7 - 2008

Итоги VIII ежегодного конкурса на лучшую студенческую работу с использованием системы автоматизированного проектирования APM WinMachine

С.М.Розинский

В июне был завершен прием заявок и материалов для восьмого по счету конкурса на лучшую студенческую работу с использованием системы автоматизированного проектирования APM WinMachine, организуемого Научно-техническим центром «АПМ». От участников принимались курсовые, дипломные, а также научные и инициативные работы студентов из вузов и техникумов России, а также стран СНГ, выполненные с применением расчетных и графических модулей системы APM WinMachine.

С каждым годом в учебный процесс все больше внедряется современное программное обеспечение, призванное поднять уровень сложности поставленных задач благодаря возможности более оптимального их решения, а также повысить степень автоматизации выполняемых студентами работ, что, в свою очередь, сократит временные затраты на их реализацию. В связи с этим среди технических учебных заведений растет известность студенческого конкурса, проводимого НТЦ «АПМ». Сегодня российская система автоматизированного проектирования APM WinMachine используется для проведения таких учебных курсов, как «Инженерная графика», «Сопротивление материалов», «Теоретическая механика», «Детали машин», «Строительная механика», «Теория упругости», специальных курсов и т.д., выполнения курсовых и дипломных проектов учащимися, а также для осуществления исследований, связанных с диссертационными работами. Порядка 350 вузов, колледжей и техникумов самой обширной географии применяют систему APM WinMachine на различных кафедрах и факультетах. Степень оснащенности российских вузов нашими программными продуктами такова, что примерно три четверти учебных заведений технического, технологического и естественно-научного профиля используют ее в повседневной работе со студентами.

В этом году студенческий конкурс, как и всегда, отличался разнообразием тематики расчетно-графических работ. Среди них — дипломные проекты студентов следующих учебных заведений:

  • ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» (г.Екатеринбург). Студент — И.А.Нифанов. Тема работы: «Выбор основных параметров мостового крана грузоподъемностью 120 т для выполнения ремонтных работ на обогатительной фабрике, разработка конструкции подъемного механизма». Руководитель — доцент кафедры «Горные машины и комплексы» Н.В.Савинова;
  • ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» (г.Екатеринбург). Студент — Н.В.Капанин. Тема работы: «Исследование и оптимизация структуры башенной буровой вышки». Руководитель — доцент кафедры «Горные машины и комплексы» Н.В.Савинова;
  • ГОУ «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия» (г.Черкесск). Студент — А.О.Байрамуков. Тема работы: «Обоснование и исследование влияния конструктивных параметров на точность вращения шпинделя с автоматической сменой инструмента». Руководители — зав. кафедрой «ТМ» А.Д.Мамбетов, доцент Р.З.Лафишева;
  • МГТУ им. Н.Э.Баумана. Студент — Н.В.Пряничников. Тема работы: «Разработка технологического процесса сборки — сварки топливного коллектора двигателей причаливания и ориентации приборно-агрегатного отсека космического аппарата “Союз-ТМА”». Руководитель — преподаватель кафедры «СМ-12» В.К.Облов;
  • ФГОУ СПО «Павловский сельскохозяйственный техникум» (г.Павловск Воронежской обл.). Студент — Ю.Л.Карпенко. Тема работы по конструкторской части дипломного проекта: «Устройство для сушки фильтров». Руководитель — преподаватель специальных дисциплин О.В.Фомичева (отделение «Механизация сельского хозяйства» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»);
  • ФГОУ СПО «Павловский сельскохозяйственный техникум». Студент — В.В.Коссаковский. Тема работы: «Организация эксплуатации автомашин в СХА “Воронцовская” Павловского района Воронежской области с разработкой агрегатного участка». Руководитель — преподаватель специальных дисциплин О.В.Фомичева.

Курсовые проекты:

  • ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г.Хабаровск). Студент — П.В.Кириченко. Тема работы: «Расчет кулачковых механизмов с использованием APM Cam. Проверка расчета программы». Руководитель — доцент кафедры «Системы автоматизированного проектирования» О.П.Ткаченко;
  • ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения». Студент — А.А.Чаплинский. Тема работы: «Расчет червячных передач в системе APM WinMachine». Руководитель — доцент кафедры «Системы автоматизированного проектирования» О.П.Ткаченко;
  • ФГОУ СПО «Павловский сельскохозяйственный техникум». Студент — Е.Н.Лобанов. Тема работы: «Разработка технологического процесса ремонта детали автомобиля». Руководитель — преподаватель специальных дисциплин А.В.Предущенко, консультант — О.В.Фомичева (отделение «Механизация сельского хозяйства»);
  • Морской государственный университет им. адмирала Г.И.Невельского (г.Владивосток). Студенты — Н.Серков, Г.Колотушкин. Тема работы: «Статический расчет пространственного бруса в системе APM WinMachine». Руководитель — канд. техн. наук А.В.Славгородская.

