Перспективы развития рынка PLM в России в 2009 году
Все плохо! (негативный сценарий)
Дали денег! (позитивный сценарий)
Что ждет рынок PLM-решений в 2009 году
Что может предложить группа компаний «Лоция Софт»
2008 год принес много новостей — сначала хороших: быстрый рост рынка PLM-решений в России на фоне высоких цен на нефть и бездефицитного бюджета, а затем не очень хороших: грянул мировой финансовый кризис.
И если в первой половине года рынок развивался динамично (рост составил примерно 10% за полгода), то завершение года не обещает быть столь оптимистичным.
И хотя практически все отечественные поставщики коробочных решений сообщали об успешных проектах, выполненных в этом году, но в октябре-ноябре ситуация стала меняться довольно быстро, причем не в лучшую сторону.
Также в первой половине этого года многие отечественные компании заявили о планах по внедрению у себя PLM-решений ведущих зарубежных разработчиков. Но мировой кризис внес свои коррективы, и по ряду таких проектов финансирование уже заморожено.
Поэтому финансовые результаты 2008 года могут оказаться не такими радужными для поставщиков PLM-решений, как предполагалось всего полгода назад.
В то же время по итогам событий на Кавказе, имевших место нынешним летом, правительство обещало поддержать ведущие отечественные предприятия оборонного профиля и выделить необходимые финансовые средства на перспективные разработки.
Таким образом, есть надежда, что запланированное внедрение PLM-решений на этих предприятиях все же состоится.
Так что наступающий 2009 год обещает быть очень непростым и интересным.
Но сначала остановимся на том, что мы имеем сейчас.
Итак, по состоянию на 2008 год практически на всех предприятиях внедрены учетные системы и САПР, на многих — системы электронных архивов документов, а на относительно небольшой части — комплексные PLM/PDM-решения.
При этом PLM-системы стали функционально более насыщенными, и для их успешного внедрения уже недостаточно быть специалистом в узкой области. Помимо знания работы с СУБД и сетевых технологий, навыков работы с САПР и умения программировать, теперь требуются знания в области описания и моделирования бизнес-процессов, понимания специфики взаимодействия с ERP, а также знание новых отечественных и зарубежных стандартов. К сожалению, у работающих на предприятиях специалистов, как правило, не хватает времени на глубокое изучение всех этих вопросов. Поэтому принятие ключевых решений об автоматизации зачастую поручается сторонним организациям — интеграторам или аутсорсинговым компаниям, что не всегда хорошо.
К счастью, в последнее время отечественные вузы начали уделять внимание подготовке специалистов в области PLM, но реальная отдача от этого наступит не ранее чем через два-три года. Пока же придется в основном переучивать уже работающих сотрудников.
Планируемое вступление России в ВТО и связанное с этим усиление контроля за соблюдением авторских прав на программное обеспечение на фоне глобального кризиса представляется для руководителей ряда предприятий уже не самой страшной угрозой.
Вот какова в общих чертах текущая ситуация.
А теперь рассмотрим два возможных сценария развития ситуации — негативный и позитивный.
Все плохо! (негативный сценарий)
Если ситуация с финансовым кризисом будет усугубляться, то, очевидно, все непроизводственные расходы (к которым относятся и расходы на ИT) будут существенно сокращаться. Причем это касается не только финансирования, но и штата служб автоматизации.
Вопрос минимизации стоимости выпускаемой продукции и повышения конкурентоспособности встанет еще более остро (поскольку в условиях снижения платежеспособного спроса конкуренция между производителями товарной продукции только усилится).
Помимо снижения непроизводственных затрат очевидным решением будет минимизация складских запасов и оптимизация кадровой структуры и бизнес-процессов.
Для этого потребуется максимально автоматизировать работу производственных и снабженческих служб (чей кадровый состав, скорее всего, будет сокращен).
Таким образом, получается, что и в условиях ограниченного финансирования внедрение систем PLM сохранит актуальность. И на первый план выйдут вопросы интеграции между PDM и ERP (в первую очередь передачи данных о составе изделия для планирования производства, объема складских запасов и управления закупками).
В такой ситуации объективное преимущество получат системы PLM/PDM, имеющие невысокую стоимость и обладающие возможностями интеграции с ERP, — то есть отечественные разработки и недорогие зарубежные системы. А если давление контролирующих органов в части лицензирования сохранится, то все большее внимание будет уделяться бесплатно лицензируемому ПО с открытым кодом на платформе Linux.
