«Трансмашхолдинг»: 3D — это шаг к цифровому прототипу
ЗАО «Трансмашхолдинг», созданное в 2002 году, является крупнейшей в России компанией в отрасли транспортного машиностроения. Это холдинг, включающий 14 предприятий, которые производят весь спектр железнодорожной техники и являются ведущими поставщиками подвижного состава для ОАО «Российские железные дороги».
Предприятия, входящие сегодня в «Трансмашхолдинг», всегда широко применяли системы автоматизации проектных работ. Однако до 2005 года на разных заводах конструкторы использовали различное программное обеспечение в зависимости от своих ключевых потребностей. Это, конечно, позволяло эффективно решать специфические задачи, но не давало возможности поддерживать единую стратегию в области проектирования, организовать электронный обмен проектной документацией внутри предприятий и реализовывать совместные проекты силами нескольких групп конструкторов. С 2005 года в рамках разработанной стратегии автоматизации руководство холдинга начало активно развивать на предприятиях не только САПР, но и информационные технологии в целом.
Перед тем как выбрать САПР, которая станет стандартом для холдинга, сотрудники технической дирекции и ИТ-отдела изучили опыт других машиностроительных предприятий и существующие на рынке предложения вендоров.
При выборе САПР рассматривалась не только функциональность продуктов, но и вопросы, важные в плане бизнеса: надежность и стабильность компании-разработчика, распространенность системы в России, наличие большого числа специалистов, способных работать с данным продуктом, поддержка со стороны вендора, а также, что немаловажно, его ценовая политика. В результате в качестве одной из базовых для холдинга была выбрана линейка Autodesk, поскольку она соответствовала всем заявленным требованиям. Безусловно, продукты Autodesk, такие как AutoCAD, использовались на предприятиях «Трансмашхолдинга» и ранее — даже до объединения компаний. Однако теперь они должны фактически создать единое пространство проектирования и позволить конструкторам работать на более высоком уровне.
Одним из элементов стратегии развития информационных технологий в «Трансмашхолдинге» является унификация платформ программного обеспечения, поскольку помимо соответствующей функциональности должна быть обеспечена возможность передачи информации между различными подразделениями и предприятиями. Ведь просто создавать чертежи в электронном виде недостаточно для того, чтобы сделать производственный процесс более эффективным. Информация об изделии должна быть всесторонней и доступной всем заинтересованным в ней сотрудникам. Осуществлять обмен документацией между разными системами теоретически возможно, но в данном случае предприятия не застрахованы от сбоев и искажения данных. Унификация программного обеспечения позволяет сделать передачу более простой.
Александр Валерьевич Северов | Дмитрий Эдуардович Солопов | Евгений Евгеньевич Тарасов |
Переход на единую линейку не был одномоментным. Более того, он продолжается до сих пор, и сегодня компании холдинга в разной степени используют решения Autodesk. Как отметил Михаил Жохов, руководитель направления «Корпоративные информационные системы», «значительная доля продукции “Трансмашхолдинга” сейчас разрабатывается с помощью ПО Autodesk». «Мы стараемся все применяемые ИТ-решения рассматривать в контексте глобальной стратегии автоматизации. С этой точки зрения повсеместный переход на продукты Autodesk позволяет нам проще и быстрее организовать внедрение, обучение и эксплуатацию. В отдельных областях у нас остаются узкоспециальные продукты, решения других вендоров. Но там, где единство программного обеспечения критически важно для бизнеса, мы ориентируемся на ПО Autodesk», — пояснил Михаил Жохов.
Требования бизнеса, по заявлению специалистов «Трансмашхолдинга», — единственный критерий, на который ориентируется ИТ-подразделение в вопросах автоматизации. «Внедрение САПР или другой системы можно считать эффективным, когда предприятие уже не может без этой системы обойтись. Эффективность выражается даже не в деньгах, а в качестве и сроках решения задач, в результатах, которые мы получаем, в надежности нашей техники, то есть в показателях, которые важны для бизнеса», — отметил Михаил Жохов.
В этом году холдинг сосредоточился на активном внедрении и использовании Autodesk Inventor и инструментов 3D-проектирования. По словам конструкторов, функциональность Inventor полностью соответствует всем существующим в машиностроительном проектировании задачам. Пока нельзя сказать, что все предприятия в равной степени применяют 3D-модели. Многолетнее использование двумерного проектирования делает переход на 3D не таким оперативным, как ожидалось. Нельзя в один момент разрушить устоявшиеся бизнес-процессы, заменить весь парк оборудования. Тем не менее на многих предприятиях 3D-модели уже становятся стандартом. В первую очередь это относится к Тверскому вагоностроительному заводу, «Пензадизельмашу», Брянскому машиностроительному заводу, Новочеркасскому электровозостроительному заводу. Ряд изделий уже полностью разрабатывается в 3D. Это только первый шаг, но он уже позволяет говорить о том, что предприятия готовы выйти на новый уровень проектирования. Освоив 3D, проектные группы рано или поздно придут к следующей ступени — использованию цифрового прототипа. «Концепция цифрового прототипа — это тот идеал, к которому мы стремимся. Говорить о том, что он есть сейчас, преждевременно, но мы к нему придем. Переход на 3D — это шаг к цифровому прототипу», — заявляют конструкторы.
Во многом способствует переходу к 3D и применению других передовых технологий проектирования сложившаяся в «Трансмашхолдинге» система обмена знаниями. Переход на единую линейку продуктов позволяет организовать обмен знаниями между коллективами и сделать применение ИТ-решений более эффективным. Например, на Тверском вагоностроительном заводе была подготовлена группа из состава ИТ-специалистов, впоследствии проводившая обучение специалистов других предприятий. В обучении участвуют и сотрудники Autodesk, и авторизованные партнеры, которые помогают находить наиболее эффективные пути решения тех или иных прикладных задач.
В последнее время предприятия холдинга также активно работают над развитием направления дизайна. В связи с этим холдинг изучает продукт Autodesk Alias Studio с тем, чтобы выяснить, соответствует ли он потребностям всех предприятий и будет ли его внедрение во всем холдинге эффективным с точки зрения бизнеса. Дизайнерское ПО давно используется в «Трансмашхолдинге», но применение новых решений не только даст дизайнерам дополнительные возможности, но и позволит расширить единое пространство проектирования. В едином формате смогут осуществляться все фазы создания изделий — от идеи и дизайна до производства.
Следствием унификации и налаживания горизонтальных связей между конструкторскими подразделениями стала возможность обмена данными и совместной реализации проектов силами сотрудников разных заводов. Другими словами, в холдинге создается единая информационная среда, которая отнюдь не будет ограничена только САПР. В единое информационное пространство войдут данные различных учетных систем, ERP и других бизнес-приложений. Как подчеркивают ИТ-специалисты, процесс автоматизации и в последующее время будет проходить исключительно в соответствии с потребностями бизнеса. В числе первоочередных задач развития САПР — дальнейшая унификация программного обеспечения, развитие направления дизайна и постепенный переход к современным технологиям проектирования — 3D и цифровому прототипу.
Руководитель направления «Корпоративные информационные системы» Михаил Жохов