7 - 2008

PLM-системы должны соответствовать требованиям заказчика — сегодня и в будущем

Билл Босвелл (Bill Boswell)
(Руководитель департамента по продвижению Teamcenter, компания Siemens PLM Software, подразделение Siemens Industry Sector.)

Многие годы наблюдая за тем, как заказчики выбирают решения по управлению жизненным циклом изделия (PLM), я заметил следующий парадокс. С одной стороны, выбор делается очень тщательно, с учетом решения актуальных для предприятия задач, а с другой — глубокий, рассчитанный на перспективное развитие подход, который позволил бы укрепить лидирующие позиции и повысить конкурентоспособность компании на рынке, применяется редко.

Обычно компании начинают выбор системы с выявления узких мест в существующем процессе разработки изделия, большое внимание уделяется, в частности, использованию устаревшей информации, проблеме обмена данными между распределенными коллективами специалистов, наличию инженерно-конструкторских ошибок, выявляемых только на этапе производства, нарушению производственного цикла и т.п. Затем наступает этап анализа предлагаемых на рынке PLM-решений и определения, какие программные продукты могут решить стоящие сегодня перед предприятием задачи. Сравнив их функциональность, предприятие принимает решение о приобретении системы.

Такой подход решает текущие проблемы предприятия, однако, сосредоточившись только на сиюминутных задачах, можно упустить более широкие перспективы развития, которые позволят значительно повысить конкурентоспособность и производительность предприятия в будущем.

Долгосрочные перспективы применения PLM-решений

При выборе и внедрении PLM-системы необходимо учитывать долгосрочные стратегические задачи компании. Промышленные компании, рассматривающие долгосрочную перспективу применения PLM, получают максимальную отдачу от использования PLM-решений. Определяя перечень краткосрочных и долгосрочных требований к системе, следует помнить, что PLM-решение не только управляет производственными данными, но и позволяет:

  • осуществлять коллективную работу специалистов конструкторских и производственных подразделений и обеспечивать совместный доступ к данным в режиме реального времени, а также интегрировать различные информационные системы, связанные с производством изделия;
  • создавать распределенную информационную среду для управления процессом разработки;
  • создавать, хранить, защищать и управлять интеллектуальными ресурсами предприятия для повышения эффективности бизнеса;
  • применять передовые методики, накопленный опыт и интеллектуальный потенциал организации для ускорения выпуска продукции на рынок, сокращения издержек и увеличения прибыли.

Для обеспечения конкурентоспособности в будущем предприятию совсем необязательно приобретать решение с большим набором функциональных средств, чем требуется в данный момент. Не имеет смысла внедрять систему, поддерживающую процессы, необходимости в которых у предприятия сегодня нет.

Следует выбрать PLM-решение с базовыми характеристиками, позволяющее дополнять функции по мере необходимости, и все задачи по управлению жизненным циклом изделия как сегодня, так и в будущем будут успешно решаться в единой интегрированной информационной среде.

В качестве примера стратегического подхода при выборе комплексной PLM-системы приведу ситуацию на одном из ведущих международных предприятий авиационно-космической отрасли. На нем применялось более 217 различных систем для разработки изделий, информация об изделиях хранилась в 40 базах данных, 4200 специалистов компании работали в распределенной среде над важнейшими задачами, не имея возможности действовать коллективно, поддержка разнородных систем представляла серьезные трудности для отдела автоматизации. Проанализировав сложившуюся ситуацию, определив приоритеты перспективного развития и области для применения PLM, компания сократила число систем с 217 до двух. Это позволило уменьшить издержки за счет снижения стоимости обслуживания и обновлений программного обеспечения, улучшить взаимодействие между коллективами специалистов и предоставить общий доступ к единой базе знаний об изделиях и процессах.

Преимущества внедрения комплексного PLM-решения для повышения эффективности бизнеса

Как определить, является ли PLM-система универсальной и масштабируемой в соответствии с потребностями и задачами предприятия? Один из способов — проверить, какие виды приложений поддерживаются системой и какой диапазон внедрения — от малого предприятия до международной корпорации — система может обеспечить. Большинство поставщиков PLM предлагают интегрированную среду для автоматизированного проектирования (средние и тяжелые САПР), автоматизированного производства и управления данными об изделии.

При выборе PLM-системы необходимо учитывать, что с ее помощью должен быть решен ряд задач, направленных на стратегическое развитие предприятия:

  • улучшен процесс разработки инновационных изделий;
  • обеспечено управление взаимодействием с поставщиками, отслеживание запросов на техобслуживание и ремонт;
  • предоставлена возможность создания цифровых моделей конструкций;
  • достигнута «прозрачность» всего процесса проектирования;
  • налажено взаимодействие распределенных коллективов при помощи общего доступа к единой информационной базе данных об изделиях и процессах.

Как улучшить процесс разработки инновационных изделий? Как лучше организовать работу с поставщиками и координировать запросы на техобслуживание и ремонт? Инженерам необходимо представить заказчику варианты конструкции, созданные в различных САПР, в виде единой цифровой модели? Возникла необходимость презентации полного процесса проектирования для руководства? Планируется значительный рост предприятия? Или компания уже является частью международной корпорации и работает для десятка тысяч клиентов? Современные интегрированные PLM-решения обеспечивают успешное решение поставленных задач!

Нацеленность на результат

Важнейшая задача при выборе PLM-системы — получить четкое представление о преимуществах от внедрения PLM с учетом долгосрочных планов развития предприятия. Применение PLM-решений позволяет сократить сроки выхода изделий на рынок, увеличить валовую прибыль, снизить себестоимость и затраты на обеспечение жизненного цикла изделий, повысить качество продукции и эффективность производственных процессов, а также общий рост производительности, сократить издержки за счет улучшения взаимодействия специалистов и использования единой базы данных предприятия.

Например, компания Eclipse Aviation приняла стратегию внедрения PLM с учетом планов выпуска на рынок легкого реактивного самолета стоимостью более миллиона долларов. Для достижения максимальной эффективности всех процессов жизненного цикла изделия компания Eclipse применила PLM-систему для создания цифровой модели самолета, на которой основывались все последующие инженерные разработки и проектные решения. На каждом этапе разработки PLM-система создавала документацию для Федеральной авиационной комиссии (FAA) и обеспечивала обмен информацией в реальном времени, что обеспечило успешную сертификацию воздушного судна в FAA.

Комплексность и масштабируемость PLM-решений — ключевые преимущества внедрения полнофункциональных PLM-систем, а не отдельных решений независимо от размера компании. Поэтому при выборе PLM-системы для предприятия необходимо сформулировать требования с учетом перспектив развития бизнеса и убедиться, что поставщик сможет их выполнить. Комплексное PLM-решение автоматизирует процессы на каждом этапе жизненного цикла изделия от замысла до утилизации, повышая качество изделия и эффективность производственного процесса. При этом рост производительности характеризуется не только снижением себестоимости, но и ускорением выхода изделий на рынок и ростом прибыли предприятия в целом.

САПР и графика 7`2008