Правда, возможна и иная ситуация: в условиях финансовых ограничений может повториться история 90-х годов прошлого века с «идеями чучхе» о самостоятельной разработке программного обеспечения силами сотрудников отделов автоматизации предприятий.
На первый взгляд такая идея кажется заманчивой. Но при здравом размышлении (о затратах, связанных с содержанием штата программистов в условиях большей прозрачности предприятия для фискальных органов, а то и о реальном отсутствии кадров, необходимых для подобной разработки) такой вариант с большой долей вероятности будет отклонен здравомыслящим руководством предприятий.
При таком развитии событий в первую очередь будут востребованы следующие возможности PLM-решений:
- накопление интеллектуальной собственности предприятия — это позволит сохранить имеющиеся наработки при уходе с предприятия сотрудников (данную выгоду от использования PLM-решений вообще сложно переоценить). Также возможности по поиску информации помогут высвободить рабочее время, которое сотрудники тратят на поиск документов (по данным независимых аналитиков, оно составляет от 5 до 10% рабочего времени);
- возможности однократного автоматизированного ввода данных (что позволит избежать ошибок и временных затрат, связанных с повторным ручным вводом). Благодаря использованию данной функциональности PLM-решений будут решаться задачи построения единых справочников предприятия;
- интеграция систем PDM с САПР с дальнейшей передачей данных о составе изделия и спецификаций в систему ERP позволит избежать ошибок при планировании производства и закупках комплектующих;
- применение средств Workflow позволит минимизировать непроизводственные затраты, связанные с передачей документов между исполнителями и нестабильностью бизнес-процессов предприятия (это еще 5-10% рабочего времени);
- использование средств визуализации (просмотра и аннотирования) позволит снизить затраты на лицензионное ПО (по количеству лицензий на САПР — в 5-7 раз) и на обучение работе с ним для специалистов служб нормоконтроля и руководства;
- применение средств анализа данных поможет выявить тонкие места, а автоматизированное формирование отчетов — сократить рутинные операции.
Итоговым критерием выбора системы, вероятнее всего, станет все же минимальная цена. Таким образом, если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, то преимущества получат системы, обеспечивающие указанную выше функциональность и позволяющие максимально сократить совокупную стоимость владения (TCO).
На этапе приобретения системы предприятие может сократить расходы за счет выбора оптимальной модели лицензирования (выбрав решение с невысокой стоимостью лицензий, лицензировав только необходимый комплект модулей и воспользовавшись гибкими схемами лицензирования типа использования механизма конкурентных лицензий).
На этапе внедрения затраты могут быть сокращены при использовании систем, имеющих готовые шаблоны настройки для данной предметной области и позволяющих осуществлять настройку (хотя бы базовую) визуально, без программирования.
Также предпочтение, скорее всего, будет оказано системам, не требующим долгого и дорогостоящего обучения персонала (как пользователей, так и администраторов).
Разумеется, не последнюю роль будет играть и стоимость сопровождения — подписки на обновления версий, технической поддержки, доработок и т.п. При этом желательно, чтобы используемое решение было максимально независимым от диктата его производителя (предприятие-заказчик должно иметь возможность в полном объеме управлять данными без привлечения сотрудников поставщика, иметь полное описание модели данных и возможность работать с ними на правах администратора).
Из позитивных для заказчиков сторон развития ситуации по данному сценарию следует также отметить вероятное снижение цен на лицензии, работы и услуги и потенциальную большую гибкость поставщиков программных решений при работе с клиентами.
Дали денег! (позитивный сценарий)
А теперь предположим, что антикризисные меры возымели действие, и в новом году ситуация кардинальным образом улучшится.
Это может показаться странным, но в таком случае первоочередные задачи, стоящие перед предприятиями, останутся теми же, как минимум, в первые полгода — уж очень сильные изменения в мировоззрении многих руководителей вызвал кризис.
Отличие будет только в возросшем финансировании. И, разумеется, благодаря этому интерес к высокобюджетным проектам автоматизации снова повысится.
Но тут предприятия поджидает ловушка: деньги-то дали, а штаты уже сокращены, поэтому внедрять купленную сложную систему придется уже гораздо меньшим числом сотрудников.
При этом с оживлением рынка и подъемом производства крупные предприятия столкнутся с потребностью в прозрачных механизмах управления данными в рамках единого информационного пространства.
