Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

11 - 2008

Что ждет PLM-решения в период экономического спада

Алексей Родионов

В свое время очень популярной была такая шутка: из последних трех экономических кризисов наши экономисты предсказали восемь.

Вот и сейчас, в условиях бурного роста российского фондового рынка, никто особенно не волновался по поводу того, что у нас может случиться финансовый кризис. Или старались об этом не задумываться, ведь нужно угнаться за конкурентами. Наоборот, практически все были уверены, что возникнут проблемы не финансового, а экономического плана, так как высокая цена на нефть не дает развиваться никаким другим секторам, кроме нефтегазового, Россия сидит на нефтяной игле и т.д. То есть основную проблему все видели в том, что у нас много денег и они не работают. Беда пришла с другой стороны — неожиданно денег стало мало. Сейчас компании начинают экономить: замораживаются проекты развития, снижаются зарплаты, происходит сокращение персонала. Все занимают выжидательную позицию. Причем зачастую это не связано с текущими потребностями, но бизнес работает на перспективу, а сейчас будущее не берется предсказать никто. Но поскольку налицо недостаток дешевых денег, то приходится страховаться и снижать расходы.

Что ждет рынок PLM-систем? Можно ли предполагать, что в условиях урезания бюджета будет покупаться программное обеспечение класса PLM и происходить финансирование новых внедрений? На первый взгляд ответ очевиден — нет. И T-проекты не относятся к основному производству, поэтому в условиях снижения экономической активности и урезания бюджетов подобные затраты сокращаются одними из первых. Но есть несколько факторов, которые делают ответ на этот вопрос не столь однозначным и говорят о том, что некоторые компании сочтут текущий момент подходящим для развития своей И T-ифраструктуры.

Фактор кадрового ресурса. Основные затраты по проектам — это заработная плата исполнителей и оборудование (материалы). В условиях сокращения штатов как по инициативе компании, так и по инициативе сотрудников, которым уменьшили зарплатные и премиальные выплаты, устойчивость компании оказывается под вопросом. То есть в случае получения, например, нового проекта возникают ресурсные проблемы. При существующей технологии работы сокращение штата не может быть легко восполнено. Ведь в условиях дешевых денег компании достаточно легко могли набрать персонал под проект просто за счет очередного кредита. Сейчас это сделать крайне сложно, а потому экстенсивный путь непродуктивен.

Каким образом можно решить эту проблему? В данной ситуации на первый план выходят методы, позволяющие повысить производительность труда, то есть соотношение отдачи одного сотрудника к фонду заработной платы. Сегодня для многих компаний это означает либо внедрение современных программных средств, либо пересмотр управленческих и исполнительских процедур в компании. Причем речь, как правило, идет именно о пересмотре схемы управления и контроля, поскольку косметическими мерами трудно обойтись — все старые схемы рассчитаны на экстенсивный путь развития, когда основными критериями являются масштабируемость и производительность решения. А реинжиниринг управленческих процедур сегодня неразрывно связан с совершенствованием программного обеспечения, которое позволяет как ускорить процесс создания и прохождения информации, так и обеспечить контроль бизнес-процессов.

Фактор своевременности. В период бурного развития бизнеса причиной внедрения новых программных решений, как правило, является неработоспособность существующих решений для руководства либо для ключевых подразделений компании. Когда система автоматизации (или ее отсутствие) становится «бутылочным горлышком», не дает реальную картину происходящего, тормозит важные бизнес-процессы, не позволяет реализовать важный проект, только тогда руководство может принять решение о внедрении нового решения. Ведь в период бурного развития очень трудно заниматься новым внедрением: некогда трезво оценить бизнес-процессы компании, задачи постоянно меняются, у сотрудников нет достаточного количества времени для постановки задачи. Причем даже привлечение сторонних внедренцев не всегда помогает, так как предметные специалисты зачастую сами не в состоянии правильно сформулировать, что именно нужно сегодня и что понадобится через два-три года. В этом смысле период относительного затишья как нельзя лучше подходит для осмысления того, что было и что будет. Есть возможность поставить перспективные задачи, определить текущие проблемы и внедрить новое решение, поскольку сотрудники не очень загружены, а посему более восприимчивы к новому в условиях снижения объема поступающей и обрабатываемой информации. Еще более лояльными к новым программным технологиям делает сотрудников отток персонала — ведь обязанности уволившихся возлагаются на тех, кто остался. Сразу выявляются узкие места и методы повышения производительности труда и устанавливаются гораздо более четкие критерии к анализу информации о ресурсах компании, так как точность «плюс-минус кобыла» в условиях резкого уменьшения доходной части бюджета и маржи по сделкам неприемлема. Резюмируя вышесказанное, важно заметить, что вслед за спадом обычно следует подъем и неплохо бы к нему подготовиться заранее, ведь когда начнется очередная «гонка», заниматься внедрением снова будет некогда, а конкурентное преимущество достигается в том числе и за счет грамотно выстроенных программных решений.

