6 - 2008

Автоматизированный модуль «Распознавание творческого эскиза одежды»

Варвара Гетманцева

Развитие современного промышленного производства направлено на автоматизацию всего производственного цикла, включая этапы проектирования внешнего вида промышленных образцов. Эта тенденция особенно актуальна для предприятий швейной промышленности, так как в цепочке начальных этапов автоматизированного проектирования моделей существует информационный разрыв, обусловленный использованием различных программных средств. Например, применение дизайнерами и конструкторами различных графических инструментов и программных пакетов для реализации своих идей значительно затрудняет процесс передачи объективной информации на таких этапах, как создание творческого эскиза и построение конструкции. Существует необходимость в разработке интегрированной интеллектуальной автоматизированной среды, обеспечивающей информационную взаимосвязь данных этапов проектирования.

Одной из основных причин информационного разрыва в процессе преобразования графического отображения модели из художественного эскиза в конструкцию является различие в форме и формате задания информации. Использование технического эскиза в современных САПР одежды должно стать связующим информационным звеном между художественным эскизом и конструкцией изделия (рис. 1). В ряде САПР одежды уже реализован модуль построения технического эскиза, однако необходимо дальнейшее наращивание его функциональных возможностей. Например, одним из актуальных направлений является разработка информационной взаимосвязи творческого и технического эскизов. При этом модельер-конструктор должен быть обеспечен инструментами для анализа и оценки конструктивно-композиционного решения модели одежды, а также средствами для преобразования визуальной информации в техническую. Данное направление реализовано в программном модуле «Распознавание творческого эскиза».

Рис. 1. Процесс преобразования графической информации в интегрированную САПР одежды

Рис. 1. Процесс преобразования графической информации в интегрированную САПР одежды

Процесс распознавания художественного решения модели заключается в преобразовании растрового изображения в параметрическую информацию. Данный процесс базируется на двухуровневой системе распознавания и классификации конструктивно-композиционного описания изделия. Первый уровень отображает процесс классификации графического образа с помощью анализа особенностей геометрической формы изделия или его элементов. При анализе геометрической формы графическое отображение изделия сопоставляется конструктором с геометрической эталонной формой (ЭФ). ЭФ отображают графический вариант конструктивно-композиционного решения элемента изделия (лиф, юбка, рукав) с установленными математическими параметрами (например, длина, ширина и т.д.).

На втором уровне определяются параметрические характеристики формы изделия относительно графически заданной эталонной формы.

Рис. 2. Форма диалогового окна для загрузки творческого эскиза

Рис. 2. Форма диалогового окна для загрузки творческого эскиза

 

Рис. 3. Форма диалогового окна для редактирования творческого эскиза

Рис. 3. Форма диалогового окна для редактирования творческого эскиза

В соответствии с разработанным программным комплексом процесс распознавания творческого эскиза осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе производится преобразование стилизованного изображения фигуры в пропорционально заданный графический образ (рис. 2 и 3).

Для этого в программе реализованы следующие функции:

  • загрузить эскиз;
  • разбить изображение на части (непропорционально заданная фигура предопределяет необходимость масштабирования верхней и нижней частей изображения с разным коэффициентом);
  • масштабировать изображение.

Программный комплекс предполагает возможность сравнения стилизованного изображения эскиза с пропорциональным графическим отображением фигуры человека с помощью сетки.

Распознавание графического образа модели на втором этапе осуществляется посредством выбора эталонных форм элементов одежды из диалогового окна (рис. 4).

Рис. 4. Форма диалогового окна для выбора эталонного элемента «рукав»

Рис. 4. Форма диалогового окна для выбора эталонного элемента «рукав»

 

Рис. 5. Построение технического эскиза модели одежды

Рис. 5. Построение технического эскиза модели одежды

Перемещением информационных точек эталонной формы определяются новые параметры графического изображения изделия или его элементов в координатном пространстве. В процессе модификации эталонной формы ее внутренняя структура остается неизменной. Графическое изображение эталонной формы сохраняет все характеристики описания и преобразования объекта, включающие способ представления, характер изображения и варианты модификации элемента.

При активировании пункта меню «Точки, показать» открывается окно, отображающее координаты информационных (узловых) точек графического изображения изделия.

Математическое описание преобразованного графического решения модели с помощью плавающего меню доступно пользователю. Посредством сравнения координат информационных точек в программном комплексе реализован поиск изделий-прототипов.

Рис. 6. Результаты апробации модуля «Распознавание творческого эскиза модели одежды»

Рис. 6. Результаты апробации модуля «Распознавание творческого эскиза модели одежды»

На третьем этапе происходит формирование технического эскиза (рис. 5). Процесс формирования технического отображения модели одежды включает процедуры, аналогичные процессу распознавания. Структура формирования технического отображения основывается на компоновке модели одежды из эталонных форм. Метод формирования образа модели из эталонных форм элементов одежды учитывает творческие аспекты деятельности конструктора, основанные на образно-ассоциативном восприятии композиционного решения модели одежды.

Экспериментальная проверка подтвердила возможность использования разработанной системы в условиях производства (рис. 6). Процесс создания эскиза сводится к редактированию графических элементов, полученных на основе анализа растрового изображения художественного эскиза, что создает творческую атмосферу в процессе взаимодействия конструктора и системы.

САПР и графика 6`2008