В такой ситуации, помимо возможностей, уже описанных выше, хорошее PLM-решение сможет предоставить следующие возможности:
- использование готовых отраслевых шаблонов решений, которые могли бы быть адаптированы с минимальными трудозатратами (разумеется, при кризисе это тоже не помешает, но тогда на первое место будет выходить цена);
- максимально легкий переход от формализованного описания бизнес-процессов предприятия к кодам Workflow. То есть процессы должны описываться в простом и понятном сотрудникам ИT-служб предприятия виде;
- решение обеспечит максимальный уровень интеграции существующих на предприятии программных средств (если при ограниченных финансах еще можно мириться с отдельными неудобствами, то при возможности выбора ограничивать себя ни к чему);
- передел рынка, неизбежный в период последующего за кризисом роста, приведет к увеличению потребностей компаний в управлении территориально распределенной информацией;
- значительное изменение цен на комплектующие и очень вероятная частая смена поставщиков потребуют регулярно обеспечивать импорт данных из каталогов и прайс-листов (зачастую представленных в самой разной форме) и выгружать собственные справочники (например, каталог продукции) в виде, приемлемом для заказчиков (на web-сайт, корпоративный портал и т.п.).
Таким образом, при позитивном развитии событий, скорее всего, будут реанимированы высокобюджетные проекты, во многом более ориентированные на повышение престижа лиц, причастных к их реализации, чем на практическую эффективность. Но в условиях «светлого будущего» многие предприятия смогут себе это позволить (к сожалению, на скидки рассчитывать тогда вряд ли придется).
Очевидно, что повысится интерес к новым технологическим и архитектурным (на базе SOA (Service Oriented Architecture) и др.) реализациям PLM-решений. При этом периодически выдвигаемый представителями некоторых компаний — разработчиков ПО тезис о необходимости иметь законченное PLM-решение, включающее и САПР и ERP от одного поставщика, в ряде случаев будет казаться привлекательным, но по мере развития решений, построенных, к примеру, в той же SOA, интеграция в рамках одного решения программ разных производителей существенно упростится.
Что ждет рынок PLM-решений в 2009 году
Как говорится, оптимист изучает английский язык, пессимист — китайский язык, а реалист — устройство автомата Калашникова.
Несмотря на всю полярность оценок перспектив развития ситуации в 2009 году, есть надежда, что реальный сектор российской экономики, который является основным пользователем PLM-решений, все же сумеет пережить мировой финансовый кризис без невосполнимых потерь.
Но кризис заставит руководство предприятий очень серьезно относиться к выбору оптимальных решений в области автоматизации. Поэтому большие бюджеты и раздутые штаты уйдут в прошлое (как минимум, на пару лет).
По нашим оценкам, в наступающем году все большее развитие получат недорогие PLM-решения с ярко выраженной отраслевой специализацией.
При этом будет сохраняться тенденция по развитию стандартизации типовых решений, ориентации на использование свободно лицензируемого ПО.
В условиях кризиса компании-разработчики будут вынуждены сосредоточить ресурсы на своей основной специализации (разработке САПР), поэтому решения от поставщиков САПР с большой долей вероятности будут развиваться не так активно, как решения от независимых разработчиков PLM.
Вполне вероятно, что существенно (как минимум в два раза) сократится объем рынка услуг по внедрению PLM-систем — предприятия предпочтут выполнять основные работы по внедрению своими силами.
И, скорее всего, заказчики, выбирающие PLM-решение, будут обращать внимание в первую очередь на решения, включающие системы PLM/PDM и ERP, интегрированные между собой и удовлетворяющие критическому для предприятия набору требований, при этом имеющие минимальную совокупную стоимость владения.
Что может предложить группа компаний «Лоция Софт»
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в ближайший год при практически любом варианте развития событий преимущества получат компании, готовые предложить решение, в котором были бы интегрированы компоненты PLM и ERP и которое можно внедрить быстро, малыми силами и за разумные деньги. Одним из лидеров отечественного рынка, предлагающих подобное решение, является группа компаний «Лоция Софт», чье решение Lotsia PLM объединяет системы Lotsia PDM PLUS, Lotsia WEB и Lotsia ERP. Для крупных компаний и многопрофильных холдингов предлагается также Lotsia Enterprise Edition, включающая в базовый комплект поставки расширенный набор модулей.
А чтобы последствия кризиса как можно меньше отразились на возможности отечественных предприятий использовать прогрессивные PLM-решения для повышения эффективности своей работы, мы подготовили специальный пакет предложений, позволяющих внедрять PLM-решения в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.