А также заслуживающие отдельного внимания научно-исследовательские работы:

  • Донецкий национальный технический университет (Украина):

- студенты — С.В.Кучеренко, Р.А.Бугаёв, А.В.Кузьмин. Тема работы: «Проектирование и прочностной расчет механизма подачи притира установки для правки алмазных кругов свободным абразивом в среде САПР APM WinMachine»,

- студенты — А.А.Артемьева, О.А.Андюк, А.Ю.Яснопольский. Тема работы: «Разработка методики прочностного расчета исполнительного органа проходческого комбайна КСП-32 в среде САПР APM WinMachine»,

- студенты — А.Ю.Алчин, А.Е.Кондратенко, М.В.Лютый. Тема работы: «Прочностное обоснование модернизации привода главного движения вертикально-фрезерного станка модели 6С12 в среде САПР APM WinMachine»,

- студенты — А.С.Бляшко, Д.Е.Макаренко, И.В.Полякова. Тема работы: «Разработка методики прочностного расчета механизма системы перемещения проходческого комбайна КСП-32 в среде APM WinMachine».

Руководители — заведующий кафедрой «Основы проектирования машин» докт. техн. наук, профессор В.Г.Нечепаев, ассистент В.А.Голдобин;

  • ГОУ ВПО «Московский государственный институт электроники и математики» (Технический университет). Студент — Е.В.Матвеев. Тема работы: «Разработка и исследование моделей миниатюрных пьезогироскопов с применением метода конечных элементов в системе APM WinMachine». Руководитель — канд. техн. наук, профессор кафедры «Технологические системы электроники» А.Н.Виноградов;
  • ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина». Студент — Е.В.Власов. Тема работы: «Проектирование оптимальной конструкции крыши строительного сооружения в среде APM WinMachine». Руководитель — канд. техн. наук, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная механика» М.А.Ноздрин.

Впервые за время проведения конкурса на суд жюри была прислана работа студента, представляющая собой полностью подготовленное учебное пособие, — «Рабочая тетрадь». Это руководство для проведения практических занятий по дисциплине «Инженерная графика», подготовленное с использованием модулей системы APM WinMachine. Данная работа была выполнена студентом А.В.Госюковым из ФГОУ СПО «Павловский сельскохозяйственный техникум» под руководством преподавателя специальных дисциплин О.В.Фомичевой.

Таким образом, всего на конкурс были представлены 17 работ. Хочется отметить высокий уровень подготовки участников конкурса и грамотный подход к решению поставленных задач, многие из которых имеют практическое применение. Радует и тот факт, что с каждым годом находятся все новые и новые области применения для продуктов, выпускаемых НТЦ «АПМ».

В состав конкурсной комиссии, оценивающей постановку решаемых задач, сложность расчетных моделей и качество представления результатов, вошли представители профессорско-преподавательского состава ведущих вузов, а также представители промышленности (из числа пользователей системы APM WinMachine). По традиции председателем конкурсной комиссии был генеральный директор НТЦ «АПМ», докт. техн. наук, профессор кафедры «Детали машин» МГТУ им. Н.Э.Баумана Владимир Васильевич Шелофаст.

В результате работы комиссии было принято решение присудить две первых (!), две вторых и три третьих премии, а также отметить пять (!) работ поощрительными призами!

Первой премии удостоена научно-исследовательская работа студента Московского государственного института электроники и математики Егора Матвеева по разработке и исследованию моделей миниатюрных пьезогироскопов с применением метода конечных элементов в системе APM WinMachine (руководитель — канд. техн. наук, профессор кафедры «Технологические системы электроники» А.Н.Виноградов). Общий вид расчетных моделей пьезорезонаторов представлен на рис. 1.

