будут рассчитаны ваши разработки, то есть кто будет вашим основным клиентом?
И.Х.: Мы нацелены на массовость, при этом в наших планах привлечь своим подходом и политикой продвижения тех специалистов, которые нуждаются в сапровских решениях, но сегодня даже не помышляют об этом. Мы считаем, что на самом деле это рынок массовый по своей природе. Концентрация разработчиков на очерченном круге традиционных областей связана с неоправданно высокой ценой базовых решений, с неповоротливостью и нечуткостью самих разработчиков по отношению к нуждам потребителей.
Если отвечать на ваш вопрос прямо, то мы не рассчитываем на одного или нескольких очень крупных клиентов, которые будут приносить нам большую часть прибыли. Нашим основным клиентом будет инженер, конструктор, проектировщик, строитель, эксплуатационник, землеустроитель и т.д.
Д.К.: Кто, по вашему мнению, станет вашим основным конкурентом?
И.Х.: В этом вся интрига нашей позиции на рынке аналогичных услуг. Как ни смешно, как ни заносчиво это может выглядеть на первый взгляд, но конкурентов нет. Скажу откровенно — нашим основным и единственным конкурентом будет качество и уровень наших программных решений. Мы это очень хорошо понимаем и работаем не покладая рук. Как все знают, программных продуктов без ошибок не бывает. Даже у всемирно известных компаний-разработчиков первые версии программных продуктов не всегда можно эксплуатировать в промышленном режиме. Нам тоже этого не избежать. Но… дорогу осилит идущий!
Других конкурентов у нас нет. Это с полной очевидностью следует из нашей бизнес-идеи.
С точки зрения продуктовой или функциональной конкуренции ситуация не столь очевидная. В некоторых решениях мы лидеры де-факто, в некоторых отстаем. Тем не менее, как по-вашему, что эффективнее? Огромный тяжеловесный супертехнологичный продукт с прикрученным адаптированным и не всегда локализованным модулем для решения конкретной задачи по методу «как у них там принято» или специализированный софт, спроектированный и разработанный специально для решения той же самой конкретной задачи, но еще с учетом того, чему у нас в институтах людей учат?..
Конечно, то, что я сейчас говорю столь убежденно и в чем мне видится логика и правда, не означает, что на рынке о нас будет сформировано именно такое мнение и сразу возникнет точное понимание и доверие к идее. Сильному продукту и сильному игроку «по штату» полагаются недруги или мелочные тираны. Они, кстати, создают здоровое продуктивное напряжение, которое лишь укрепляет силы и держит в тонусе. Но о том, что думают о нас недруги, лучше спросить у них, это их проблема и головная боль. Мы же просто будем делать свое дело и реализовывать свою концепцию. Если кто-то согласен с ней — нам по пути, если нет — то это выбор каждого конкретного человека или организации. И мы уважаем их право этот выбор делать.
Д.К.: Какие основные преимущества будут иметь ваши продукты? В чем вы видите свою сильную сторону?
И.Х.: В принципе, я уже частично ответил на этот вопрос. Но скажу еще несколько слов о перспективах развития. Как ни странно, именно тот факт, что мы новая компания, — наше большое преимущество. Почему? Во-первых, мы не тащим за собой груз технологических ошибок, то есть берем самое лучшее и оптимальное, во-вторых — у нас нет возможности выпустить продукт/версию, которая де-факто будет нерабочей или неудобной (то есть у нас нет временного запаса, чтобы отсидеться в кустах), в третих — мы изначально фокусируемся на глубокой специализации продуктов, и, наконец, в-четвертых, мы понимаем, что программное обеспечение — всего лишь часть продукта и есть еще несколько важных составляющих: поддержка, библиотеки, обмен знаниями и так далее — в которые сами пользователи могут внести свою лепту.
Д.К.: За счет каких сегментов рынка вы планируете расширение бизнеса?
И.Х.: Вы, очевидно, ошибочно считаете новый проект продолжением прежнего, имея в виду мою недавнюю деятельность в CSoft? Так вот, данный проект не имеет к прежнему никакого отношения. Более того, «Нанософт» — прямой конкурент CSoft и Consistent Software, к созданию которого я тоже приложил руку. Действительно, и Consistent Software, и CSoft, и рынок в целом показывают в последнее время очень хороший рост, и это связано как с благоприятной экономической ситуацией, так и с процессом легализации, который происходит последние несколько лет. Можно говорить о том, что и компания, в которой я работал до июня этого года, и многие другие компании находятся в фазе «собирания сливок». Там принципиально важно правильное построение и контроль бизнес-процессов, оптимизация деятельности. Мне же более интересно заниматься чем-то принципиально новым. На базе имеющегося опыта, разумеется.