Фактор дешевизны. Тезис, конечно, несколько странный в условиях сокращения расходов. Но давайте вспомним, во-первых, о том, что основные затраты включают зарплату и расходы материалов, а во-вторых, что внедрение программных технологий автоматизации позволяет повысить производительность труда и гораздо более четко оценивать текущее состояние предприятия как в финансовом отношении, так и в плане других ресурсов. Внедрение программных продуктов, как правило, не связано с покупкой дополнительных материалов и оборудования, поскольку компьютерами рабочие места уже оснащены. А выигрыш, получаемый в результате правильного выбора системы автоматизации, очевиден. Ключевые слова здесь: «правильный выбор». В текущих условиях у проектов, которые не обещают быстрой отдачи (возврата) средств или предполагают существенные затраты, нет никаких шансов на реализацию. О системах какого бы класса ни шла речь — ERP, CAD/CAM, PDM/TDM/Workflow, — вряд ли кто-то решится сегодня потратить на них существенные средства, несмотря на обещания быстрой окупаемости проекта. Ведь не все внедрения оказываются успешными и не все сроки выдерживаются, а потому рисковать крупной суммой никто не будет — уже известно о большом количестве приостановленных ИT-проектов, требующих серьезных вложений. Объективная реальность заставляет наши предприятия очень четко оценивать, что действительно нужно компании. Не секрет, что зачастую ИT-бюджет непомерно раздувался и закупались программы, внедрением которых никто даже и не думал заниматься — они просто складывались на полку или, в лучшем случае, проходили стадию пилотного проекта, на базе которого оформлялся положительный отчет о внедрении, после чего вопрос о целесообразности покупки закрывался.

Каким же требованиям должны отвечать PLM-системы, которые имеют все шансы на внедрение в сегодняшних непростых условиях? Все они следуют из вышесказанного:

  • отличное соотношение «цена/качество»;
  • быстрое внедрение и отдача при низкой стоимости внедрения и совокупной стоимости владения (TCO) и возможности внедрения силами специалистов заказчика;
  • апробированность решения на предприятиях сходного профиля;
  • гибкость и возможности настройки и развития собственными силами в зависимости от текущих потребностей.

Только такие системы могут вызвать интерес у потенциальных заказчиков, которые сегодня ситуацией на рынке поставлены в очень жесткие условия. Мы говорим об этом не просто так. Компания «Лоция Софт» занимается разработкой PLM-систем более десяти лет. В нашей продуктовой линейке есть система управления предприятием класса ERP — Lotsia ERP и система класса PDM/TDM/Workflow — Lotsia PDM Plus, которая позволяет автоматизировать технический и офисный документооборот, организовать защищенное хранилище документов, управлять информацией о проекте или изделии. Вместе эти две системы формируют законченное PLM-решение, с помощью которого можно автоматизировать все основные этапы жизненного цикла изделия.

Внедрять такую систему можно как частями, так и целиком, что обеспечивает гибкость в выборе схемы внедрения. Например, внедрив Lotsia PDM Plus, можно добиться ускорения прохождения документов внутри компании, строгого контроля исполнения бизнес-процедур и надежности хранения документации.

Система Lotsia ERP позволяет автоматизировать все основные участки учета: налоговый, финансовый, бухгалтерский, кадровый, управленческий, оперативный и производственный.

Другими преимуществами решений на основе Lotsia PLM являются гибкость, переносимость и реальная масштабируемость. Немаловажным фактором, позволяющим существенно снизить затраты на внедрение автоматизированной системы, является наличие готовых шаблонов прикладных и отраслевых решений в базовой поставке.

При этом защита инвестиций заказчика увеличивается за счет возможности выбора из широкого спектра поддерживаемых программных (в том числе возможности работать на выбор с любой из ведущих индустриальных СУБД — MS SQL Server, Oracle, Sybase) и аппаратных платформ. Открытость системы является дополнительным плюсом — заказчик получает административные права на базу данных, полное описание структуры базы данных и интерфейса прикладного программирования. А широкие возможности по интеграции с приложениями, будь то САПР Autodesk AutoCAD, Inventor, MicroStation, SolidWorks или офисные приложения MS Office и Open Office, позволяют легко вписать систему в существующее программное окружение.

Таким образом, решение Lotsia PLM является хорошей альтернативой неоправданно дорогим и сложным во внедрении системам некоторых зарубежных разработчиков, что особенно отчетливо видно в условиях ограничений, налагаемых финансовым кризисом.

САПР и графика 11`2008

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: АО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557