Рис. 1. Общий вид расчетных моделей пьезорезонаторов

Рис. 1. Общий вид расчетных моделей пьезорезонаторов

Целью данной работы является поиск путей повышения чувствительности миниатюрных пьезогироскопов. В отличие от классических роторных гироскопов, новые виды гироскопических датчиков являются твердотельными и не содержат вращающихся частей. Вибрационный гироскоп, как правило, состоит из датчика первичной информации и электронной схемы для обработки и преобразования сигналов. При этом датчик первичной информации состоит из чувствительного элемента (вибратора), совершающего резонансные колебания на подвеске, закрепленной в корпусе. Данная работа посвящена исследованию конструкций чувствительных элементов пьезогироскопов трех типов: мембранных, камертонных и балочных (стержневых) в режиме первичных колебаний.

Для получения наибольшего количества информации о поведении конструкции в статическом и динамическом режимах использовался метод конечных элементов, реализованный в системе APM WinMachine, с частичной проверкой экспериментальным методом.

В литературе отмечена схожесть температурной деформации с пьезодеформацией. Это дает основание заменить задачу расчета напряженно-деформированного состояния при пьезодеформации температурной задачей.

После исследования статических и динамических характеристик различных моделей были получены карты распределения напряжений, перемещений, а также собственные частоты резонаторов (рис. 2). Все это позволило сделать выводы о работоспособности различных типов чувствительных элементов, необходимости и возможности их модернизации. Также отмечено, что при близких размерах конструкция мембранного пьезорезонатора позволяет получить более низкие собственные частоты и большие амплитуды прогиба по сравнению с камертонным и балочным пьезорезонаторами.

Рис. 2. Примеры представления результатов в виде карт распределения эквивалентных напряжений, перемещений, показа одной из форм собственных колебаний

Рис. 2. Примеры представления результатов в виде карт распределения эквивалентных напряжений, перемещений, показа одной из форм собственных колебаний

Таким образом, в данной работе были достаточно широко использованы возможности конечно-элементного анализа системы APM WinMachine. Показано ее реальное применение для решения задач развития технологий микроэлектроники. Отработана новая технология использования модуля APM Structure3D путем введения температурной аналогии моделирования прецизионных пьезоэлектронных устройств. Проведено сравнение результатов аналитических методик и экспериментальных данных. Все это в конечном счете позволило сделать выводы о наиболее перспективных конструкторских решениях для проектирования современных пьезогироскопов.

Первой премии также была удостоена работа студента Павловского сельскохозяйственного техникума Александра Госюкова по разработке учебного пособия «Рабочая тетрадь» — руководства для проведения практических занятий по дисциплине «Инженерная графика», выполненного с использованием модулей системы APM WinMachine (руководитель — преподаватель специальных дисциплин О.В.Фомичева). Общий вид некоторых листов рабочей тетради показан на рис. 3 и 4.

Рис. 3. Фрагмент «Рабочей тетради» по дисциплине «Инженерная графика» из темы «Сечения»

Рис. 3. Фрагмент «Рабочей тетради» по дисциплине «Инженерная графика» из темы «Сечения»

 

Рис. 4. Фрагмент «Рабочей тетради» по дисциплине «Инженерная графика» из темы «Разрезы»

Рис. 4. Фрагмент «Рабочей тетради» по дисциплине «Инженерная графика» из темы «Разрезы»

Рабочая тетрадь по инженерной графике выполнена в модуле APM Graph, входящем в состав системы APM WinMachine. Для ее наполнения также использовались объекты базы данных по стандартным элементам машиностроения. Тетрадь предназначена для систематизации знаний, полученных на занятиях по дисциплине «Инженерная графика», а также для последующего перехода на выполнение заданий с применением плоского графического редактора APM Graph и прилагающихся к нему баз данных стандартных изделий.

При разработке рабочей тетради достаточно глубоко проработан необходимый теоретический материал, хорошо реализованы вопросы самостоятельной работы студента. В перспективе работа над подобными методическими материалами и по другим дисциплинам позволит в гораздо большем объеме внедрять практику компьютерного проектирования в учебный процесс.

Вторая премия присуждена студенту Уральского государственного горного университета Николаю Капанину за работу по исследованию и оптимизации структуры башенной буровой вышки с помощью системы APM WinMachine (руководитель — доцент кафедры «Горные машины и комплексы» Н.В.Савинова). Проект выполнен по техническому заданию Инженерного центра буровых установок «Генерация».

Цель проводимых исследований заключается в поиске конструктивных решений, позволяющих увеличить грузоподъемность существующих металлоконструкций. При этом предложенные изменения не должны привести к существенному увеличению массы и времени монтажа вышки. В процессе выполнения работы исследовалось влияние отдельных элементов вышки на работу конструкции в целом. Создавались структуры металлоконструкций вышек, работающих в различных условиях.

