12 - 2008

Опыт использования производственной PDM-системы в ОАО «Тамбовский завод «ОКТЯБРЬ»

Производственная PDM-система и ERP-инструмент достоверной оценки рентабельности заказа на первоначальном этапе и в процессе изготовления продукции

Л.В.Шаламова

ОАО «Тамбовский завод «Октябрь» — производство с современной технологией и высококвалифицированным персоналом. Это единственное в России предприятие, которое специализируется на выпуске радиопередающих устройств большой мощности.

На заводе производятся:

  • аппаратура коммутационная, распределительные устройства и принадлежности телефонные;
  • передатчики телевизионные;
  • радиоаппаратура профессиональная;
  • радиопередатчики стационарные;
  • радиоприемные устройства для морского транспорта бортовые;
  • автомобили многоцелевые армейские (военные);
  • передатчики УКВ-ЧМ;
  • радиостанции военного назначения;
  • радиостанции портативные;
  • системы, станции, сети связи (телекоммуникации) и линейное оборудование систем связи;
  • телевизионная и видеоаппаратура профессиональная; установки для радиовещательных студий комплектные.

Почему наше предприятие приняло решение о внедрении комплексной системы ERP+PDM на единой платформе «1С:Предприятие 8»?

В ОАО «Тамбовский завод «Октябрь» более десяти лет работала система управления производством собственной разработки, которая способствовала быстрому вводу огромных массивов изменений конструкторской и технологической информации. Операторы вводили в нее спецификации с бумажных документов. Это неоптимальный, сложный процесс, в котором задействованы все службы завода. А центром управления этой информацией является отдел АСУ предприятия, который в электронном виде аккумулирует информацию по всем составам изделий. Но количество задач, решаемых данной системой, ограничено. А жизнь не стоит на месте и требует автоматизации новых задач. Ясно, что возможности небольшого коллектива программистов отдела АСУП существенно ограничены по сравнению с солидной командой разработчиков решений на платформе «1С:Предприятие 8», специализирующихся на различных задачах, таких как автоматизация складов, бухгалтерия, конструкторско-технологическая подготовка производства, запуск контура планирования.

Командно-штабная машина Р-149 БМР

Командно-штабная машина Р-149 БМР

То, что рано или поздно нужно будет переходить не просто на современную комплексную систему, а на систему именно с единой базой данных, охватывающую весь жизненный цикл изделия, было осознано несколько лет назад.

В связи с ростом производства руководство предприятия пришло к пониманию того, что откладывать внедрение комплексной системы с единой информационной базой просто опасно. А иметь на предприятии разрозненные информационные системы — это необоснованная роскошь. Основные изделия, которые выпускает предприятие, имеют длительный цикл производства — более года. При получении заказа авансовый платеж составляет только часть от общей стоимости изготовления изделия. За время его изготовления происходит громадное количество конструкторских изменений, появляется новое оборудование, выводится из эксплуатации имеющееся, что влечет за собой постоянные изменения технологии изготовления. При этом какие-то части изделия производятся по кооперации. Покупать комплектующие (ПКИ) на весь заказ в момент получения аванса не только не целесообразно, но и финансово невозможно. А стоимость ПКИ постоянно растет, часть из них снимается с производства, что опять приводит к новым конструкторским изменениям. Поэтому предприятие в таких условиях может нормально развиваться только при наличии единой информационной системы. Не просто системы автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП), не просто системы производственного учета и планирования, не просто системы экономического анализа, а именно единой комплексной системы PLM+ERP. Нужно это заводу для того, чтобы конструкторские и технологические изменения, а также изменения в производстве мгновенно давали сигнал экономической службе для анализа изменяющейся ситуации и оперативного просчета эффективности работы предприятия. И не просто, а в разрезе заказов, в разрезе конкретного изделия.

Передатчик ПКМ-20М

Передатчик ПКМ-20М

Благодаря тому что такое комплексное решение уже разработано на широко используемой различными предприятиями платформе «1С:Предприятие 8», генеральный директор ОАО «Тамбовский завод «Октябрь» В.Ф.Горковенко принял решение о внедрении на предприятии программного комплекса «1С:PDM Управление инженерными данными» (1С:PDM) и «1C:Управление производственным предприятием 8» (1С:УПП) с единой базой данных. Поскольку решения «1С:PDM» и «1С:УПП» уже апробированы и используются на различных предприятиях машиностроения и приборостроения, это позволило нам воспользоваться их опытом и значительно сократить сроки внедрения.

Решение на платформе «1С:Предприятие 8» выгодно отличается, во-первых, ценой, а во-вторых, готовностью типовых решений к применению без доработок и коротким сроком запуска в эксплуатацию. Например, стоимость внедрения системы управления инженерными данными «1С:PDM» — это стоимость обучения работе в системе специалистов и готовность руководства к стимулированию своего персонала для внедрения комплексной системы с целью значительного роста прибыльности предприятия.

