1 - 2009

«Трансмашхолдинг»: 3D — это шаг к цифровому прототипу

ЗАО «Трансмашхолдинг», созданное в 2002 году, является крупнейшей в России компанией в отрасли транспортного машиностроения. Это холдинг, включающий 14 предприятий, которые производят весь спектр железнодорожной техники и являются ведущими поставщиками подвижного состава для ОАО «Российские железные дороги».

Предприятия, входящие сегодня в «Трансмашхолдинг», всегда широко применяли системы автоматизации проектных работ. Однако до 2005 года на разных заводах конструкторы использовали различное программное обеспечение в зависимости от своих ключевых потребностей. Это, конечно, позволяло эффективно решать специфические задачи, но не давало возможности поддерживать единую стратегию в области проектирования, организовать электронный обмен проектной документацией внутри предприятий и реализовывать совместные проекты силами нескольких групп конструкторов. С 2005 года в рамках разработанной стратегии автоматизации руководство холдинга начало активно развивать на предприятиях не только САПР, но и информационные технологии в целом.

Перед тем как выбрать САПР, которая станет стандартом для холдинга, сотрудники технической дирекции и ИТ-отдела изучили опыт других машиностроительных предприятий и существующие на рынке предложения вендоров.

 

При выборе САПР рассматривалась не только функциональность продуктов, но и вопросы, важные в плане бизнеса: надежность и стабильность компании-разработчика, распространенность системы в России, наличие большого числа специалистов, способных работать с данным продуктом, поддержка со стороны вендора, а также, что немаловажно, его ценовая политика. В результате в качестве одной из базовых для холдинга была выбрана линейка Autodesk, поскольку она соответствовала всем заявленным требованиям. Безусловно, продукты Autodesk, такие как AutoCAD, использовались на предприятиях «Трансмашхолдинга» и ранее — даже до объединения компаний. Однако теперь они должны фактически создать единое пространство проектирования и позволить конструкторам работать на более высоком уровне.

Одним из элементов стратегии развития информационных технологий в «Трансмашхолдинге» является унификация платформ программного обеспечения, поскольку помимо соответствующей функциональности должна быть обеспечена возможность передачи информации между различными подразделениями и предприятиями. Ведь просто создавать чертежи в электронном виде недостаточно для того, чтобы сделать производственный процесс более эффективным. Информация об изделии должна быть всесторонней и доступной всем заинтересованным в ней сотрудникам. Осуществлять обмен документацией между разными системами теоретически возможно, но в данном случае предприятия не застрахованы от сбоев и искажения данных. Унификация программного обеспечения позволяет сделать передачу более простой.

Александр Валерьевич Северов Дмитрий Эдуардович Солопов Евгений Евгеньевич Тарасов
Александр Валерьевич Северов Дмитрий Эдуардович Солопов Евгений Евгеньевич Тарасов

Переход на единую линейку не был одномоментным. Более того, он продолжается до сих пор, и сегодня компании холдинга в разной степени используют решения Autodesk. Как отметил Михаил Жохов, руководитель направления «Корпоративные информационные системы», «значительная доля продукции “Трансмашхолдинга” сейчас разрабатывается с помощью ПО Autodesk». «Мы стараемся все применяемые ИТ-решения рассматривать в контексте глобальной стратегии автоматизации. С этой точки зрения повсеместный переход на продукты Autodesk позволяет нам проще и быстрее организовать внедрение, обучение и эксплуатацию. В отдельных областях у нас остаются узкоспециальные продукты, решения других вендоров. Но там, где единство программного обеспечения критически важно для бизнеса, мы ориентируемся на ПО Autodesk», — пояснил Михаил Жохов.

 

Требования бизнеса, по заявлению специалистов «Трансмашхолдинга», — единственный критерий, на который ориентируется ИТ-подразделение в вопросах автоматизации. «Внедрение САПР или другой системы можно считать эффективным, когда предприятие уже не может без этой системы обойтись. Эффективность выражается даже не в деньгах, а в качестве и сроках решения задач, в результатах, которые мы получаем, в надежности нашей техники, то есть в показателях, которые важны для бизнеса», — отметил Михаил Жохов.

 

В этом году холдинг сосредоточился на активном внедрении и использовании Autodesk Inventor и инструментов 3D-проектирования. По словам конструкторов, функциональность Inventor полностью соответствует всем существующим в машиностроительном проектировании задачам. Пока нельзя сказать, что все предприятия в равной степени применяют 3D-модели. Многолетнее использование двумерного проектирования делает переход на 3D не таким оперативным, как ожидалось. Нельзя в один момент разрушить устоявшиеся бизнес-процессы, заменить весь парк оборудования. Тем не менее на многих предприятиях 3D-модели уже становятся стандартом. В первую очередь это относится к Тверскому вагоностроительному заводу, «Пензадизельмашу», Брянскому машиностроительному заводу, Новочеркасскому электровозостроительному заводу. Ряд изделий уже полностью разрабатывается в 3D. Это только первый шаг, но он уже позволяет говорить о том, что предприятия готовы выйти на новый уровень проектирования. Освоив 3D, проектные группы рано или поздно придут к следующей ступени — использованию цифрового прототипа. «Концепция цифрового прототипа — это тот идеал, к которому мы стремимся. Говорить о том, что он есть сейчас, преждевременно, но мы к нему придем. Переход на 3D — это шаг к цифровому прототипу», — заявляют конструкторы.

 

Во многом способствует переходу к 3D и применению других передовых технологий проектирования сложившаяся в «Трансмашхолдинге» система обмена знаниями. Переход на единую линейку продуктов позволяет организовать обмен знаниями между коллективами и сделать применение ИТ-решений более эффективным. Например, на Тверском вагоностроительном заводе была подготовлена группа из состава ИТ-специалистов, впоследствии проводившая обучение специалистов других предприятий. В обучении участвуют и сотрудники Autodesk, и авторизованные партнеры, которые помогают находить наиболее эффективные пути решения тех или иных прикладных задач.

 

 

В последнее время предприятия холдинга также активно работают над развитием направления дизайна. В связи с этим холдинг изучает продукт Autodesk Alias Studio с тем, чтобы выяснить, соответствует ли он потребностям всех предприятий и будет ли его внедрение во всем холдинге эффективным с точки зрения бизнеса. Дизайнерское ПО давно используется в «Трансмашхолдинге», но применение новых решений не только даст дизайнерам дополнительные возможности, но и позволит расширить единое пространство проектирования. В едином формате смогут осуществляться все фазы создания изделий — от идеи и дизайна до производства.

Следствием унификации и налаживания горизонтальных связей между конструкторскими подразделениями стала возможность обмена данными и совместной реализации проектов силами сотрудников разных заводов. Другими словами, в холдинге создается единая информационная среда, которая отнюдь не будет ограничена только САПР. В единое информационное пространство войдут данные различных учетных систем, ERP и других бизнес-приложений. Как подчеркивают ИТ-специалисты, процесс автоматизации и в последующее время будет проходить исключительно в соответствии с потребностями бизнеса. В числе первоочередных задач развития САПР — дальнейшая унификация программного обеспечения, развитие направления дизайна и постепенный переход к современным технологиям проектирования — 3D и цифровому прототипу.


Михаил Жохов

Руководитель направления «Корпоративные информационные системы» Михаил Жохов

САПР и графика 1`2009