Рис. 5. Расчетная модель металлоконструкции буровой вышки ВБ-53-320
Рис. 6. Конструктивная схема: вышка с жесткими связями
Рис. 7. Конструктивная схема: вышка на трех опорах

В первоначальном варианте был проведен расчет металлоконструкции буровой вышки ВБ-53-320 (рис. 5), который показал, что при наибольшей загрузке напряжения, действующие в «ноге» первой секции, превышают допустимые примерно на 6%, а также в ней наблюдается местная потеря устойчивости. В связи с тенденцией увеличения глубин бурения необходимо обеспечить более высокий запас прочности и возможность более глубокого бурения при помощи данной вышки. Исходя из полученных данных была проведена модернизация конструкции — увеличено поперечное сечение «ног» нижнего яруса. Это привело к незначительному увеличению массы конструкции, но позволило войти в область допустимых значений по напряжениям элементов и повысить общий коэффициент запаса по устойчивости.

Анализ конструкции вышки ВБ-53-320 показал, что ее конструктивная схема далеко не оптимальна. Поэтому была поставлена задача поиска оптимальной конструкции буровой вышки. Расчетный анализ проводился по следующим направлениям: определение рационального количества секций вышки; влияние гибких связей на работу конструкции; влияние величин натяжения гибких связей. В конечном счете были проверены три отдельные конструктивные схемы: вышка с жесткими связями (рис. 6); вышка на трех опорах (рис. 7) и вышка с гибкими связями с усиленным балконом и различным углом наклона до балкона и после него (рис. 8).

Рис. 8. Конструктивная схема: вышка с различным углом наклона до балкона и после него
Рис. 9. Окончательная оптимизированная расчетная схема буровой вышки

Среди рассмотренных вариантов у каждого нашлись свои достоинства и недостатки, но по наибольшему числу положительных критериев для дальнейшей, более детальной проработки выбрали третий вариант. Конструкция претерпела необходимые изменения (рис. 9) и была проанализирована для четырех расчетных вариантов сочетания нагрузок. На основании проведенного прочностного анализа и оценки экономических показателей видно, что предлагаемый вариант предпочтителен: затраты на монтаж сокращаются, а годовая производительность вышки повышается. Отсюда можно сделать вывод о том, что вложение средств в реализацию данного проекта позволит сэкономить значительные средства по сравнению с базовым.

Второй премии также удостоена научно-исследовательская работа, проведенная в Донецком национальном техническом университете студентами Александром Бляшко, Дмитрием Макаренко и Инной Поляковой по теме: «Разработка методики прочностного расчета механизма системы перемещения проходческого комбайна КСП-32 в среде САПР APM WinMachine» (руководители — заведующий кафедрой «Основы проектирования машин» докт. техн. наук, профессор В.Г.Нечепаев, ассистент В.А.Голдобин).

Основной целью данной работы является показ актуальности применения современных САПР для разработки комплексной методики расчета оборудования угольной промышленности на примере проектирования механизма системы перемещения проходческого комбайна (рис. 10) в модулях системы APM WinMachine.

Рис. 10. Проходческий комбайн КСП-32

Рис. 10. Проходческий комбайн КСП-32

 

Рис. 11. Фрагменты карты напряженно-деформированного состояния рамы ходовой тележки

Рис. 11. Фрагменты карты напряженно-деформированного состояния рамы ходовой тележки

В проделанной работе произведены расчеты: зубчатых передач (модуль APM Trans), валов и осей (модуль APM Shaft), подшипников качения (модуль APM Bear), соединений деталей вращения (модуль APM Joint). А также определено напряженно-деформированное состояние (рис. 11) рамы ходовой тележки системы перемещения (модули APM Studio, APM Structure3D). Показано, что параметры конструкции после нагружения находятся в допускаемых пределах. В плоском графическом редакторе APM Graph разработаны сборочные (рис. 12) и деталировочные чертежи, а также необходимые ведомости и спецификации. Таким образом, подтверждена работоспособность проектируемой конструкции рамы и ее элементов, а также целесообразность проведения подобного анализа в системе APM WinMachine для уменьшения временных затрат и количества возможных ошибок.

Рис. 12. Пример чертежа бортовой передачи проходческого комбайна, выполненный в плоском графическом редакторе APM Graph

Рис. 12. Пример чертежа бортовой передачи проходческого комбайна, выполненный в плоском графическом редакторе APM Graph

Третья премия присуждена выпускнику МГТУ им. Н.Э.Баумана Николаю Пряничникову за выполнение дипломного проекта по разработке технологического процесса сборки — сварки топливного коллектора двигателей причаливания и ориентации (ДПО) (рис. 13) приборно-агрегатного отсека космического аппарата “Союз-ТМА” (руководитель — преподаватель кафедры «СМ-12» В.К.Облов).