Я верю в этот проект. Это связано даже не столько с перспективностью разработок или с потенциалом людей, которые в них вовлечены, хотя все это по отдельности заслуживает очень большого уважения. Мне важно находиться в центре формирования нового, будущего тренда. И если внимательно посмотреть, то во многих отраслях, тем более в IT, уже можно разглядеть его очертания. Как говорится: «стоять смирно — что упасть замертво». И мне странно, что многие люди, работающие на этом рынке, — те, у которых я черпаю идеи для нашего проекта, не обращают должного внимания на дыхание и пульс этого рынка, то есть не доверяют собственной интуиции.
Д.К.: Как будет построена дилерская сеть (обучение клиентов и осуществление продаж)? Может быть, этим напрямую занимается ваша компания без посредников?
И.Х.: Дилер дилеру рознь. Точнее, большинство сапровских дилеров как раз одинаковы: в качестве результата обследования заказчика на предмет автоматизации проектирования они выдают спецификацию на закупку как можно большего количества разных программных продуктов из своего прайс-листа. И больше ничего! Кстати, это еще не самый плохой вариант, потому что все остальные даже не знают, что термин «обследование» имеет непосредственное отношение к их бизнесу. Мне известно не более пяти компаний во всей России, которые понимают, чем и как нужно на этом рынке заниматься, чтобы зарабатывать деньги и приносить пользу своим заказчикам.
Поэтому дилеры, зарабатывающие деньги на банальной перепродаже коробок, нам не нужны. В нашем подходе нет традиционных продаж и собственно дилерской сети.
В то же время компании, которые занимаются реальным внедрением технологий автоматизации комплексного проектирования, должны выиграть от нашей технологии. Существующая практика создания и продажи САПР-программ нуждается в фундаментальных изменениях. Не секрет, что высокая цена качественных программных продуктов иностранных производителей — это скрытая и несправедливая форма налога с честного и законопослушного субъекта хозяйственной деятельности. Мы предлагаем пользователям перенести акцент с полной авансовой оплаты права пользования программным продуктом на минимальные регулярные платежи за предоставление услуги по получению обновлений. Это позволит резко увеличить рентабельность творческого, инновационного проектного процесса в России. В конце концов, любые программные продукты — это всего лишь инструменты для увеличения эффективности основного бизнеса их пользователей. Но инструментами надо уметь пользоваться, причем как каждому пользователю в отдельности, так и группе специалистов, работающих над одним проектом. Простая закупка такого рода инструментов может решить только одну проблему — с правоохранительными органами в смысле использования нелицензионного программного обеспечения. И больше ничего. Я уверен, что проектные организации должны прежде всего инвестировать средства в создание информационной инфраструктуры, позволяющей организовывать командное, комплексное выполнение проектных работ. А для этого нужно разрабатывать и внедрять огромное количество стандартов, технических регламентов и т.д. Но после закупки софта на это мало у кого хватает средств.
Наш подход позволяет самым серьезным и выгодным для заказчика образом реструктурировать затраты на автоматизацию процесса проектирования. Инвестируйте в свой бизнес и в повышение его эффективности и технологичности, уважаемые пользователи. Причем инвестировать при таком подходе можно из уже полученной от использования наших решений прибыли, а не виде предоплаты за еще не внедренные лицензии и АРМы.
Д.К.: В каких направлениях вы планируете развивать свои продукты?
И.Х.: Мы работаем с максимальной интенсивностью. В первую очередь планируем вывести наиболее востребованные (распространенные) приложения и заложить открытый базис для создания новых приложений, чтобы приступить к реализации нашей концепции уже этой осенью. Понятно, что у нас есть решения не для всех областей, но мы привлекаем на разных условиях всё новые группы разработчиков и надеемся заразить своей идеей и разработчиков из числа читателей вашего журнала. Мы также приглашаем к сотрудничеству все известные российские компании (для нас очень важна в этом проекте национальная идея) для участия в разработке доступного САПР.
Д.К.: Как вы считаете, российский рынок САПР уже полностью сформирован или возможны потрясения вследствие появления новых игроков и технологий?
И.Х.: К счастью для молодых новаторов, современные информационные технологии и Интернет дают новые шансы, и я почти уверен, что каждый год будут появляться новые игроки и новые подходы. Самое главное здесь смелость, скорость и профессионализм. Именно это станет залогом успеха. И потом, разве не понятно, что одно из таких потрясений — это мы? Вот вам и пример.