Изделие Р-166

Изделие Р-166

Естественно, принимая во внимание сложность бизнес-процессов предприятия и производства, невозможность 100-процентного отрыва сотрудников функциональных подразделений от выполнения их непосредственных обязанностей, компанией APPIUS совместно со специалистами завода было принято решение о постепенной замене существующей информационной системы на комплекс «1С:PDM Управление инженерными данными» плюс «1С:Управление производственным предприятием 8».

Радиостанция Р-168-100КБ

Радиостанция Р-168-100КБ

После принятия решения о внедрении системы сразу возникла необходимость в разработке плана для ввода в эксплуатацию информационной системы. Такой план должен был позволить начать использование системы в кратчайшие сроки с постепенным вовлечением в работу всех служб предприятия. Центральной частью информационных потоков на предприятии является отдел АСУП, который сосредотачивает актуальную информацию по изделиям и извещениям, формирует полные подетальные ведомости. Используя информацию отдела АСУП, предприятие осуществляет заказ комплектующих, работу кооперации, выдачу производственных заданий и т.п.

Очевидно, что на первом этапе внедрения системы необходимо было перевести отдел АСУП на работу в комплексе «1С:PDM» и «1С:УПП», так как именно там собиралась и поддерживалась вся актуальная информация по изделиям нашего производства. Кроме того, нужно было отработать использование системы самой группой внедрения для понимания принципов представления данных и их взаимосвязей. Группа внедрения при этом была создана на базе отдела АСУП и состояла из специалистов данного отдела. В течение пяти месяцев специалисты группы внедрения, поддерживая контакт с компанией APPIUS, а также постоянно консультируясь с собственными специалистами по прикладным областям, приступили к использованию системы, расширяя при этом круг задействованных в ней сотрудников. Система начала распространяться из отдела АСУП в функциональные подразделения предприятия (БТД, ОГТ, ОГК, ОТиЗ, ОМТС и т.д.). Сотрудники группы внедрения, благодаря сформированному интегрированному представлению о бизнес-процессах завода, помогают специалистам на местах в адаптации к работе в комплексной системе. Такая адаптация необходима для того, чтобы человек осознанно осуществлял свою работу в дальнейшем, чувствуя ответственность за достоверность и своевременность ввода данных. Кроме того, такой подход резко повышает компетентность специалистов на местах, делая их необходимым звеном в работе не только информационной системы, но и всего предприятия. Естественно, что основной и конечной целью является внедрение комплексной системы, однако итерационный процесс продвижения к ней ставит перед специалистами группы внедрения ряд промежуточных задач. Прежде всего это задача перекрытия функционала существующей системы АСУП, то есть автоматического формирования производственной программы, объемно-календарного планирования, формирования потребностей в ПКИ. В дальнейшем появятся задачи посменного планирования, анализа данных и т.д. Выбранная схема внедрения позволяет решать их постепенно, не сосредотачиваясь на второстепенной для текущего этапа информации. Следуя такой логике работы, система вливается в структуру предприятия, не сильно нарушая привычный рабочий ритм и не требуя резкого перехода от традиционного уклада работы к новому, а это, в свою очередь, не вызывает у людей негативной реакции на происходящие события.

Расчет потребности производства в материалах и трудовых ресурсах, как один из элементов анализа рентабельности того или иного заказа, представляет собой задачу огромной сложности, но после внедрения систем «1С:Предприятие 8. PDM Управление инженерными данными» и «1C:Управления производственным предприятием 8» она решается с минимальными временными затратами. Кроме того, при внедрении данного комплекса повышается прозрачность предприятия в целом, улучшается управляемость всех подразделений, что опять же немаловажно, особенно в период кризиса — это позволяет быстро реагировать на первичные сигналы проблем, строить эффективные коммуникационные и управленческие каналы для их оперативного решения.

Одним из важнейших результатов реализации комплексного решения является оптимизация внутренних процессов на нашем предприятии, в частности процедуры согласования и отслеживания конкретных заказов. Благодаря этому выявляются и устраняются явные и скрытые противоречия, серьезно тормозящие работу всей организации, что особенно актуально в период экономического кризиса.

Хотелось бы обратить внимание разработчиков на один очень важный аспект в экономической деятельности предприятия — это учет потребления энергоресурсов: электроэнергии, воды, тепла. Фактически экономические службы занимаются планированием, расчетом и отчетом по энергетическим показателям предприятия. Отпуск ресурсов строго контролируется и лимитируется по предварительной обоснованной заявке, составленной на год вперед и при наличии отчета за истекший период. К сожалению, у предприятия не всегда есть возможность использовать автоматизированную систему коммерческого учета энергии и мощности (АСКУЭ).


Л.В.Шаламова

Л.В.Шаламова

Начальник отдела АСУП ОАО «Тамбовский завод «Октябрь».

В начало В начало

САПР и графика 12`2008