Рис. 13. Схема топливного коллектора в сборе с ДПО

Рис. 13. Схема топливного коллектора в сборе с ДПО

Целью данной работы являлась разработка оптимального технологического процесса изготовления указанной сборки с применением полученных в процессе обучения знаний и навыков. Отличительной чертой разработанной технологии является то, что в процессе поиска оптимального решения проводились изменения как в самом процессе производства, так и в конструкции отдельных деталей коллектора.

В конструкции топливного коллектора наиболее ответственной областью является место Т-образного соединения контуров коллектора с отводами к ДПО, питающими магистралями и дренажными отводами. Это соединение выполняется за счет таких деталей, как тройники. Из-за сложной геометрии в материале тройников могут возникать сравнительно высокие напряжения, в связи с чем изначально деталь «тройник» изготавливали из стали.

Рис. 14. Карта распределения эквивалентных напряжений в детали «тройник»

Рис. 14. Карта распределения эквивалентных напряжений в детали «тройник»

В трехмерном графическом редакторе APM Studio была проведена работа по построению расчетной модели, наложению ограничений перемещений и приложению нагрузок. По результатам нескольких итераций были определены необходимые параметры для создания оптимальной конечно-элементной сетки.

Прочностной анализ, проведенный с использованием модулей конечно-элементного анализа APM Studio и APM Structure3D из состава системы APM WinMachine, показал, что при расчетных нагрузках и замене материала на более легкий, по сравнению со сталью, конструкция тройников удовлетворяет условиям прочности (рис. 14) и в материале пластических деформаций не возникает.

Вторая третья премия присуждена студенту Карачаево-Черкесской государственной технологической академии Ахмату Байрамукову за дипломный проект по теме: «Обоснование и исследование влияния конструктивных параметров на точность вращения шпинделя с автоматической сменой инструмента» (руководители — зав. кафедрой «ТМ» А.Д.Мамбетов, доцент Р.З.Лафишева).

В шлифовальных станках (особенно во внутришлифовальных, где число оборотов шпинделя с инструментом достигает 20 000-50 000 об./мин) соединение шпинделя с инструментом через коническую оправку становится актуальным из-за недопущения перекосов оси в минутах и несоосности в долях миллиметра. Для лучшего центрирования конического соединения необходимо увеличить длину контакта конических поверхностей, что уменьшает влияние неточности изготовления на перекос оси шпинделя с конической оправкой. Однако в этом случае извлечение оправки (разъем конического соединения) усложняется из-за возникновения эффекта заклинивания.

В связи с этим были предложены следующие методы и пути решения:

  • конструктивным решением;
  • оптимизацией усилия затяжки.

Конструктивные решения привели к созданию нового типа конических соединений с винтовыми канавками, заявленными как изобретение. Такая конструкция позволяет поверхности оправки более эластично прилегать к внутреннему конусу шпинделя. При съеме оправки наличие спиральных канавок, наоборот, уменьшает усилие контакта.

Основная цель теоретического и экспериментального исследования в проделанной работе заключалась в проведении прочностного анализа трех различных видов конических оправок для внутришлифовальной головки мод. ВШГ-45 (рис. 15) и выдачи предложений, подкрепленных поверочными расчетами, по наиболее рациональному и работоспособному варианту их конструкции.

Рис. 15. Чертеж внутришлифовальной головки мод. ВШГ-45

Рис. 15. Чертеж внутришлифовальной головки мод. ВШГ-45

Для построения расчетных моделей оправок использовался модуль трехмерного проектирования APM Studio, а для анализа напряженно-деформированного состояния — модуль APM Structure3D. Некоторые результаты расчетов приведены на рис. 16.

Рис. 16. Результаты расчетов по модифицированному варианту конической оправки

Рис. 16. Результаты расчетов по модифицированному варианту конической оправки

В итоге была показана применимость системы APM WinMachine для решения оптимизационных задач и доказана работоспособность новой конструкции конических оправок, которые обеспечивают необходимую точность сочленения и возможность извлечения с элементом прокручивания.

