Лекарство от стереотипов
За последние два года российский энергетический сектор претерпел существенные изменения. Их масштаб трудно переоценить: приватизация кардинально перекроила карту собственности, а либерализация рынка электроэнергии существенным образом поменяла правила игры. Проведенная реформа призвана решить проблему привлечения финансовых ресурсов для модернизации устаревших производственных мощностей и строительства новых энергообъектов, которые нужны для покрытия намечающего дефицита.
Финансовый кризис внес свои коррективы: в условиях недостатка заемных средств и снижения прогнозного спроса на электроэнергию многие энергокомпании вынуждены корректировать свои инвестиционные планы, а также уделять повышенное внимание эффективности своей операционной деятельности. Не в последнюю очередь кризис затронул проектные и инжиниринговые компании, которые находятся на переднем крае инвестиционной деятельности.
Вследствие наблюдавшегося в последние годы роста многие российские проектные институты и инжиниринговые компании смогли восстановить свои позиции и даже накопить некоторый запас прочности. В отличие от паузы 90-х годов, у них было много заказов, а у ведущих проектных институтов даже появилась возможность выбирать наиболее привлекательные из имеющихся контрактов. Небольшая конкуренция, избыток новых заказов и фактически полная загрузка мощностей — все это позволяло многим компаниям не задумываться над повышением своей эффективности. Кризис поменял приоритеты: эффективность и, как следствие, прибыльность и конкурентоспособность становятся основными объектами приложения усилий руководителей проектных организаций.
Трехмерная модель Калининградской ТЭЦ-2. Выполнена в PDMS институтом ТЭП, Москва
На эффективность деятельности проектной организации влияет множество факторов, но используемые технологии проектирования, пожалуй, относятся к ключевым, поскольку непосредственно влияют на производительность труда проектировщика и точность проектирования. Несколько десятилетий назад самые инновационные западные инжиниринговые компании стали внедрять технологии трехмерного проектирования, сегодня мы с уверенностью можем констатировать, что все (!) международные инжиниринговые компании используют их в качестве основного инструмента в своей работе. Эти технологии, наряду с расчетными программами, являются неотъемлемой частью ежедневной инженерной работы.
Среди российских проектных институтов уже сформировалась прослойка технологических лидеров, которые давно используют технологии трехмерного проектирования. И хотя, казалось бы, в профессиональной среде уже давно сложилось убеждение, что без таких технологий современная проектная организация уже не может обойтись, осталось еще много проектных институтов, которые упоминают 3D только в рекламных буклетах, а в реальности с «трехмеркой» экспериментируют лишь несколько сотрудников в свободное от работы время.
Основным тормозом в инновационном развитии российского инжиниринга, как ни странно, является стереотипность и косность мышления руководителей проектных организаций. Масштаб вызовов требует соответствующей реакции. В ответ на беспрецедентный для последних десятилетий план модернизации, сопоставимый по своему размаху с планом ГОЭЛРО, проектные институты должны отреагировать пропорционально или придется откатиться на задворки процесса модернизации российской энергетики. Компаниям требуются современные лидеры, способные к изменениям, те, кто готов критически подойти к накопленному опыту и взять из него лишь самое необходимое.
Такие изменения, как переход на технологию трехмерного проектирования, для проектного института означают и пересмотр организационно-штатной структуры компании, и качественное изменение способа взаимодействия между отделами. Организация, вставшая на путь модернизации, должна будет также поменять свое отношение к устаревшим стандартам, таким как СПДС и ГОСТ. Руководитель должен будет, по сути, по-новому выстроить свои взаимоотношения с надзорными органами, проверяющими документацию, выпускаемую по новой технологии, а следовательно, имеющую отличия от старых документов, подготовленных на кульмане или в обычном редакторе чертежей.
Непонимание масштаба, а иногда и просто боязнь изменений мешают многим российским проектным институтам осваивать новые технологии и эволюционировать в современные динамичные организации, конкурентоспособные не только внутри России, но и на мировом энергетическом рынке.
Целый ряд из названных проблем поможет решить опыт компании AVEVA, которая разрабатывает технологию трехмерного проектирования высокого уровня. Компания не только лидирует на мировом рынке современных технологий проектирования, но и накопила богатый отраслевой опыт в России. Она сотрудничает с большинством ведущих российских энергетических проектных институтов, успешно внедривших трехмерное проектирование.
Говоря о современных технологиях, принято приводить в пример технологическое лидерство западных компаний. Однако в связи с этим более интересен опыт китайских предприятий. Специалисты хорошо помнят, что еще менее десяти лет назад китайский рынок считался самым перспективным рынком сбыта для наших энергетических компаний. Но их темпы развития, в том числе темпы внедрения современных технологий, таковы, что сегодня китайские подрядчики представляют серьезную угрозу не только на местном рынке, но и на рынках других азиатских стран, традиционно считавшихся вотчиной российских энергетиков. Более того, все чаще слышны требования законодательного ограничения участия китайских энергетиков в модернизации нашей энергосистемы. При этом используется стандартная аргументация о дешевизне китайской рабочей силы. При этом мало кто знает, что уже много лет все 26 китайских проектных институтов класса А применяют технологии трехмерного проектирования, а 22 из них — технологию AVEVA PDMS, которая прекрасно зарекомендовала себя во всем мире.
Развивая свою энергетику, Китай ускоренными темпами повторяет путь СССР, пройденный при реализации плана ГОЭЛРО в 20-х годах прошлого столетия. В те годы Советский Союз, помимо активного развития отечественной науки и производства, не отказывался от применения лучшего зарубежного опыта. Так, в годы первых пятилеток в Советскую Россию до 70% электротехнического оборудования поступало из-за границы, а уже к середине 30-х годов в СССР был налажен выпуск собственных турбин, генераторов и всего необходимого для этой отрасли.
Наступающий кризис дает хороший повод отечественным инжиниринговым компаниям, чтобы осмотреться, отдышаться и как следует подготовиться к следующей волне роста в новых условиях, которые будут отличаться еще более высокой конкуренцией как с отечественными, так и с зарубежными игроками. Учитывая, что в 2007 году Китай, по всей видимости, прошел пик, введя в строй более 100 ГВт новых мощностей, в ближайшие годы следует ожидать ужесточения конкуренции именно с энергетиками этой страны. Наши потребности «всего лишь» в 30 ГВт за 4 года могут быть легко удовлетворены даже малой частью высвобождающихся ресурсов китайских энергетиков.
Кризис — это еще и новые возможности. Те российские инжиниринговые компании, которые максимально эффективно им воспользуются, будут определять энергетический ландшафт будущего. Остальные, выбравшие тактику зимовки, возможно, во время следующей волны роста будут находиться на вторых ролях. Инновациями нужно заниматься сейчас, завтра на это может не хватить ни времени, ни ресурсов.