Последняя из третьих премий присуждена студентам Анне Артемьевой, Олегу Андрюку и Андрею Яснопольскому из Донецкого национального технического университета за научно-исследовательскую работу по теме: «Разработка методики прочностного расчета системы исполнительного органа проходческого комбайна КСП-32 в среде САПР APM WinMachine» (руководители — заведующий кафедрой «Основы проектирования машин» докт. техн. наук, профессор В.Г.Нечепаев, ассистент В.А.Голдобин).

Цель работы — разработка комплексной методики прочностного расчета системы исполнительного органа проходческого комбайна (ПК) КСП-32 с использованием САПР APM WinMachine.

Условия работы ПК характеризуются значительными вариациями механических характеристик горных пород и характеристик разрушаемости угольных пластов. Это определяет необходимость оперативного варьирования параметрами и вариантами конструкций элементов системы привода применительно к конкретным условиям эксплуатации. Особенно важно это при переходе на более тяжелые условия эксплуатации. С целью обеспечения использования рациональных конструкций необходимо иметь возможность оперативной проверки прочности при изменении технических решений. Для этого нужно создать комплексную методику прочностного расчета весьма специфических и сложных конструкций, являющихся основой системы привода исполнительных органов ПК. Такая методика должна обеспечивать возможность точного и оперативного расчета всех специфических конструктивных узлов, включая сложные корпусные детали.

В данной работе решается задача построения такой методики в среде САПР APM WinMachine, которая полностью отвечает перечисленным выше требованиям. Созданная комплексная методика расчета позволяет:

  • произвести расчет основных элементов системы привода исполнительных органов ПК: зубчатых передач, валов и осей, подшипников, шлицевых и шпоночных соединений;
  • выполнить анализ напряженно-деформированного состояния корпусных деталей исполнительного органа ПК.

В данной работе продемонстрирована связь между сторонними графическими редакторами и расчетными модулями системы APM WinMachine (APM Studio, APM Structure3D). Благодаря современным возможностям прочностного анализа было показано, что существующая конструкция исполнительного органа ПК при самом тяжелом режиме работы (горизонтальное резание с попутным фрезерованием) имеет достаточные запасы прочности (рис. 17), что позволяет вести разговор о ее оптимизации.

Рис. 17. Анализ прочностных характеристик корпуса исполнительного органа проходческого комбайна

Рис. 17. Анализ прочностных характеристик корпуса исполнительного органа проходческого комбайна

На этом, к сожалению, призовые места закончились, и было принято решение учредить несколько поощрительных премий, награжденные которыми получат комплекты учебно-методической литературы, изданной в НТЦ «АПМ».

Итак, поощрительные премии получили студенты:

  • Ю.Л.Карпенко из Павловского сельскохозяйственного техникума. Тема работы по конструкторской части дипломного проекта: «Устройство для сушки фильтров»;
  • Е.В.Власов из Ивановского государственного энергетического университета им. В.И.Ленина. Тема работы: «Проектирование оптимальной конструкции крыши строительного сооружения в среде APM WinMachine»;
  • А.Ю.Алчин, А.Е.Кондратенко, М.В.Лютый из Донецкого национального технического университета. Тема работы: «Прочностное обоснование модернизации привода главного движения вертикально-фрезерного станка модели 6С12 в среде САПР APM WinMachine»;
  • С.В.Кучеренко, Р.А.Бугаёв, А.В.Кузьмин из Донецкого национального технического университета. Тема работы: «Проектирование и прочностной расчет механизма подачи притира установки для правки алмазных кругов свободным абразивом в среде САПР APM WinMachine»;
  • И.А.Нифанов из Уральского государственного горного университета. Тема работы: «Выбор основных параметров мостового крана грузоподъемностью 120 т для выполнения ремонтных работ на обогатительной фабрике, разработка конструкции подъемного механизма».

Всем участникам конкурса будут выданы памятные дипломы, а авторы и руководители работ, занявших призовые места, кроме того, награждаются денежными премиями.

В заключение хочется отметить тот факт, что все больше студентов учебных заведений выполняют курсовые, дипломные проекты и научно-исследовательские работы с использованием современных программных продуктов. Нам очень приятно сознавать, что уровень конструкторских решений год от года растет, а система APM WinMachine становится все более качественной и востребованной. Научно-технический центр АПМ благодарит всех студентов и их руководителей за присланные работы, желает всем творческих успехов и выражает уверенность в том, что в следующем году многим студентам полученные знания пригодятся как молодым специалистам в проектных организациях, ну а тем, кто продолжает учебу, — при подготовке и защите выпускных работ.

САПР и графика 7`2008